Правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование основных правовых систем современности.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
-изучить правовую систему, как категорию теории государства и права;
-рассмотреть классификацию основных правовых систем мира;

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….2
2. Понятие правовой системы………………………………….3
3.Классификация ……………………………………………….6
4. Основные правовые системы современности…………..….8
4.1. Англосаксонская правовая система……………………...8
4.2. Романо-германская правовая система…………………...15
4.3. Правовая семья религиозного права…………...………..19
4.3.1 Мусульманская правовая система………………………..19
4.3.2. Иудейское право как разновидность религиозного права…25
5.4. Правовая система обычного традиционного прав….29
Заключение
Список использованной литератур

Файлы: 1 файл

курсовая тгп лахтионов.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Мусульманское право —  это единая исламская система  социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные  и нравственные постулаты, а также  обычай.

В настоящее время мусульманское  право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских  островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн. человек, исповедующих ислам13. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти государств.

Коран — собрание изречений  Мухаммеда, составленное через несколько  лет после его смерти, первый источник мусульманского права. Он состоит главным  образом из положений нравственного  характера, носящих слишком общий  характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических  норм. Коран учит мусульманина, например, выказывать сострадание слабым и  неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов.

Вторым по значимости источником права является Сунна14 — собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.

Третьим источником мусульманского права служит так называемая “иджма” 15— согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс)16 — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Все указанные источники  явились результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества.

Мусульманское право представляет собой яркий пример “права юристов”. Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство  играет роль законодателя, мнение специалиста  имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда  не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

3.2.Мусульманское право  в современном мире.

До начала XIX в. социально-экономические  условия существования мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому  шариат, несмотря на застывшую архаичность  его догматов, вполне соответствовал им. Однако с упадком Османской  империи на Ближнем Востоке усилилось  политическое влияние западно-европейских государств. Лидеры мусульманского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западными странами, необходима модернизация государственного управления и права.

С середины XIX в. начался процесс  законодательных реформ. В сферу  отношений, ранее традиционно регламентировавшийся мусульманским правом, стали вторгаться нормативные источники европейского происхождения. Главным образом этот процесс затронул сферы, в которых конфликт с традиционными исламскими нормами был не слишком острым, в частности, торговое и морское право. Власти Османской империи пошли еще дальше. Была принята так называемая Маждалла (1869-1876 гг.) — закон, состоящий из 1850 статей о собственности и обязательственном праве.17 Этот закон открыто не порывал с правилами шариата, но они были облечены в форму параграфов в европейском стиле и введены в действие с санкции государства.

Семейное и наследственное право подверглись законодательным  реформам в ХХ в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и  Судане. В Турции реформа семейного  и наследственного права была осуществлена в 1926 г.18 Порывая с традиционными мусульманскими канонами, новые законы осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерями покойного. Иранский гражданский кодекс, промульгированный в 1927-1935 гг., также явился кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования. Кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке и некоторых других мусульманских странах.19.

Многие мусульманские  государства заявляют в своих  конституциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения, в частности, в конституциях Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Пакистана.20

Мусульманское уголовное  право устанавливает четко определенные наказания (причем весьма суровые) за такие  преступления, как убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Наказание  за остальные преступления определяет сам судья по своему усмотрению.

Принятая в 1979 г. Конституция  исламской республики Иран провозглашает, что все законодательство, в том  числе уголовное, должно соответствовать  шариату, а суды в борьбе с преступностью  обязаны применять установленные  им меры наказания.21 Мусульманское судопроизводство довольно простое. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархия судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах мусульманские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопроизводства (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея). Однако во многих арабских государствах мусульманские суды продолжают играть немалую роль в механизме регулирования общественной жизни. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.2. Иудейское право как разновидность религиозного права

Иудейское право является одной из древнейших религиозных  правовых систем, существующих в современном  мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые  авторы считают, что иудейское право  существует более трех тысячелетий. 
Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ. 
Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества.22 В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества. В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии. 
Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права. 
Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах. 
Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».23 
 
Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права. 
 
Основные принципы иудейского права. Среди составных компонентов иудейского права, равно как и права любой другой правовой системы, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, призывают всю систему права и в значительной роли предопределяют сущность, содержание и характер всего права. 
 
Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права. 
 
Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах.…Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Этот тезис-принцип выражается во многих формулах: «любит вас Господь», «евреи – великий народ, благословенный и угодный Богу»; «Я, Господь, Бог ваш, который отделил вас от всех народов»24 и т.д. 
Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию. 
 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Правовая система обычного права

      Правовая семья обычного (традиционного) права

 

К семье обычного права  исследователи, как правило, относят  национальные правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

«В современной правовой теории нет, наверное, более интересной и противоречивой темы, чем обычное  право. В свое время «открытие» обычного права породило в русской правовой и этнографической науке многочисленные споры, продолжающиеся до настоящего времени. Полемика имела как теоретический  характер, так и практическую направленность. Но главной темой, стоящей перед  историками права, была проблема эволюции обычая в закон. В частности, этим вопросом активно занимались отечественные  правоведы: Д.И. Мейер, К.Д. Кавелин, Н.П. Загоскин и др. Эволюционная линия в юриспруденции, рассматривающая возникновение права в тесной взаимосвязи с развитием социальных и политических институтов, приобрела свое логическое завершение в марксизме, который жестко увязывал появление права со становлением государства».25Как справедливо отмечает З. Яхтанигов, «теория обычного права и концепции общезначимости, социальной полезности и нормативности традиционного правового наследия народов, обосновав закономерность преемственности правовой культуры, казалось, в начале XX в. исчерпали себя и в рамках учений о позитивном праве вылились в изыскания архаического толка» 26

Однако сегодня стало  очевидным, что обычное право  играет существенную роль в регулировании  общественной жизни на всех стадиях социальной эволюции, включая современное общество, а запретительные меры по отношению к нему не дают должной эффективности. Особенно существенное значение имеет правовой обычай в государствах традиционной правовой семьи.

Правовое многообразие и  преемственность юридического достояния, правового опыта и наследия народов  и наций являются векторами эволюции каждого этноса и основой принципа преемственности и плюрализма в  праве. Обычное право как исторический тип права функционирует только при наличии этого элемента. Во многих случаях, когда документальные источники обычного права какого-либо народа все еще скрыты от исследователя, для осмысления природы этого  феномена требуется анализ всего  комплекса правовых явлений, сопутствующих  его развитию. «Перед ним стоят  три задачи: обобщить и систематизировать  правовые нормы, отношения и представления, которые складывались у данного  народа в разные эпохи; воспроизвести  и оценить юридические институты, процедуры, методы регламентации поведения  в его среде; провести анализ защиты и регулирования социального  порядка, разрешения споров и конфликтов».

В государствах, полностью  не сформировавших правотворческий  и правоприменительный аппараты, писаные законы, издаваемые парламентом, а также судебные прецеденты фактической  юридической силы, как правило, не имеют. Проживающие в таких странах  граждане в большинстве случаев  обращаются за судом к лицам, обладающим авторитетом в их глазах, следовательно, судебные разбирательства также  основываются на традиционных нормах и имеют своей целью не вынесение  законного и обоснованного решения  по конкретному делу, а примирение сторон согласно установившемуся веками обычаю.

Таким образом, среди признаков  правовой семьи обычного или традиционного  права можно назвать следующие: доминирующее место в системе  источников права занимают обычаи и  традиции, имеющие, как правило, неписаный  характер и передаваемые из поколения  в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся  естественным путем и признанных государствами; обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  основные правовые системы современного мира.      В заключение хотелось бы сказать, что, наверное, не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много плюсов можно отметить у романо-германской правовой семьи, так как правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой стороны это может сыграть и отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим, и, изменив законы, поставил закон над правом.

У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень затруднен  поиск прецедентов при реализации норм права.

            В  результате развития международного права, экономических и торговых связей  между странами в  последнее время  наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в странах «общего права» все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права - наоборот судебный прецедент.

Информация о работе Правовые системы современности