Правовые системы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Процесс сравнения права разных стран не всегда проходил гладко. Сказывалось явное или кажущееся превосходство одних правовых систем над другими, прямое навязывание юридического мышления и правовых стереотипов одних стран (в частности «великих» колониальных держав) другим странам, недооценка роли и значения правовых систем, сложившихся у одних наций и народов, другими нациями и народами. Все это и многое другое, касающееся социальной, экономической, политической и иных сторон внутренней жизни и взаимоотношений между государствами, не могло способствовать сближению их социально-экономической и политической систем, установлению и укреплению связей между ними, а, следовательно, и выработке потребностей в сравнительном исследовании их права. Тем не менее, такое сравнительное исследование правовых систем имеет значение не только для теории, но и для практикующих юристов, так как это может помочь в усовершенствовании существующего права.

Содержание работы

Введение

1. Общая характеристика системы права

1.2 Способы классификации правовых систем

2. Романо-германская правовая семья

2.1 Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье

2.1.1 Латиноамериканское право

2.1.2 Япония

2.1.3 Скандинавское право

3. Семья общего права

3.1 Английское право

3.2 Право США

4. Семья социалистического права

5. Мусульманское право

6. Право Индии

6.1 Право индусской общины

6.2 Национальное право Индии

7. Правовые системы Африки и Мадагаскара

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовые системы в современном мире..docx

— 65.38 Кб (Скачать файл)

 

Структура права.

 

Правовые системы Романо-германской семьи по содержанию существенно  отличаются друг от друга, что связано  с различиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторые  отрасли также отражают разные подходы  или уровни развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм правовые системы, которые мы рассматриваем, благодаря их структуре могут  быть сближены, объединены в одну семью. В связи с этим обратимся к  категориям, в соответствии с которыми систематизированы нормы права, и изучим саму норму права.

 

Структура и понятия.

 

Публичное право и частное  право. Во всех странах Романо-германской правовой семьи признается деление  права на частное и публичное. В течение долгого времени  деление «публичное право – частное  право» рассматривали в рамках учения, считавшего право «естественным  порядком», независимым от государства  и высшим по отношению к нему.

 

Публичное право и частное  право во всех странах Романо-германской системы распадаются на одни и  те же основные отрасли: конституционное  право, административное право, международное  публичное право и т.д. Это сходство основывается на том, что правовая наука  во всей континентальной Европе в  течение веков имела одну и  ту же базу для обучения праву: римское  и каноническое право.

 

Деление на публичное и  частное право, являющееся доктринальным, потеряло в последнее время свою значимость, но остается важной характеристикой  структуры современного буржуазного  права. В современный период границы  между публичным и частным  правом в определенной мере стерлись, что связано с развитием государственного монополистического капитализма, ростом государственного вмешательства в  сферу экономики.

 

Обязательственное право. Обязательственное  право – это один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в Романо-германскую правовую семью. Обязательство в Романо-германской системе – это обязанность  лица (должника) дать что-то другому  лицу (кредитору), сделать или не сделать что-либо в интересах  последнего.

 

Опираясь на римское право, доктрина в странах Романо-германской семьи создала обязательственное  право, которое считается центральным  разделом гражданского права, главным  объектом юридической науки. Как  фактор, определяющий единство правовой системы Романо-германской семьи, обязательственное  право играет роль, подобную трасту в странах общего права и праву  собственности в социалистических странах.

 

Структурное сходство правовых систем, составляющих Романо-германскую правовую семью, не является полным. В  правовой системе одной страны могут  существовать категории или понятия, неизвестные другой. Однако со времени  национальных кодификаций и вопреки  им продолжается определенный параллелизм  в развитии правовых систем, входящих в Романо-германскую правовую семью.

 

Понятие нормы права.

 

Сходства или различия структуры следует рассматривать  еще и с того, как понимается сама правовая норма, ее значение, природа  и характер.

 

Во всех странах Романо-германской правовой семьи правовую норму понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более  серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле. Понятие правовой нормы, принятое в Романо-германской правовой семье, является основой кодификации в  том виде, как ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в Романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.

 

Правовая норма Романо-германской правовой семьи является чем-то средним  между средним спора – конкретным применением нормы – и общими принципами права. Нормы права не должны быть слишком общими, так  как они перестанут быть достаточно надежным руководством для практики; но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы  регулировать определенный тип отношений, а не применяться лишь к конкретной ситуации.

 

Таким образом, право в  странах Романо-германской правовой семьи состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями. Это всегда право, базирующееся на принципах, как и требует система. Это не казуистические правовые системы, и поэтому они сохранили известные  преимущества – простоту и ясность.

 

Источники права.

 

Правовые системы, составляющие Романо-германскую правовую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические  черты. Тем не менее, среди основных источников Романо-германского права  можно выделить закон, обычай, судебную практику, доктрину.

 

Закон.

 

Закон в широком смысле слова – это первостепенный, почти  единственный источник права в странах  Романо-германской правовой семьи. Все  эти страны – страны «писаного  права». Закон рассматривается в  качестве наиболее подходящего инструмента  для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и произволу.

 

Обстоятельства, которые  определили важную роль закона как  основного источника Романо-германского  права, обусловили и возможность, необходимость  кодификации права. Путем кодификации  право приводится в систему, оказывается  как бы пронизанным определенными  принципами. В XIX-XX вв. кодификация получила широкое распространение во всех странах Романо-германской семьи. Близость права этих стран выразилась не только в общей приверженности к кодификации, но также и в структуре ряда кодексов. В разных странах этой правовой семьи мы находим такие же пять основных кодексов. Кодификация завершает формирование Романо-германской правовой семьи как целостного явления.

 

Изданные органами законодательной  власти или администрацией нормы  «писаного права», составляют в странах  Романо-германского права определенную иерархическую систему.

 

Конституция. На верхней ступени  системы источников права стоит  Конституция или конституционные  законы. Во всех странах Романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в установлении большинством государств судейского контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных  государственных органов и, в  соответствии с этой компетенцией, проводят дифференциацию различных  источников права.

 

Международные договоры. Конституционные  законы по значению сравнимы с ролью  международных конвенций. В некоторых  конституциях (например, во Франции, Нидерландах) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов.

 

Регламенты и декреты. Среди источников Романо-германского  права велика роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов и др. Регламентация со стороны законодателя не может охватывать детали, а состоит лишь в изложении  принципов, общих норм.

 

Обычай.

 

Положение обычая в системе  источников Романо-германского права  весьма своеобразно. Он может действовать  не только secundum legem (в дополнение к  закону), но и praetor legem (кроме закона), область применения которого строго ограничена прогрессом кодификации  и призванным первенством закона в демократических режимах современного политического общества. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение adversus (contra) legem (против закона), хотя его роль также ограничена.

 

Обычай играл весьма важную роль в эволюции Романо-германской системы, но эта роль нуждается в  определенной легитимации. В целом, сегодня за редкими исключениями обычай потерял характер самостоятельного источника права.

 

Судебная практика.

 

По вопросу о судебной практике как источнике Романо-германского  права позиция доктрины весьма противоречива. Роль судебной практики в странах  данной правовой семьи может быть уточнена лишь в связи с ролью  закона. Судебная практика играет творческую роль в той степени, в какой  в каждой стране можно в этом процессе удаляться от простого толкования закона. Вклад судебной практики в эволюцию права в странах Романо-германской правовой семьи имеет иной характер, чем вклад законодателя. Выработанные судебной практикой правовые нормы  не имеют того авторитета, которым  обладают законодательные нормы.

 

Доктрина.

 

В системе Романо-германского  права особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи; именно в университетах  были главным образом выработаны в период XIII-XIX вв. основные принципы права. И лишь относительно недавно  с победой идей демократии и кодификации  первенство доктрины было заменено первенством  закона.

 

Доктрина создает словарь  и правовые понятия, которыми пользуется законодатель; важна роль доктрины в установлении тех методов, с  помощью которых открывают право  и толкуют законы. Доктрина оказывает  значительное влияние на самого законодателя, который часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные ею положения. Также доктрина играет роль в применении закона.

 

2.1 Правовые системы, примыкающие  к Романо-германской правовой  семье

 

 

 

В силу ряда причин (колониальная экспансия, рецепция, идеологическое влияние  и т.д.) вне европейских пределов оказалось немало национальных правовых систем, которые с теми или иными  оговорками могут быть отнесены к  Романо-германской правовой семье. Рассмотрим «латиноамериканское право», правовую систему Японии, а также, хотя прямо  и не входящее в Романо-германскую правовую семью, но близкое ей «скандинавское право».

 

 

 

2.1.1 Латиноамериканское право

 

Общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство социально-экономического строя и  классовой структуры в большинстве  из них породили и сходные политико-правовые институты. Этим обусловлено и сходство их правовых систем, что позволяет  говорить о латиноамериканском праве.

 

Многие западные компаративисты безоговорочно относят право  стран Латинской Америки к  Романо-германской правовой семье. Такова, в частности, позиция Дж. Вигмора, А.Шнитцера, Армижона, Нольде и Вольфа[1].

 

В противоположность этим авторам К. Бевилака и Энрике Мартинес Пас требовали выделить в самостоятельную  группу право стран Латинской  Америки среди различных правовых систем мира[2]. Латиноамериканское право, хотя и принадлежит по своей структуре  и общим чертам к Романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы  его классифицировать в рамках этой семьи как отдельную группу ввиду  особых черт, которые отличали его  от других видов права этой семьи.

 

Близость к Романо-германской системе выражается, прежде всего, в  том, что в основе своей латиноамериканское право – это кодифицированное право, причем кодексы построены  по европейским образцам. Отсюда и  другие черты сходства – примерно аналогичная система права, абстрактный  характер нормы.

 

Кодификация законодательства в латиноамериканских республиках, с одной стороны, отразила компромисс элементов феодального и буржуазного  права и, с другой стороны, являлась рычагом, способствовавшим, в конечном счете, закреплению и развитию новых  капиталистических отношений на латиноамериканском континенте. Поскольку  кодификация началась не сразу после  завоевания независимости и длилась  не один год, то в ней оказались  отраженными многие особенности  ситуации на континенте. Был учтен  и опыт, накопленный в других странах. Все это нашло отражение в  двух документах, оказавших существенное влияние на развитие латиноамериканского  права (Гражданский кодекс Чили 1855г., подготовленный А. Бело; работа бразильца  Тексейра де Фрейтаса о кодификации  и систематизации права). Вслед за гражданским правом последовала  кодификация других основных отраслей права. Были приняты, в частности, и  Торговые кодексы.

 

В латиноамериканском праве  особенно значительна роль делегированного  законодательства, то есть фактических  актов правительственной власти, что связано, во-первых, с президентской  формой правления и, во-вторых, с  длительными периодами «правления военных», когда нормальная законодательная  власть фактически сводится на нет.

 

Роль обычая как источника  латиноамериканского права варьирует  от страны к стране; так, в Аргентине  она несколько больше, а в Уругвае, наоборот, меньше. Но в целом –  это субсидиарный источник и на европейском  континенте он используется в случаях, оговоренных законом.

 

А что же отличает латиноамериканское право от Романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав независимость, страны Латинской Америки за модель частного права приняли право Европы, то конституционный образец они  взяли в США, так как Конституция  США была в то время единственной писаной действующей республиканской  конституцией. Восприятие американского  конституционного образца и дает основание говорить о «дуализме» латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской модели.

 

Другая особенность –  особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного  контроля за конституционностью законов, включая и использование таких  процедур, которых не знает американская модель судебного конституционного контроля. Судебная практика в большинстве  латиноамериканских стран не рассматривается  как источник права.

 

Латинская Америка в XX в. освобождается  от пассивного подражания иностранным  политико-правовым моделям, характерного на протяжении XIX в. для ее законодательной  политики в области как публичного, так и частного права. Усиливается  «тенденция в пользу учреждения и  развития государственно-правовых и  общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно  и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а  также политическую обстановку в  мире вообще и в Латинской Америке  в частности»[3].

Информация о работе Правовые системы в современном мире