Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Процесс сравнения права разных стран не всегда проходил гладко. Сказывалось явное или кажущееся превосходство одних правовых систем над другими, прямое навязывание юридического мышления и правовых стереотипов одних стран (в частности «великих» колониальных держав) другим странам, недооценка роли и значения правовых систем, сложившихся у одних наций и народов, другими нациями и народами. Все это и многое другое, касающееся социальной, экономической, политической и иных сторон внутренней жизни и взаимоотношений между государствами, не могло способствовать сближению их социально-экономической и политической систем, установлению и укреплению связей между ними, а, следовательно, и выработке потребностей в сравнительном исследовании их права. Тем не менее, такое сравнительное исследование правовых систем имеет значение не только для теории, но и для практикующих юристов, так как это может помочь в усовершенствовании существующего права.
Введение
1. Общая характеристика системы права
1.2 Способы классификации правовых систем
2. Романо-германская правовая семья
2.1 Правовые системы, примыкающие к Романо-германской правовой семье
2.1.1 Латиноамериканское право
2.1.2 Япония
2.1.3 Скандинавское право
3. Семья общего права
3.1 Английское право
3.2 Право США
4. Семья социалистического права
5. Мусульманское право
6. Право Индии
6.1 Право индусской общины
6.2 Национальное право Индии
7. Правовые системы Африки и Мадагаскара
Заключение
Список литературы
В Англии с XIX в. существует правило прецедента, которое обязывает судей в данных конкретных условиях следовать нормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичным делам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – star dacisis – действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правило прецедента. В США все усложнено в силу федеративной структуры страны. Это мешает правилу star dacisis действовать в США с той же силой, что и в Англии.
В отличие от Англии, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут, таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило star dacisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата. Однако верховные суды штатов, не желая нарушать стабильность правоотношений, с большой осторожностью допускают изменения судебной практики.
Законодательство.
Законы США – это, с одной стороны, федеральные законы, а с другой – законы штатов.
Конституция США. Среди федеральных
законов особое место занимает Основной
закон, то есть Конституция США. Американская
Конституция говорит не только об
организации политических институтов
страны. Исходя из идей естественного
права и общественного
Существование писаной Конституции, содержащей Декларацию прав, - один из элементов, отличающих право США от права Англии.
Американские кодексы. В современных США число законов постоянно растет. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законы штатов. Как правило, они именуются кодексами, например, Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих федеральных законов. Цель их: классифицировать американские законы (федеральные или отдельных штатов), оставляя в стороне Общее право.
4. Семья Социалистического права
Говоря о социалистическом праве, мы, прежде всего, имеем в виду советское право. Это обусловлено тем, что СССР оказало сильное влияние на развитие права в других европейских странах, которые строили свои правовые модели по модели СССР.
История создания и развития Социалистического права.
Возникновение социалистических систем законодательства связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего законодательства – сперва в России, после Октябрьского переворота 1917г., а после Второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
Право дореволюционной России,
как и досоциалистической право
социалистических стран Восточной
Европы, развивалось в целом в
русле и в рамках Романо-германской
правовой семьи. Влиянием этого прошлого
обусловлены: общая терминология и
приемы юридической техники, во многом
одинаковые конструкции в области
системы источников действующего «позитивного
права» и его структуры (деление
на отрасли, институты и нормы), аналогичные
представления о норме и
Однако следует признать, что существуют фундаментальные различия между структурой, институтами, образом мысли и мышления социалистических и несоциалистических стран.
Развитие советского права с 1917г. включает три главных этапа. Первый (от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР 1936г.) – построение социализма. Второй (начиная с 1936г. и до 1985г.) должен был быть периодом развития социалистического права к коммунизму, но оказался периодом стагнации. Третий период – Перестройка.
Итогами первого периода
стали: прекращение эксплуатация человека
человеком; производственные силы отданы
в распоряжение общества и эксплуатируются
в интересах всех; многонациональное
государство разрешило
Второй период не принес желаемых
результатов. СССР не удалось достичь
коммунистической стадии, на которой
государство заменится
В результате Перестройки было разрушены все основы, построенные коммунистической партией. Были проведены политическая и экономическая реформа. В 1991г. СССР прекратил свое существование.
В итоге Второй мировой
страны восемь государств в Европе
стали под разными названиями
социалистическими
В этих странах были отменены нормы, отражавшие классовый характер права. В целом же старое право сохранилось. Благодаря исторической традиции в этих странах существовало демократическое сознание, которого не было в СССР. Это демократическое сознание после распада Советского Союза ведет эти страны к возвращению в Романо-германскую правовую семью.
Структура права.
Система права.
Система советского права по внешнему виду с некоторыми оговорками остается такой же, как и система права Романо-германского типа.
Конституционное право. Характерны две черты конституционного права: ведущая роль, отведенная коммунистической партии, и осуществление власти и управления Советами всех уровней. Если отсутствует одна из этих черт, то такая страна не может быть отнесена к социалистическим.
Административное право.
Советского юриста интересует прежде
всего те большие новые проблемы,
которые выдвигаются в
Гражданское право. Центральным в гражданском праве являются новое понятие социалистической собственности, ее различные формы, правовой режим, гарантии. Регламентация личной собственности отодвинута на второй план.
Правовые понятия.
Собственность. Для советского права институт собственности – это совокупность норм, которые определяют не только порядок присвоения материальных благ и переход права собственности на имущества, но также порядок управления имуществом и относящиеся к нему юридические действия.
Единству режима собственности
в странах романской системы
советское право
Частная собственность переименована в личную собственность, чтобы подчеркнуть, что собственность может быть использована исключительно для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции.
Примером кооперативной собственности является колхозная собственность. Эту форму собственности нельзя рассматривать ни как расчленение собственности, ни как подлинно вещное право. Право пользования является бессрочным.
Еще более своеобразна
социалистическая собственность в
области промышленного
Договоры. Советское право
дает договору точно такое же определение,
какое принято в Романо-
Договоры, которые выступают
«вне плана», - между торговыми предприятиями
и потребителями, между гражданами
– довольно близки к договорам, принятым
в буржуазных странах. Регламентация
и понятие договоров в сфере
плана полностью обновлены в
результате неизвестного несоциалистическим
странам особого характера
Источники права.
Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обуславливает и определяет правовую систему данной конкретной страны. В этом смысле основной источник советского права образует соединение двух факторов: обобществления средств производства и установление в стране власти народа. И только во вторую очередь говорят о формах права, называя источниками права те технические приемы, с помощью которых в данной стране и в данный период создают, находят или уточняют юридические нормы.
Закон.
Очевидно и неоспоримо, что закон в широком смысле слова представляет собой основной источник советского права. В социалистических странах первенство закона связано с тем, что в нем видят наиболее естественный способ создания права, которое при этом отождествляется с волей правящих.
Советский Союз. Закон в
формальном смысле – это всякий
акт, принятый парламентом и
Законодательная власть в
стране осуществлялась исключительно
Верховным Советом СССР и Верховными
Советами союзных республик. При
этом право законодательной
Толкование законов советскими судьями должно быть не грамматическим, а логическим, направленным на то, чтобы увидеть в тексте закона его подлинный смысл с учетом всей системы действующего права и основных принципов государственной политики.
Другие страны Восточной
Европы. Как и в СССР, во всех европейских
социалистических государствах основной
источник права – закон. И здесь
государственная власть сконцентрирована
в парламенте, который один лишь
правомочен определять политику страны
и издавать законы. Однако, имеются
и отличия. Так в Югославии
в 1963г. создан Конституционный суд,
правомочный просить парламент
вновь рассмотреть принятый им закон,
который суд считает
Толкование законов мало чем отличается от принятого в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркивалось в юридической литературе этих стран.
Судебная практика.
Для судебной практики исключается возможность выступать в роли создателя норм права, и она строго ограничена ролью интерпретатора права. Суды не призваны ни создавать право, ни развивать его, приспосабливая к обстоятельствам. От судей требуется только применение права.
Тем не менее, роль судебной практики весьма значительна. Ссылки на судебные решения помогают более живо и конкретно разъяснить предписания закона. Судьи уточняют, как следует понимать конкретный закон, восполняют пробелы в законодательстве.
В других социалистических странах судебная практика играла несколько большую роль, чем в СССР. Это подтверждает сравнение сборников судебной практики, издаваемых в СССР и других странах социалистического права.
Обычай.
В советском праве обычаю отводят весьма ограниченную роль. Обычай сохранял в СССР некоторую значимость лишь в той мере, в какой он необходим или полезен для толкования и применения закона, или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.
Доктрина.
Относительно доктрины можно
сделать некоторые замечания, связанные
с особенностями советской
Такого рода документы, как
партийные программы и решения,
не образуют право в собственном
смысле этого слова. Однако их доктринальное
значение неоспоримо, ибо в этих
документах содержится изложение марксистско-