Правовые средства в механизме правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

меры пресечения – действия, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения (задержание, обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.);

меры наказания (меры возложения юридической ответственности). Наказание – дополнительное юридическое обременение, возлагаемое на лицо, совершившее противоправное деяние.

1.3 Пределы правового регулирования

Пределы правового регулирования – это границы государственного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о трех сферах:

1 системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании;

2 деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений;

3 использовании государством способов правового регулирования.

Государство не может и не должно регулировать своими предписаниями все сферы общественной жизни. Поэтому в праве сформулировано понятии пределов правового регулирования – границы государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. В соответствии с сознанием и волей личность действует при реализации своих прав в сфере личных взаимоотношений. Государство лишь устанавливает границы этой свободы, которые должны определяться лишь одним – законными правами, свободами и интересами другой личности.                     Существуют и объективные пределы возможностей правового воздействия на общественные отношения. Прежде всего, они определяются уровнем социально-экономического развития общества, а также уровнем политической и правовой культуры. Без учета этих факторов многие правовые предписания могут остаться лишь благими пожеланиями.

Однако нельзя искусственно ограничивать сферу действия права поддержанием и защитой существующих устоев: право часто творит новые или выступает мощным средством реформирования старых общественных отношений. Так, в 1990-е гг. с помощью целой серии нормативно-правовых актов в Российской Федерации была создана принципиально новая рыночная экономика, демократический политический режим.

Правовое регулирование не может быть успешным и без учета уровня культуры населения, его готовности реализовывать принятые государством нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты, не одобряемые и не поддерживаемые большей частью, или всем населением, не имеют больших шансов на успешное действие даже при очевидной необходимости и целесообразности, принимаемых государством мер. Яркой иллюстрацией этого положения может служить антиалкогольное законодательство, принимавшееся в ряде стран, в том числе и в СССР.

В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие организации должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, запрещающих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально незащищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.

 

 

 

 

2. Структура механизма  правового регулирования

2.1 Понятие механизма правового  регулирования

Единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, называются механизмом правового регулирования. Некоторые ученые считают, что основными юридическими средствами механизма правового регулирования являются юридические нормы, индивидуальные акты применения норм права, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. За пределами механизма правового регулирования они оставляют правотворчество, правоприменение, полагая, что они представлены в механизме лишь своими конечными результатами.

Подобный подход вызывает возражения других правоведов, призывающих рассматривать механизм правового регулирования в максимально полном объеме, во взаимосвязи и взаимодействии всех компонентов. При таких методологических требованиях единый механизм правового регулирования фактически распадается на три различных процесса: механизм правотворчества, механизм реализации и механизм государственного принуждения.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.3

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснения смысла правовых норм.

Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения – есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).

Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по отношению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права – индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений; основные элементы совокупности юридических фактов, без которых не может реализоваться конкретная норма права. Ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

В зависимости от элементов правового регулирования, действующих в определенный момент, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование - это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же права и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование – это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим - акт применения нормы права.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

2.2 Стадии механизма правового  регулирования

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т.е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 153 ГК РБ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, не персонифицированное, воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни, на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 153 ГК РБ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется, зашита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.

2.3 Эффективность механизма правового регулирования

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:

Информация о работе Правовые средства в механизме правового регулирования