Правовые средства в механизме правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Правовое регулирование в российском обществе  - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.

В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.

Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обуславливается необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, необходимостью исследования проблемы его воздействия на экономические отношения, на сознание и поведение людей.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.

В своей курсовой работе я бы хотел разобраться и показать, что такое правовое регулирование, его механизм, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, так как это играет важную роль в нашей жизни.

1. Правовые средства в механизме правового регулирования

1.1  Понятие, виды и предмет правового регулирования

Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.1

Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействия на общественные отношения. Общей юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать. Правовое регулирование преследует и общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного развития общества.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируются мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Во всех этих случаях человек реализует свои собственные интересы, знания, умения способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

В истории правовой жизни сложилось три группы общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования:

1. Отношения людей по обмену материальными, а также не материальными ценностями.

2.   Отношения по властному управлению обществом

3. Отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Таким образом, к предмету правового регулирования относятся следующие отношения между людьми:

- предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, так как право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, предусмотренное нормой права, субъект должен осознать требование этой нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с этой нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

- правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

- правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

- право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

Система общественных отношений, регулируемых правами, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

Экономические отношения характеризующие общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Эти отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров.

Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

- отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных властных полномочий;

- отношение государства и его органов на международной арене;

- отношения, в которое вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейший законопроектов и др.);

- отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями;

- отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных обязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательного права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные имущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками. Право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений, определяет их признаки; указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определят варианты возможной или требуемой деятельности; содержит требования к объектам правовой деятельности.2

Правовое воздействие - более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействия на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных правом. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

Таким образом, правовое регулирование – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.

1.2 Методы правового регулирования

Наиболее распространенными методами (приемами) правового регулирования являются императивный (от лат. imperium – повеление) и диспозитивный (от лат. disposition – предъявление). Различие этих методов было установлено римским теоретиком права Ульпианом, который и сформулировал их определения.

Императивный метод – это метод воздействия права на лицо, формулирующий меру должного (запрещенного или обязательного) поведения, предполагающий безальтернативный вариант правомерного (ненаказуемого) поведения и определяющий обязанности лица без предоставления ему дозволения. При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.

Диспозитивный метод – метод правового регулирования, предусматривающий формулирование меры возможного поведения, создающий несколько альтернативных вариантов правомерного (ненаказуемого) поведения и обеспечивающий всех участников правовых отношений равными правами и обязанностями. Диспозитивный метод регулирует отношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частноправовой сфере. На двух этих приемах основано все многообразие отраслевых методов правового регулирования. Иногда выделяются методы: рекомендательный (определенного социально полезного поведения) и поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение). Поощрение как особое правовое веление представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования.

Помимо нормативного регулирования необходимо еще и индивидуальное регулирование, которое определяет, как необходимо воздействовать на лицо в конкретной ситуации. Варианты индивидуального регулирования следующие:

метод убеждения – разъяснение содержания правовых норм с целью побуждения лица к добровольной реализации правового веления;

метод принуждения - это воздействие на поведения лица с целью предотвращения возможного правонарушения с целью принудительного исполнения обязательств или для наказания правонарушителя. Принуждение включает меры защиты и превентивные меры.

Меры защиты – действия государства по предотвращению правонарушения посредством принудительного исполнения обязательств.

К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и др. – в гражданском праве; отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов – в семейном праве; принудительное лечение, взыскание денежных сумм (налогов) и др. – в административном праве; восстановление на работе незаконно уволенных рабочих – в трудовом праве.

Превентивные меры – действия государственных должностных лиц или государственных органов, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения, или на предупреждение высоковероятных противоправных действий или иных неблагоприятных с точки зрения права событий. Превентивные меры делятся на отдельные подгруппы в зависимости от объекта воздействия:

принудительно-обеспечительные меры - действия, направленные на предотвращение неблагоприятных ситуаций (реквизиция автотранспорта в условиях стихийных бедствий или для преследования правонарушителя) и высоковероятных противоправных действий (досмотр авиапассажиров и багажа);

Информация о работе Правовые средства в механизме правового регулирования