Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:15, контрольная работа
В истории Западной Европы Средние века заняли более чем тысячелетнюю эпоху - от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)………4
1.1 Возникновение теории естественного права………………………………4
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве…………………………………..6
1.3 Политическое и правовое учение Спинозы………………………………..8
2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг…………………………11
2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли…11
2.2 Политико-правовое учение Гоббса……………………………………….14
2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве………………………………...16
3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
Уфимский институт (филиал)
Факультет юриспруденции и заочного обучения
Курс 3 (5,5 г.)
Специальность «Юриспруденция»
Кожевников Владислав Юрьевич
Контрольная работа
по дисциплине «История политических и правовых учений»
тема: «Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках»
Оценка при защите
______________________________
Дата_________Подпись__________
Уфа-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Возникновение
теории естественного права…………
1.2 Учение
Г.Гроция о праве и
1.3 Политическое
и правовое учение Спинозы……………
2. Основные
направления политической и
2.1 Основные
направления английской
2.2 Политико-правовое
учение Гоббса……………………………………….
2.3 Учение
Дж. Локка о праве и государстве………
3. Основные
направления политико-правовой
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В
истории Западной Европы Средние
века заняли более чем тысячелетнюю
эпоху - от распада Римской империи
(конец V века) до возникновения протестантизма
(начало XVI века). Экономический строй,
взаимоотношения классов, государственные
порядки и правовые институты, духовный
климат средневекового общества являлись
теми факторами, которые оказывали
воздействие на содержание, социальную
направленность политико-юридических
идей западноевропейского
Три
крупных исторических этапа включает
в себя средневековый период. Первый
- раннефеодальный (конец V - середина XI
веков); феодализм только еще консолидируется
и упрочивается как новая общественно-
В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший средневековье.
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии ("Великий мятеж" 1642— 1649 гг. и "Славная революция" 1688—1689 гг.).
Концептуальным выражением и итогом этих революций стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме.
Рационализм, т.е. оценка общественных отношений с позиций "здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.
Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.
Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Греции и Барух Спиноза.
Для подхода
Греция и Спинозы к вопросам политики,
государства и права, как и
для других раннебуржуазных идеологов,
характерны обращения к идеям
естественного права и
Политико-правовые
учения Гроция и Спинозы, каждая по-своему
отражая и защищая итоги
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583— 1645 гг.).
Гроций написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).
Исходный пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Греции определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".
Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.
Противопоставление
Гроцием требований естественного
права нормам права волеустановленного,
т. е. существовавшим в большинстве
стран феодальным правовым институтам,
явилось орудием критики
Согласно Гроцию, некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудила их заключить договор о создании государства.
Теория
договорного происхождения
Государство Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.
Первостепенное
внимание к проблемам международного
права требовало специального исследования
вопроса о носителе верховной
власти, а тем самым о формах
правления. Выводы Греция в этой части
довольно умеренны. Каждая существующая
форма правления имеет своим
источником общественный договор, считал
он, поэтому носителем суверенитета
являются лицо, или группа лиц, или
собрание либо сочетание лиц и
собраний, обладающие атрибутами верховной
власти. Носители верховной власти
представляют государство не только
в международных связях, но и в
отношениях с собственным народом.
При создании государства народ
мог избрать любую форму
Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора.
Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677). Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677).
Законы природы Спиноза
На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек— это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.
Для его реалистически
Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти (ипрегшт), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство. Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право— это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.
Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д.
Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой «частным гражданским правом», он характеризует как «свободу каждого сохранять себя в своем состоянии, определяемую указами верховной власти и защищаемую только ее авторитетом». Это гражданское право— часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме божественного, т. е. богооткровенного, права) в естественном и гражданском состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Частное гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т. е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
Информация о работе Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках