Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В истории Западной Европы Средние века заняли более чем тысячелетнюю эпоху - от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)………4
1.1 Возникновение теории естественного права………………………………4
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве…………………………………..6
1.3 Политическое и правовое учение Спинозы………………………………..8
2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг…………………………11
2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли…11
2.2 Политико-правовое учение Гоббса……………………………………….14
2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве………………………………...16
3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Габитов.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский государственный торгово-экономический  университет

Уфимский институт (филиал)

 

 

 

 

Факультет юриспруденции и заочного обучения

Курс  3 (5,5 г.)

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

Кожевников Владислав Юрьевич

 

Контрольная  работа

по  дисциплине «История политических и правовых учений»

тема: «Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках»

 

                                                                                 К защите допускаю:

                                                                          Руководитель: Габитов М.Р.   _____________

                                                                      (подпись)

                                                    _________________

                                                                         (дата)

 

Оценка при защите

 

_______________________________________

Дата_________Подпись__________

 

 

 

 

 

Уфа-2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Раннебуржуазные правовые учения  Западной Европы (Голландия)………4

1.1 Возникновение  теории естественного права………………………………4

1.2 Учение  Г.Гроция о праве и государстве…………………………………..6

1.3 Политическое  и правовое учение Спинозы………………………………..8

2. Основные  направления политической и правовой  идеологии в период английской  буржуазной революции 1642—1649 гг…………………………11

2.1 Основные  направления английской политической  и правовой мысли…11

2.2 Политико-правовое  учение Гоббса……………………………………….14

2.3 Учение  Дж. Локка о праве и государстве………………………………...16

3. Основные  направления политико-правовой мысли  в период Великой французской  революции……………………………………………………….20

Список  литературы…………………………………………………………….27

 

Введение

В истории Западной Европы Средние  века заняли более чем тысячелетнюю эпоху - от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные  порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали  воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических  идей западноевропейского средневековья.

Три крупных исторических этапа включает в себя средневековый период. Первый - раннефеодальный (конец V - середина XI веков); феодализм только еще консолидируется  и упрочивается как новая общественно-экономическая  формация; в рамках данного этапа  государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные  в единое целое монархии, а потом  распадается на конгломераты раздробленных  политических образований. Второй этап - пора полного развития феодального  строя, фаза его расцвета (середина XI - конец XV века); для этого периода  типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий - позднее средневековье (конец XV - начало XVI века); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических  общественных отношений; государственность  на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как  абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и  динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие  последней придавал также факт исключительно  сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви.

 

 

 

 

 

1. Раннебуржуазные правовые учения  Западной Европы (Голландия)

1.1 Возникновение теории естественного  права

В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший средневековье.

Первой  страной, успешно осуществившей  революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии ("Великий мятеж" 1642— 1649 гг. и "Славная революция" 1688—1689 гг.).

Концептуальным  выражением и итогом этих революций  стали теории естественного права  и общественного договора, основанные на рационализме.

Рационализм, т.е. оценка общественных отношений  с позиций "здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если все  люди равны по природе, в чем смысл  и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики  феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка  природного равенства людей.

Классическим  воплощением нового мировоззрения  явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.

Выдающийся  вклад в разработку раннебуржуазной  политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Греции и Барух Спиноза.

Для подхода  Греция и Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и  для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям  естественного права и договорного  происхождения государства и  обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых  буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки ими  теоретических основ светского  «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических  представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все  это определяет то общее, что было характерно для Гроция и Спинозы  как прогрессивных раннебуржуазных  мыслителей, при всех различиях, которые  имеются между их воззрениями.

Политико-правовые учения Гроция и Спинозы, каждая по-своему отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое  идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось теоретическое  обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые  соответствовали потребностям той  переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.

 

1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве

 

Первым  крупным теоретиком школы естественного  права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583— 1645 гг.).

Гроций  написал знаменитый трактат "О  праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

Исходный  пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником  естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с  другими людьми. На этой основе Греции определяет предписания естественного  права (требования разума), к которым  относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение  полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность  соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также  воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать  предписаниям естественного права.

Противопоставление  Гроцием требований естественного  права нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большинстве  стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального  права и феодального строя  в целом. Сам Гроций еще не делал  из теории естественного права радикальных  выводов; но теоретические основы для  таких выводов, сделанных впоследствии идеологами революционной буржуазии, заложены были Гроцием.

Согласно  Гроцию, некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться  разумом побудила их заключить договор о создании государства.

Теория  договорного происхождения государства  резко противостояла феодальным концепциям "богоустановленности" власти. "Первоначально люди объединились в государство не по божественному  повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Государство Гроций определял как "совершенный  союз свободных людей, заключенный  ради соблюдения права и общей  пользы". Признаком государства  является верховная власть, к атрибутам  которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и  руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное  внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной  власти, а тем самым о формах правления. Выводы Греция в этой части  довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим  источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или  собрание либо сочетание лиц и  собраний, обладающие атрибутами верховной  власти. Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в  отношениях с собственным народом. При создании государства народ  мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал  право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако  в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора.

1.3 Политическое и правовое учение  Спинозы

 

Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства  и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя  Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677). Его  политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677).

Законы природы Спиноза характеризовал как раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила  природы, по которым извечно все  происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

На таком понимании законов  природы строится и трактовка  Спинозой естественного права, поскольку  человек— это частичка природы и  на него, как и на всю остальную  природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.

Для его реалистически ориентированной  теории политики, государства и права  весьма характерно, что он отвергал разного рода идеальные и утопические  проекты организации государства  на разумных началах и считал, что  предшествующий опыт уже показал  «все виды государств» и средства управления, необходимые для согласной  жизни людей и сдерживания  их в определенных границах.

Отличительный признак гражданского состояния  — наличие верховной власти (ипрегшт), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство. Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право— это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть является тем общим духом  государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет  право решать, что есть добро и  что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности  и всем вместе. В ведении верховной  власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны  и мира и т. д.

Последоговорное право гражданина, именуемое Спинозой «частным гражданским правом», он характеризует  как «свободу каждого сохранять  себя в своем состоянии, определяемую указами верховной власти и защищаемую только ее авторитетом». Это гражданское  право— часть общего права; и то и другое право, как и вообще всякое право (кроме божественного, т. е. богооткровенного, права) в естественном и гражданском  состояниях, являются по своей субстанции правом естественным, правом-силой. Частное  гражданское право, следовательно, есть разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т. е. дозволенная верховной властью  часть естественных прав.

Информация о работе Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках