Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В истории Западной Европы Средние века заняли более чем тысячелетнюю эпоху - от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)………4
1.1 Возникновение теории естественного права………………………………4
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве…………………………………..6
1.3 Политическое и правовое учение Спинозы………………………………..8
2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг…………………………11
2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли…11
2.2 Политико-правовое учение Гоббса……………………………………….14
2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве………………………………...16
3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Габитов.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных  государством) естественных прав представляет собой преступление.

Большое внимание в политико-правовом учении Спинозы уделено проблеме форм государства, которую он освещает под углом  зрения наилучшего состояния различных  форм верховной власти, т. е. степени  обеспечения в них цели гражданского состояния — мира и безопасности жизни. В зависимости от степени  реализации этой цели различные государства (различные по форме или различно устроенные внутри одной и той  же формы) в разной мере обладают «абсолютным  правом государства».

Спиноза выделяет и освещает три формы  государства (верховной власти)— монархию, аристократию и демократию.

Критически  упоминаемая им тирания в числе  форм государства не фигурирует. Отвергает  он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной  властью, отмечал он, «я понимаю ту, которая устанавливается свободным  народом, а не ту, которая приобретается  над народом по праву войны».

 

2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг.

2.1 Основные направления английской  политической и правовой мысли

 

Английская буржуазная революция XVII в. нанесла удар по феодализму и  открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений  в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно  более широкий резонанс, нежели прошедшая  за несколько десятилетий до нее  нидерландская (голландская) революция.

Каждая  из общественных групп, принимавших  участие в революции, выставила  свои политические программы и обосновала их соответствующими теоретическими выкладками. Понятно, что эти программы и  теоретические построения, на которые  они опирались, отличались друг от друга  содержанием, социально-классовой направленностью. Тем, что было в них общего, являлась религия. Идеологи обоих противоборствовавших лагерей оперировали библейскими  текстами, яростно обвиняя своих  врагов в отступничестве от «истинного Бога». Религиозную форму английская революция унаследовала от широких  социальных движений средневековья. Умонастроения  и чувства масс столетиями вскармливались исключительно религиозной пищей. Чтобы всколыхнуть массы, необходимо было их собственные интересы представлять в религиозной одежде.

У кальвинистской реформации позаимствовала свою идеологию  английская буржуазия. Интересы ее правого  крыла (богатого купечества и банкиров Лондона, примкнувшей к ним части  обуржуазившегося дворянства) представляла религиозно-политическая партия пресвитериан. Позиции средней буржуазии и  группировавшихся вокруг нее джентри  защищала партия индепендентов («независимых»). Политической партией мелкобуржуазных городских слоев являлись левеллеры («уравнители»). Из движения левеллеров выделились диггеры («копатели»); они образовали левый фланг революционной демократии и самыми радикальными средствами отстаивали интересы деревенской бедноты, городских низов.

Противники  революции, соединявшие веру в незыблемость феодальных порядков с преданностью королевскому абсолютизму и клерикальными  убеждениями, не особенно заботились о  новизне и весомости той аргументации, которую они пускали в ход  в идеологической борьбе. Ими были взяты на вооружение концепция божественной природы монархической власти, теория патриархального возникновения  и существа государства.

Ведущей партией революции были индепенденты. Политико-правовые взгляды индепендентов  выражены в памфлетах великого английского  поэта Джона Милътона (1608—1674 гг.). Мильтон защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеологов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что государство создано по велению бога общественным соглашением народа, который, в силу прирожденной свободы людей, имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и сановников, над которыми поставил законы.

В целом  индепенденты не были сторонниками широкой  демократии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную  монархию, затем (после 1649 г.) республику с цензовым избирательным правом. Одним из представителей индепенданов был генерал-комиссар Генри Айртон (1611—1651 гг.). Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами которой, как он считал, невозможно обосновать собственность; по естественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чужое имущество. Основа собственности — не естественное, а именно гражданское право, источником которого является договор.

Против  компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую  конституцию Англии выступили левеллеры. Группа идеологов, получившая это название, сложилась в конце первой гражданской  войны; ее опорой являлись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, демократизации государства, обеспечения  прав и свобод народа.

Одним из идейных лидеров левеллеров был  Джон Лильберн (1613, 1614 или 1618—1657 гг.). В многочисленных памфлетах, петициях, проектах и письмах он ссылался на "божье слово", разум и естественное право. Последнее занимает стержневое место в его доктрине, причем толкуется более как прирожденные права англичан.

Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники  считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу  от военной службы, равенство перед  законом и судом. Левеллеры резко  выступали против сословных различий и привилегий. К числу естественных прав они относили частную собственность: "Каждой личности дана личная собственность природой так, чтобы никто ее не нарушал и не узурпировал".

Первостепенное  значение левеллеры придавали проблемам  демократизации государственного строя  Англии. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоявшие  народу органы власти.

В процессе развития революции все более  активно обсуждался вопрос о соотношении  свободы и собственности, собственности, государства и права. В разгар второй гражданской войны своеобразное решение этого вопроса предложили истинные левеллеры, или диггеры.

Наиболее  видным теоретиком движения был Джерард  Уинстенли (1609—?).

Революция, писал Уинстенли, не закончена: всецело  заслуживает одобрения упразднение  монархии и палаты лордов, однако ненавистное  королевское правление не будет  уничтожено до тех пор, пока сохраняются  частная собственность и обусловленное  ею порабощение народа. Уинстенли  первым сформулировал понятие свободы, выразившее главное отличие социализма от буржуазной идеологии того времени: "Истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни".

В тот  период диггеры в принципе осуждали принуждение и, остро критикуя современное  им государство и право, считали  государство при строе общности вообще ненужным. Вскоре они убедились  в наивности надежд на "пробуждение  закона справедливости" в сердцах  их противников.

Идеи  диггеров далеко опередили их время; этим объясняется и слабость движения, и утопизм их проектов.

2.2 Политико-правовое учение Гоббса

 

Среди защитников абсолютизма в период революции  очень сложную позицию занимал  английский философ-материалист Томас  Гоббс (1588—1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них — "Левиафан, или материя, форма и власть государства" (1651г.).

Учение о праве и государстве  Гоббс стремился превратить в  столь же точную науку, как геометрия, которая "является матерью всех естественных наук". Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно  оспариваются как пером, так и  мечом, между тем как учение о  линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии  были бы сожжены). Однако намерение  Гоббса создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось  несбыточным; при всей абстрактности  исходных позиций его учения и  логичности выводов из этих позиций  и выводы, и сами исходные позиции  несли на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той  эпохи.

Гоббс строил свое учение на изучении природы и  страстей человека.

Для методологии  юридического мировоззрения показательны изменения теоретической аргументации Гоббса. Поначалу источником власти он считал договор между подданными и правителем, который (договор) не может  быть расторгнут без согласия обеих  сторон. Однако идеологи революции  приводили немало фактов нарушения  королем им же на себя взятых обязательств; поэтому, очевидно, Гоббс и формулирует  несколько иное понятие общественного  договора (каждого с каждым), в  котором правитель вообще не принимает  участия, а значит, и не может его  нарушить.

Власть  суверена абсолютна: ему принадлежат  право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

Гоббс, подобно  Бодену, признает только три формы  государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную  вечность жизни и т.д.).

Особенность учения Гоббса в том, что гарантией  правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного  состояния "войны всех против всех". Поскольку же такая война, по его  теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в  защиту "королевского всемогущества".

Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при  абсолютной монархии: "Там, где известная  форма правления уже установилась, — писал он, — не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протектората Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника.

2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве

 

Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил становление в Англии конституционной монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили теоретическое обоснование в  трудах английского философа Джона  Локка (1632—1704 гг.).

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.) Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

По Дж. Локку, до возникновения государства  люди пребывают в естественном состоянии. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью  и своей собственностью. Однако в  естественном состоянии отсутствуют  органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в  нарушении естественных законов  и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную  размеренную жизнь. В целях надежного  обеспечения естественных прав, равенства  и свободы, защиты личности и собственности  люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое  под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать  конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных  единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного  блага создавать законы (предусматривающие  различные санкции) для регулирования  и сохранения собственности, а также  право применять силу сообщества для исполнения этих законов и  защиты государства от нападения  извне.

Государство получает от образовавших его людей  ровно столько власти, сколько  необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы  все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и собственность.

На закон  и законность Дж. Локк возлагал очень  большие надежды. Закон в подлинном  смысле — отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Поддержание режима свободы, реализация «главной и  великой цели» политического  сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его  органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция  претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с  иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

Информация о работе Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках