Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В истории Западной Европы Средние века заняли более чем тысячелетнюю эпоху - от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)………4
1.1 Возникновение теории естественного права………………………………4
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве…………………………………..6
1.3 Политическое и правовое учение Спинозы………………………………..8
2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг…………………………11
2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли…11
2.2 Политико-правовое учение Гоббса……………………………………….14
2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве………………………………...16
3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции……………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Габитов.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

Вопрос  о государственной форме тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или  могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось  абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной  монархии, реальным прообразом которой  являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для  Дж. Локка важнее всего было, чтобы  любая форма государства вырастала  из общественного договора и добровольного  согласия людей, чтобы она имела  надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы  индивида, заботилась об общем благе  всех.

Политическое  учение Локка оказало большое  влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое  распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками  американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области  права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей  ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства  охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

Учение  Дж. Локка о государстве и праве  явилось классическим выражением идеологии  раннебуржуазных революций со всеми  ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия — столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.

 

3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции

 

В процессе развития революции произошло неизбежное размежевание третьего сословия, объединявшего  в своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ, проектов законодательных  актов.

В истории  Великой французской революции  принято различать три главных  этапа. На первом из них (1789— 1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной монархии. На втором этапе (1792—1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам — представителям республикански настроенной буржуазии. Наконец, на третьем этапе (1793—1794 гг.) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

Идеологи  каждой из названных группировок  опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при  осуществлении революционных мероприятий  и разработке конституционных актов.

Крупнейшими идеологами лагеря конституционалистов  были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эмманюэль  Сиейес и Антуан Барнав. Для них  были характерны призывы к объединению  против ненавистной аристократии и  абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего  равенства и свободы.

26 августа 1789 г. Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где торжественно провозглашалось: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права человека (на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство граждан.

Последующее развитие революции и особенно выступления  трудящихся масс, требовавших продолжения  и углубления революционных начинаний, напугали крупную буржуазию. Уже  в конце 1789 г. был принят декрет, который вразрез с положениями Декларации прав человека и гражданина устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку, лишал последних избирательных прав. Господство крупных собственников было окончательно закреплено Конституцией 1791 г., установившей в стране ограниченную монархию.

В результате народного восстания в 1792 г. к власти пришли жирондисты (от названия департамента Жиронды, откуда были избраны в Национальное собрание многие представители этой группировки). Лидерами жирондистов выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Для политической платформы жирондистов характерна защита республиканского строя. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей воли как основы законодательства и др. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия, а также ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку. Проведенные с этот период конституционные мероприятия имели большое историческое значение, поскольку впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве (Французская республика объявлялась единой и неделимой). Тем самым была практически доказана возможность учреждения республики в большом государстве без федеративного устройства, что значительно повлияло на последующую разработку идей представительной демократии. Отражая настроения основных слоев буржуазии, жирондисты медлили с разрешением аграрного вопроса, противились установлению твердых цен, проводили политику, направленную на защиту свободного предпринимательства в ущерб интересам простого народа.

Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая — 2 июня 1793 г., передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат.

В литературном наследии Максимилиана Робеспьера (1758—1794) нет таких отдельных крупных  произведений, как, например, сочинения  Марата «Цепи рабства» и «План  уголовного законодательства». Но его  деятельность в качестве политического  лидера и идеолога якобинского движения протекала необычайно интенсивно. Одних  только речей за период с 1789 по 1794 г. он произнес свыше 600. Собственно теоретико-аналитическое  рассмотрение проблем политики, права, государства, законодательства представлено у Робеспьера сравнительно скромно. В этом плане выделяются прежде всего  его знаменитые речи «О Конституции» (10.У.1793 г.), «О принципах революционного правления» (25.ХП.1793 г.), «О принципах  политической морали» (5.11.1794 г.) и др.

Смысловым ядром совокупности политико-юридических  воззрений Робеспьера являются положения  о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его  построения и функционирования. Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза. Первое из них — охрана и обеспечение  естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе —  право каждого гражданина на участие  в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье — верховенство власти народа в  государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу. «Если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего  общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого  члена общества. Право на сопротивление  угнетению есть следствие из других прав человека». Тезисы о суверенности народа и о том, что не может  быть свободным общество, не освободившееся от угнетения и произвола буквально каждого своего члена, стали ценным приобретением прогрессивной политической мысли.

Поначалу  Робеспьер полагал, что возможность  народа, всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена  напрямую той или иной комбинацией  правительственных учреждений и  законов. Но по мере развертывания и  углубления революции он сильнее  ощущает неодинаковость социально-политического  содержания различных форм правления. Теперь уже однозначно негативно, как  порочный, характеризуется им монархический  принцип организации государственной  власти и отстаивается необходимость  последовательно республиканского устройства страны. Фактически до конца 1793 г. Робеспьер резко возражает  и против диктаторских средств и  методов осуществления публичной  власти.

Решительная критика Робеспьером феодально-монархических  установлений, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой  в истории учений о политике и  власти, праве и государстве Нового времени. Но самостоятельность и  своеобразие Робеспьера как политического  мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции  конституционного и революционного правительства.

Конечно, Робеспьер сознает, чем чревата  власть революционного правительства. Посему следуют его успокоительно-обнадеживающие слова о том, что данное правительство  избегнет произвола, станет заботиться лишь о благе народа, справедливости и т. п. Залогом служения революционной  власти интересам общества, правам человека, свободе будут... «честность», «чистота», добродетели тех, кто  держит в своих руках бразды государственного управления.

Чтобы «честность», добродетели революционного правительства  победили в войне, надо, согласно Робеспьеру (занявшему с лета 1793 г. руководящее  положение в Комитете общественного  спасения), дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору  эти добродетели станут, так думает Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки. В робеспьеровских рассуждениях о принципах политической морали (!) содержится следующая легитимация террористического режима: «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором — и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании».

Господство  силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной  перед лицом тирании, заводят  народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры  — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее  среди них — как раз проявленное  якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми  началами социальной жизни.

Жан Поль Марат полагает, что деспотизм  вырастает из стремления-страсти  индивида первенствовать, из свойственной человеческой натуре жажды властвовать. «Любовь к всевластию естественно  присуща людскому сердцу, которое  при любых условиях стремится  первенствовать. Вот основное начало тех злоупотреблений властью, которое  совершают ее хранители, вот источник рабства среди людей».

Бытие деспотического типа правления предзадано, по Марату, генезисом государственности: она  появляется на свет в результате насилия. «Своим происхождением государства  обязаны насилию, почти всегда их основатель-— какой-либо удачливый  разбойник». Мысль о разбойничьем действии как об акции, открывшей  собой историю политических учреждений, не вполне вписывается в ту концепцию  генезиса государства, которая широко бытовала в социальной философии  Просвещения,— в концепцию договорного  происхождения государства, Чувствуя, вероятно, этот диссонанс, Марат в  «Плане уголовного законодательства»  присоединяется к мнению, разделявшемуся просветителями. Марат полагает, что при выяснении природы уз, связующих общество, «с абсолютной неизбежностью приходится допустить наличие соглашения между его членами. Равные права, обоюдные выгоды, взаимопомощь— вот каково должно быть основание этого соглашения». Принятие идеи общественного договора не сопровождается, однако, у Марата попытками сколько-нибудь непротиворечиво увязать ее с собственной, ранее высказанной им мыслью о том, что государство возникло вследствие насилия.

Марат различает  естественные и гражданские права  индивидов. Первые изначальны, вторые производны от них. Посредником между  ними выступает общество. В работе «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина» (август 1789 г.) Марат писал, что «взаимные  права» людей восходят к естественному  праву человека. Они устанавливаются  обществом и благодаря общественному  договору приобретают священный, непререкаемый  характер. Права человека «вытекают  единственно из его потребностей». Усмотрение источника права в  потребностях индивида, т.е. в состоянии  испытываемой им нужды в предметах, обеспечивающих ему существование  и развитие,— реалистический элемент  маратовского правопонимания.

Согласно Марату, назначение диктатуры— «уничтожить изменников и заговорщиков». Свое предназначение диктатура выполняет  методами революционного террора. Не исключено, правда, что в борьбе с врагами  революции придется сначала разоблачать  и осуждать их происки, использовать против них легальные средства.

Во взглядах Марата парадоксальным образом совмещаются  концепция народного суверенитета, защита принципа разделения властей, мысль  о создании системы сдерживания  и противовесов в механизмах управления государством, апология прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора, с игнорированием правовых гарантий безопасности индивида в условиях революции и т.п.

Симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, аналогичный маратовскому, присущ целому ряду политических доктрин эпохи Великой французской революции.

 

Решительно  продолжая и доводя до конца антифеодальную, буржуазную революцию, якобинцы радикально искореняли феодальную собственность  на землю, но в период их правления  действовал декрет о смертной казни  за одно лишь предложение "аграрного  закона" и всякого другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они провозгласили  право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в  силе закон Ле-Шапелье, запрещавший  организацию рабочих союзов и  собраний. В последний период диктатуры  якобинцев террор был направлен  не только против аристократов и жирондистов, но и против "подозрительных", т.е. всех инакомыслящих, казавшихся опасными якобинским вождям. Доведя до конца  буржуазную революцию, отстояв революционные  завоевания от феодальной реакции и  интервенции, якобинская диктатура  исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.), осуществленного в интересах крупной и средней буржуазии.

Информация о работе Правовые учения в Западной Европе в XIV-XVII веках