Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Приступая непосредственно к исследовательской работе, мне бы хотелось обосновать выбор темы.
Название работы звучит следующим образом: «Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан» - другими словами, нам нужно выяснить, насколько широко государство имеет право вмешиваться в личную, иными словами, частную, жизнь.
Имеет место быть выражение о том, что там, где заканчиваются законы государства, начинается частная жизнь.
С одной стороны, это верно – та сфера, в которой государство не может приказать, постановить, наказать за слова и действия, можно в принципе назвать личной жизнью, то есть это пространство, в котором человек может двигаться абсолютно свободно.

Файлы: 1 файл

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

Что же касается способов (форм) ограничения прав и свобод, то здесь нужно отметить, что не всегда одинаковы:

а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) ответственность;

д) обязанность.

В современном российском законодательстве существует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа ограничений таится в признании прав человека естественными и признании роли государства в них, как основного гаранта этих прав. В ходе реализации прав и свобод сходятся различные интересы: субъекта этих прав, третьих лиц, общества, государства. Именно поэтому установление ограничений  (определение пределов) прав (свобод) - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц.

Любое ограничение применимо к индивидуальной свободе и предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, которые подлежат защите, а потому такое ограничение признается правом. Здесь следует отметить, что у каждого государства существует своя система ценностей.

Но, согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Более того, не должно быть никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Однако же в соответствии со ст. 29 при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые (предопределяют) закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком (гражданином) прав (свобод) и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Необходимо отметить, что жесткой границы между интересами отдельного человека и интересами государства нет, и иногда их интересы в установлении отдельных ограничений совпадают. Например, ограничение свободы человека в связи с предполагаемым совершением им уголовного преступления отвечает как интересам отдельной личности (потерпевшего), так и интересам государства (раскрытие преступления без помех со стороны подозреваемого).

Итак, несмотря на длительную работу ученых в области соразмерности ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, в настоящее время данная проблема окончательно не разрешена. Всё более усиливается тенденция гармонизации внутреннего и международного законодательства. Пределы пользования основными правами и свободами могут быть установлены Федеральным конституционным законом и федеральным законом в соответствии с принципом правового равенства.

 

Заключение

 

Путь личной жизни к узаконению и признанию её нормальным явлением был достаточно долгим. С самых древнейших времен в человеке жила идея о том, что служить государству – это нечто достойное восхищения, а вот личная жизнь подвергалась презрению. И лишь спустя много веков наше общество наконец-то пришло к пониманию того, что свои личные права гораздо удобнее реализовывать, чем самому себе их ограничивать, ведь для того государство и создано: часть свободы отдать ему в обмен на безопасность, которую оно гарантирует, а часть свободы оставить себе – для осуществления своих хотя бы первичных потребностей. И хотя до сих пор мы ощущаем на себе отголоски прошлого, мы все-таки на верном пути. Таким образом, понятие личная жизнь ещё не определено в достаточной мере четко, но мы можем сказать, что частная жизнь – понятие неопределённое, определение которому не может дать даже законодатель, но однозначно - это сфера человеческого бытия, в которой он может свободно двигаться, выбирая для себя сам жизненные приоритеты.

Права и свободы, выступающие гарантом неприкосновенности, классифицируют в зависимости от сферы их действия: право на неприкосновенность жилища, физическая и моральная неприкосновенность, неприкосновенность коммуникаций, информационная неприкосновенность, право на семейную неприкосновенность, профессиональная тайна. Приватность человеку необходима, ведь даже ограниченная ее законом, она находит себе выход – она просто позволяет человеку раскрывать о себе именно столько, сколько он считает нужным сам.

Ограничивая права человека, государство, безусловно, преследует определенные цели, среди которых: общая безопасность, как можно меньше преступлений и т.п. и, создавая и закрепляя нормы права, государство обязано следовать этим целям, полагаясь при этом на международное и конституционное право.

И ещё стоит отметить то, что не всегда одни и те же нормы действуют одинаково. Имеется в виду, что в мире не всегда все спокойно. Существует множество внешних факторов, из-за которых государство просто вынуждено где-то сузить, а где-то расширить рамки норм, гарантирующих неприкосновенность.

 

Список использованных источников информации

 

1. Нормативные правовые  акты

1.1. Всеобщая декларация прав  человека.

1.2. Конституция Российской Федерации.

2. Специальная литература

2.1. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые  основы ограничения прав и  свобод человека и гражданина  Российской Федерации. Автореферат  диссертации на соискание ученой  степени кандидата юридических  наук. М., 2007. 15 с.

2.2. Лебедев В.А. Ограничения  политических прав и свобод  граждан в Российской Федерации. М., 2004. 22 с.

2.3. Личная жизнь. Бесплатная, виртуальная, электронная, Интернет-библиотека on-line. [WWW - документ] // URL http://www.xserver.ru/user/chasn/ (19.02.2010).

2.4. Мектепбаева С.К. К  проблеме целей ограничения прав  человека. Научная статья / http://www.ombudsman.kz/en/publish/recom/detail.php?ID=1480.

2.5. О правах на приватность. Материалы  проекта «Будущее прав человека  в России». [WWW - документ] // URL www.cryptogsm.ru/faq/urist/80 (19.02.2010).

2.6. Федулов Г.В. Роль государства  в обеспечении защиты населения  от чрезвычайных ситуаций. // Право  и политика. 2001 (№1).

2.7. Ягофарова  И. Д. Право и права человека. Научная  статья. Иркутск, 2002. 8 с.

 


Информация о работе Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан