Предмет правового регулирования как категория теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:58, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования определяется, прежде всего, качественными изменениями облика общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию. Изменились предъявляемые к ним требования, усложнилось многообразие их содержания, обновился субъектный состав и другие качества, изменилась картина объективной реальности.

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

2. Определение  предмета правового регулирования  следует осу

ществлять с  учетом разных подходов и оснований  к его пониманию.

Главным обстоятельством, которое требует первостепенного  учета,

является функциональное назначение дефиниции предмета правового

регулирования. Дефинирование может быть осуществлено:

а)  с целью показать эмпирическую базу правового регулирова

ния, его фундамент, основу в лице общественных отношений, кото

рые формируют  такую эмпирическую базу и обеспечивают объектив

ное представление о предмете правового регулирования;

б) с целью показать механизм воздействия права на общест

венные  отношения, связь норм права с тем, на что и на кого они воз

действуют, то есть закрепляют права и обязанности  субъектов моде

ли общественных отношений;

в)  с целью показать объем, масштабы правового регулирова

ния, которые представлены социально-правовой средой, целостной

системой общественных отношений;

г)  с целью показать внутреннюю организацию и сложность

общественных  отношений, подвергаемых  регулированию в лице их типовой и видовой характеристик.

Если дефиниция  формулируется для того, чтобы  служить основой для определения  предмета конкретных отраслей права, то предмет правового регулирования определяется как критерий отраслевой характеристики, институционализации всего правового массива.

3. В развитии  научной мысли о предмете правового регулирования как научной и правовой категории следует различать этапы формирования взглядов, воззрений, теорий. С учетом дискуссий, имевших место в XX веке, можно обозначить четыре этапа развития теории предмета правового регулирования как научной категории. По итогам первой дискуссии в советском праве превалировал подход, согласно которому предмет правового регулирования представлял собой совокупность общественных отношений, в регулировании которых заинтересован правящий класс. В результате второй дискуссии, такой признак предмета правового регулирования как заинтересованность правящего класса был заменен на заинтересованность государства или всего народа в урегулировании существующих общественных отношений. В ходе третьей дискуссии о системе права предмет правового регулирования подтверждает свою главную роль системообразующего критерия, а также происходит переоценка его характера, он должен выделяться в результате объективных факторов, влияющих на возникновение, развитие и изменение всей совокупности общественных отношений. Четвертая дискуссия о системе права по своим выводам довольно противоречива, поскольку были высказаны мнения о том, что такие критерии как предмет и метод правового регулирования не нужны.

  1. В развитии научной мысли о предмете правового регулирова

ния как категории права следует выделить два этапа. Первым эта

пом является советский  период, который характеризуется  неразвито

стью правовых норм по закреплению категории предмета правового

регулирования.  В нормативно-правовых актах советского периода

статьи, предлагающие формулировку предмета правового регулиро

вания, как правило, отсутствовали. Именно по этой причине  следует

считать недостаточными научные разработки предмета правового ре

гулирования как  научной категории. Границы второго  этапа следует

обозначить  с учетом начавшегося перехода государства  и права к но

вому историческому  типу. Хронологические рамки можно  обозна

чить с 1990 года по настоящее время.

  1. В использовании предмета правового регулирования как категории права установлены следующие тенденции: во-первых, одно из первых упоминаний о предмете правового регулирования мы находим в 1991 году в Постановлении Верховного Суда РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» . Во-вторых, с 1993-94 годов постепенно наблюдается совершенствование норм конкретных законов, в которых предлагаются формулировки их предметов правового регулирования. При этом допускаются неточности, ошибки, но постепенно этот процесс становится более совершенным. В-третьих, использование такой правовой категории как предмет правового регулирования было распространено не только на федеральный, но и на региональный уровень: этот термин появился и в региональных законах. В-четвертых, данная правовая категория с 1995 года стала применяться и в муниципальном правотворчестве: при принятии уставов муниципальных образований стал формулироваться их предмет правового регулирования.

6. Функциональная  характеристика предмета правового  регулирования предопределена:

во-первых, его  характеристикой как критерия систематизации правового массива и отграничения одного правового образования от другого, одной группы норм от другой;

во-вторых, разнообразием  его дефиниций;

в-третьих, целями и задачами конкретной отрасли права, которые в свою очередь различаются в зависимости от ее вида или типа (материальное и процессуальное, частное и публичное и т.д.).

в-четвертых, факторами, характеризующими новые парадигмы  мироустройства, тенденции общественного  развития: интеграцией, глобализацией, регионализацией, диверсификацией и т.д. Предмет правового регулирования, в свою очередь, сам порождает возникновение и развитие этих процессов, поэтому они взаимообусловлены.

7. В работе  показано влияние системы факторов  на предмет пра

вового регулирования, приведших к изменению содержания, объема

и структуры  в первую очередь самих общественных отношений, во

вторую очередь - предмета правового регулирования. В их числе со

циально-экономический,     политический,     нормативный,     научно-

технический, культурный факторы. Учтено также влияние процессов

глобализации, диверсификации  и конвергенции  правовых систем,

имплементации международных норм в национальное право.

 

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют положения науки теории государства и права, в том числе разделы, посвященные правоотношению, системе права, механизму правового регулирования.

Практическая  значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный  и обобщенный теоретико-правовой материал может быть использован в учебном  процессе при изучении теории государства  и права, а также отраслевых юридических  дисциплин. Возможно применение результатов исследования законодателем при формировании и реализации правотворческой политики и практики в нашем государстве на современном этапе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России, получили апробацию в выступлениях автора на всероссийских научно-практических конференциях: «Становление нового социального порядка в России» (Краснодар, 2000г.), «Социальный порядок - гуманистическому развитию общества» (Краснодар, 200 ] г.), а также отражены в публикациях: «Некоторые аспекты влияния процесса глобализации на предмет правового регулирования» (Краснодар, 2006 г.), «Содержание предмета правового регулирования» (Краснодар, 2006 г.). Результаты диссертационного исследования используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине «Теория государства и права».

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

2. ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки исследования, его методологическая и источниковая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся основные положения, выносимые автором на защиту, а также сведения об апробации результатов, полученных в ходе исследования.

 

Первая  глава «Понятие и содержание предмета правового регулирования» состоит из трех параграфов, посвящена анализу предмета правового регулирования как научной и правовой категории, формулировке дефиниций предмета правового регулирования, выявлению его содержания и факторов, обусловливающих его эволюционирование.

В первом параграфе «Предмет правого регулирования как научная и правовая категория» выявляются основные подходы и особенности определения дефиниции и сущности предмета правового регулирования, формулируются определения понятия предмета правового регулирования.

Понятийный аппарат теории государства и права и в  том числе правовые категории  служат для постижения и выражения знаний о правовой действительности, которая в свою очередь выступает эмпирической базой для понимания предмета правового регулирования и формирования его научного образа. Без существования основных правовых категорий невозможно провести анализ правовой сферы, показать ее специфику, выразить простейшие юридические положения и связать друг с другом необходимые факты.

Смысл изучения правовых категорий  заключается в установлении того, каким образом эти категории  и существующие между ними структурные связи отражают все явления и свойства правовой действительности. Предмет правового регулирования, как одна из основных категорий науки теории государства и права является научной категорией и включается во взаимосвязанный понятийный ряд другой категории более общего порядка - «системы права» наряду с «методом правового регулирования», «институтом права», «комплексным институтом права», «отраслью права», «подотраслью права», «комплексной отраслью права». Необходимо отметить, что ранее в литературе упоминался и проводился анализ предмета правового регулирования исключительно как научного феномена. В настоящее время предмет правового регулирования приобрел правовое значение, так как он закрепляется непосредственно в текстах нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др. Именно такая законотворческая практика дает основание для вывода о том, что предмет правового регулирования является не только правовой категорией, но и категорией права.

В развитии научной мысли о предмете правового регулирования как научной и правовой категории следует различать этапы формирования взглядов, воззрений, теорий в тех исторических рамках, которые подвергнуты исследованию в диссертации.

Этапы развития теории предмета правового регулирования как научной категории можно обозначить с учетом дискуссий, имевших место в XX веке. Первая дискуссия показала, что в советском праве превалировал подход, согласно которому предмет правового регулирования определялся как совокупность регулируемых правом общественных отношений. При этом подчеркивалась заинтересованность правящего класса в регулировании этих отношений, но главное назначение определения предмета правового регулирования состояло в том, что он признавался единственным критерием отраслевых образований в системе права. В ходе второй дискуссии содержание такого признака предмета правового регулирования как заинтересованность правящего класса было расширено заинтересованностью государства, а позднее и всего народа в урегулировании существующих общественных отношений. Изменяется и содержание системообразующей функции предмета: наряду ним выделяется метод правового регулирования как дополнительный критерий в процессе дифференциации различных правовых образований. Третья дискуссия в судьбе предмета правового регулирования сыграла особую роль, поскольку кроме того, что он подтверждает свою главную роль системообразующего критерия, происходит переход в оценке учеными характера предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования, как считают ученые в тот период времени, должен выделяться в результате объективных факторов, влияющих на возникновение, развитие и изменение всей совокупности общественных отношений. Четвертая дискуссия о системе права по своим выводам довольно противоречива, так как некоторыми учеными были высказаны мнения о том, что процесс выделения различных правовых институтов в праве невозможно проанализировать и, следовательно, такие критерии как предмет и метод правового регулирования не нужны. Однако группа других ученых осталась верна своим подходам к системному характеру права и кроме предмета и метода правового регулирования указала на необходимость выделения дополнительных критериев, на которых основывается процесс систематизации всего правового массива.

На основании  проведенного анализа в диссертации  предлагается определять предмет правового  регулирования с учетом разных подходов и оснований к его пониманию. Главное обстоятельство, которое  требует первостепенного учета, является функциональное назначение формируемой дефиниции.

Если предмет  правового регулирования определяется для того, чтобы показать его эмпирическую базу, его фундамент, основу, то предметом  правового регулирования является совокупность общественных отношений, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих социально-экономических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи не только юридических норм, но и всех иных социальных норм и средств.

Если же определение  предмета правового регулирования  формулируется для того, чтобы  показать механизм воздействия права  на общественные отношения, связь норм права с тем, на что и на кого они воздействуют, то есть закрепляют права и обязанности субъектов правоотношений, то в таком случае предмет правового регулирования - это совокупность моделей поведения этих субъектов, которое может поддаваться правовому регулированию, объективно требует этого и варианты поведения закрепляются в существующей системе правовых норм.

Если дефиниция  формулируется для того, чтобы  служить основой для определения  предмета конкретных отраслей права, то есть предмет правового регулирования  определяется как критерий отраслевой характеристики, институционализации всего правового массива, и в этом случае под предметом правового регулирования следует понимать совокупность однородных общественных отношений, которые могут поддаваться правовому регулированию, объективно требуют этого, и закрепляются в существующей отрасли права.

Если предмет  правового регулирования определяется для того, чтобы показать общий  объем и масштабы правового регулирования  в механизме социального регулирования, то можно считать, что такое условие  представлено в дефиниции, сформулированной В.Д. Сорокиным: предмет правового регулирования - это социально-правовая среда, целостная система тех общественных отношений, которым должна соответствовать система права и на которые она в свою очередь активно воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем российского государства .

Если назначение дефиниции в том, чтобы показать внутреннюю организацию и сложность  общественных отношений, подвергаемых регулированию, то с учетом данного  условия, можно определить предмет правового регулирования как иерархически упорядоченную совокупность элементов, каждый из которых представляет собой общий, отраслевой, институциональный, конкретно-нормативный уровни системы права.

Информация о работе Предмет правового регулирования как категория теории государства и права