Предмет правового регулирования как категория теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:58, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования определяется, прежде всего, качественными изменениями облика общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию. Изменились предъявляемые к ним требования, усложнилось многообразие их содержания, обновился субъектный состав и другие качества, изменилась картина объективной реальности.

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Во  втором параграфе «Содержание предмета правового регулирования» исследуется влияние подходов к правопониманию на предмет правового регулирования, определяется содержания предмета правового регулирования через структуру правоотношения.

Понятие и содержание предмета правового регулирования  неразрывно'связаны с определением понятия права, а понятие права зависит or того, какая модель правоотношений представлена в рамках конкретного типа правопонимания. Поэтому такие правовые категории как тип правопонимания, правоотношение и предмет правового регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Определенную  популярность в правовой науке имеет  взгляд на правовое отношение как  на определенный вид общественного  отношения. Общественные отношения, попадая  в сферу государственно-правового  регулирования (т.е. возникая и изменяясь согласно норм права), приобретают официальный статус и становятся предметом правового регулирования. После реализации норм права, регламентирующих эти общественные отношения, последние переходят в иное качественное состояние и становятся правоотношениями.

Таким образом, выстраивается логически последовательная цепочка элементов, находящихся  во взаимосвязи и взаимозависимости: общественные отношения - предмет правового регулирования -правоотношения. Данная взаимосвязь имеет различные варианты реализации, а также отличается особенностями и признаками включенных в нее элементов.

Предмет правового  регулирования составляют модели общественных отношений, которые складываются в  обществе в связи с объективно протекающими процессами развития государства, права, науки, техники и т.д. Однако модели не всех общественных отношений входят в предмет правового регулирования, а лишь те, которые закреплены в нормах права.

Общественные  отношения составляют основу моделирования  предмета правового регулирования и модифицируются затем в конкретные правовые отношения. Зависимость предмета правового регулирования и правоотношения как категорий права выражается в соотношении общего (предмет правового регулирования) и отдельного (конкретное правоотношение), поэтому допустимо отождествить содержание правоотношения с содержанием предмета правового регулирования. Правоотношение следует рассматривать как реализованную на практике модель общественного отношения, запрограммированную в предмете правового регулирования.

Не существует общественных отношений, которые являются по своему содержанию и сути только правовыми. Если говорится о правовом отношении, то под ним следует понимать общественное отношение, на которое оказывается правовое воздействие с целью его укоренения и развития, либо с целью его исчезновения, то есть должно иметь место указание именно на функциональную, а не на содержательную характеристику.

В содержании предмета правового регулирования выделяются юридическая, волевая и фактическая стороны. Под юридической стороной содержания понимается совокупность взаимосвязанных субъективных прав и юридических обязанностей субъектов отношения. В волевой составляющей содержания предмета правового регулирования выражается как воля субъектов, поведение которых регламентируется, так и воля субъектов правоустановления. Фактическую сторону содержания предмета правового регулирования составляют разные виды общественных отношений: первый вид - отношения людей по обмену ценностями, второй - отношения, обусловленные властным управлением обществом, третий - отношения по охране первых двух видов отношений.

Анализируя  изменение соотношения воль при правовом закреплении общественных отношений, нужно отметить, что в советское время превалировала воля государства, а сегодня учитывается воля других собственников, которые достигают своих целей, в том числе с использованием института лоббирования. Процент присутствия воли несобственников в современный период по сравнению с советским правом следует считать сократившимся, так как воля несобственников в настоящее время может оказаться вообще не представлена при правовом закреплении общественных отношений. Эта модель в современный период может быть применена к любому закону. Причем в законах социальной направленности воля несобственников может быть представлена в большем объеме, нежели в коммерческих или в лоббируемых законах.

В третьем  параграфе «Факторы, влияющие на изменение предмета правового регулирования в условиях государства и права переходного периода» исследуются факторы и процессы, влияющие на эволюционирование предмета правового регулирования, а также анализируется их взаимосвязь.

Современный период развития Российского государства  характеризуется качественным изменением его функций. Это проецируется в  факторах внутригосударственного и межгосударственного порядка. К первой категории факторов следует отнести обстоятельства, связанные с преобразованием нашего государства в ходе конституционной реформы, характеризующие переход от одного исторического типа государства к другому: от социалистического к капиталистическому. В сфере экономики это могут быть изменения системы налогообложения, льготного кредитования и инвестирования, распределения квот на сырье и его импорт; в публичной сфере можно назвать изменения системы государственной и муниципальной власти, принципов правового положения личности.

К межгосударственным факторам следует отнести те, которые связаны с возникновением глобальных проблем современности: проблемы освоения космоса, охраны природы и окружающей среды, проблемы борьбы с эпидемиями и опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий производственных аварий, катастроф, проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом, демографические проблемы и ряд других.

На предмет  правового регулирования влияет ряд объективно-субъективных факторов. Социально-экономический фактор оказывает непосредственное влияние на предмет правового регулирования в силу того, что последний представляет собой некоторую совокупность общественных отношений, возникающих вследствие выполнения определенных действий участниками этих отношений,

урегулированных нормами права, а поведение людей, выражающееся в деятельности определенного вида, направленное на удовлетворение существующих потребностей и интересов, определяет состояние социальной среды. Социально-экономическую обусловленность предмета правового регулирования можно проследить на примерах принятия различных целевых программ законодательными органами федерального уровня и субъектов федерации по поддержке определенных слоев населения, повышения благосостояния населения, обеспечения достойной жизни и полноценного развития человека. Так, в 2006 году в Краснодарском крае предусмотрено финансирование более 50 краевых целевых программ на общую сумму 3,5 миллиарда рублей.

Действие процесса глобализации распространяется на все страны мира. Глобализация представляет собой всемирный процесс, объединяющий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Четкая ранее граница между международным и внутригосударственным правом становится все более расплывчатой и в перспективе нас ждет создание новой модели права - мировой глобальной правовой системы, причем основой для этого послужит обновленный в условиях глобализации предмет правового регулирования.

Конвергенция  и диверсификация являются двумя  противодействующими тенденциями  в процессе развития государства  и права. Процесс конвергенции обусловил  создание и развитие Содружества  Независимых Государств, союза России и Беларуси, объединение России, Украины, Беларуси и Казахстана в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и ряд других. Процесс диверсификации национальных правовых систем проявляется в стремлении сохранить уникальные особенности конкретного типа внутригосударственного права, реализованного в определенной стране в настоящее время и обусловленного состоянием правового, социально-политического и культурного развития данного общества и государства.

 

   

По итогам анализа  изменений предмета правового регулирования  в диссертации предложены следующие выводы:

Во-первых, предмет  правового регулирования в настоящее  время в меньшей степени подвержен  влиянию субъективных факторов, он более объективен, то есть менее  зависит от воли государства. Во вторых, под воздействием процессов глобализации, диверсификации и конвергенции национальных правовых систем, имплементации международных норм права наблюдается эволюционирование предмета правового регулирования во всех его разновидностях и проявлениях. В-третьих, на процесс эволюционирования предмета правового регулирования влияют такие факторы как нормативный, политический, научно-технического прогресса, фактор культуры общества и ряд других, но основным фактором, влияющим на все указанные процессы и факторы, является социально-экономический фактор, лежащий в основе всех происходящих в государстве и обществе изменений.

Вторая  глава «Функциональная характеристика предмета правового регулирования» посвящена выявлению и рассмотрению системно-структурной характеристики предмета правового регулирования, значения последнего в процессе выделения отраслевых образований в праве, соотношения предмета и метода правового регулирования.

В первом параграфе «Системно-структурная характеристика предмета правового регулирования)) основываясь на том, что система права является своеобразной системой подсистем, состоящей из системы отраслей права, системы правовых институтов, системы норм права, предмет правового регулирования обосновывается как определенная система в зависимости от видов общественных отношений, модели которых призвана регулировать система права и которые представлены в различных ее элементах: норме, отрасли, институте.

Предмет правового  регулирования, будучи составной частью в понятийном ряду системы права, одновременно является одним из оснований  оценки и анализа различных систем права, имеет значение для выявления структуры права и определения элементов последнего. В праве можно выделить основные четыре уровня структуры: а) правовой нормы; б) правового института; в) отрасли права; г) системы права. Предмет правового регулирования присутствует на каждом уровне структуры права, что дает основание выделить общий предмет правового регулирования, предмет правового регулирования отрасли права, правового института и конкретно-нормативный предмет правового регулирования.

Модель структуры  предмета правового регулирования  зависит от значимости общественных отношений, то есть требуют ли они правового регулирования или нет. Структурирование предмета правового регулирования предопределяет виды норм права, потому в теории права выделяются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-задачи, определительно-установочные нормы, нормы-правила поведения, коллизионные нормы.

В предмете правового  регулирования следует обособить  его функциональную характеристику, которая в свою очередь зависит от функций общественных отношений, модели которых составляют предмет правового регулирования. Его функциональное назначение обусловлено также функциями, выполнять которые призвано государство. С учетом сказанного функциональная характеристика предмета правового регулирования состоит в следующем:

Во-первых, предмет  правового регулирования может  служить критерием систематизации правового массива и для отграничения одного правового образования от другого, одной группы норм от другой.

Во-вторых, функции предмета правового регулирования могут быть определены, исходя из разнообразия его дефиниций. В зависимости от того, какую функциональную роль выполняют нормы права, закрепляющие общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, функции последнего заключаются в моделировании регулятивной или охранительной деятельности.

В-третьих, функции  предмета правового регулирования  зависят от задач и целей конкретной отрасли права, которые в свою очередь различаются в зависимости  от ее вида или типа (материальное и процессуальное, частное и публичное).

В-четвертых, функциональная характеристика предмета правового  регулирования предопределяется факторами  обусловленности предмета правового  регулирования, в числе которых  интеграция, глобализация, имплементация, диверсификация и т.д. Предмет правового регулирования, в свою очередь, сам порождает возникновение и развитие этих процессов, поэтому они взаимообусловлены.

Во  втором параграфе «Отраслевое назначение предмета правового регулирования» определяется роль и назначение предмета правового регулирования для формирования и выделения из системы права такого правового образования как отрасль права, проводится анализ существующих подходов к учению об отрасли права.

Самыми спорными и сложными вопросами, связанными с системой права со времени образования Советского государства, являлись и являются проблемы классификации, группировки по различным критериям и подразделениям всей совокупности юридических норм, образующих систему права. К одному из таких подразделений системы права относится отрасль права.

Определения отрасли  права как одного из уровней системы  права зависит от типа правопонимания конкретного ученого, однако основу различных подходов к пониманию  отрасли права составляют положения  нормативистского подхода. Именно признание предмета правового регулирования одним из основных критериев деления права на отрасли привело к тому, что все без исключения ученые указывают в дефиниции отрасли права наличие общественных отношений, модели которых и составляют предмет правового регулирования.

Большинство ученых определяет предмет той или иной отрасли права исходя из представления  об отношениях, регулируемых этой отраслью права, то есть исходя из предмета правового  регулирования. Данный вывод подтверждается анализом процесса формирования новых отраслей права, так как ученые, инициирующие этот процесс, в первую очередь стараются определить предмет правового регулирования, т.е. сферу общественных отношений, подлежащих урегулированию определенной совокупностью норм права. Особенно наглядно этот процесс можно проследить в случае формирования новой отрасли права на базе существующего правового института. К таким отраслям следует отнести семейное право, авторское право, трудовое право и другие.

На основании  проведенного анализа в диссертации предлагается ряд выводов:

Во-первых, предмет  правового регулирования является первичным по отношению к отрасли  права, так как сначала в нормах права закрепляется модель общественных отношений, а лишь потом ученые, систематизируя нормативный материал, включают его в ту или иную отрасль права.

Информация о работе Предмет правового регулирования как категория теории государства и права