Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель работы - вопрос о роли и месте Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
показывается административно-правовой статус Президента РФ;
определяются понятия, признаки и функции исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определяется система и структура органов исполнительной власти в РФ;
описываются полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Введение ……………………………………………………………….…... 3
Административно-правовой статус Президента РФ …………….…. 5
1.1. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти ……….. 7
1.2. Администрация Президента РФ ………………………………….…..9
1.3. Полномочные представители Президента РФ ………………..…... 11
2. Понятие, признаки, административно-правовой статус
органов исполнительной власти …………………………………..…. 14
2.1. Виды органов исполнительной власти ………………………..…... 17
2.2. Федеральные органы исполнительной власти ………………..…... 20
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ……………………………………………………………..….. 31
3. Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной
власти ………………………………………………………………….…... 38
3.1. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ ……………. 38
3.2. Взаимодействие Президента РФ и Федеральных министерств ….. 40
3.3. Взаимодействие Президента РФ и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 43
Заключение …………………………………………………………….…. 45
Библиографический список ……………………………
Президент РФ и исполнительная власть
Содержание:
Введение ……………………………………………………………….…... 3
1.1. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти ……….. 7
1.2. Администрация Президента РФ ………………………………….…..9
1.3. Полномочные представители Президента РФ ………………..…... 11
2. Понятие, признаки, административно-правовой статус
органов исполнительной власти …………………………………..…. 14
2.1. Виды органов исполнительной власти ………………………..…... 17
2.2. Федеральные органы исполнительной власти ………………..…... 20
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ……………………………………………………………..….. 31
3. Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной
власти ………………………………………………………………….…... 38
3.1. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ ……………. 38
3.2. Взаимодействие Президента РФ и Федеральных министерств ….. 40
3.3. Взаимодействие Президента РФ и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 43
Заключение …………………………………………………………….…. 45
Библиографический список ……………………………………………… 47
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.
Цель работы - вопрос о роли и месте Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.
Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент РФ наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать (или, наоборот, не подписывать и фактически и практически отклонять) принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.
Для реализации своей власти Президент имеет право издавать указы и распоряжения (ст. 90 Конституции). Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные. Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов. Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко. В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе, не нарушая требования ч. 3 ст. 90 Конституции, издать нормативный указ по данному вопросу. При несоответствии нормативных актов Президента Конституции или федеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Акты Президента, признанные неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.
До конца не определенными остаётся место и значение Президента РФ в системе исполнительной власти. Конституция предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). В литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике.1
Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, а именно:
В настоящее
время (в соответствии с Указом Президента
РФ от 9 марта 2004г. N 649 "Вопросы структуры
федеральных органов
Следовательно, можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.
Юридически не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.
1.2. Администрация Президента РФ.
В соответствии с Указом от 6 июня 2000 г. Администрация Президента сформирована в следующей структуре. Администрацию Президента России возглавляет Руководитель Администрации Президента РФ, который имеет 10 заместителей, в том числе первых.
Образованы следующие самостоятельные подразделения:
В состав Администрации Президента РФ входят также следующие должностные лица: полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации РФ, в Государственной Думе, в Конституционном Суде РФ; полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; пресс-секретарь Президента РФ; руководитель протокола Президента РФ; заведующий Канцелярией Президента РФ; помощники Президента РФ; советники Президента РФ; старший референт Президента РФ (возглавляет Референтуру Президента РФ).