Президент РФ и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - вопрос о роли и месте Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
показывается административно-правовой статус Президента РФ;
определяются понятия, признаки и функции исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определяется система и структура органов исполнительной власти в РФ;
описываются полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…... 3
Административно-правовой статус Президента РФ …………….…. 5
1.1. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти ……….. 7
1.2. Администрация Президента РФ ………………………………….…..9
1.3. Полномочные представители Президента РФ ………………..…... 11
2. Понятие, признаки, административно-правовой статус
органов исполнительной власти …………………………………..…. 14
2.1. Виды органов исполнительной власти ………………………..…... 17
2.2. Федеральные органы исполнительной власти ………………..…... 20
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ……………………………………………………………..….. 31
3. Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной
власти ………………………………………………………………….…... 38
3.1. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ ……………. 38
3.2. Взаимодействие Президента РФ и Федеральных министерств ….. 40
3.3. Взаимодействие Президента РФ и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 43
Заключение …………………………………………………………….…. 45
Библиографический список ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик Президент РФ и исполнительная власть1.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

д) управляет и распоряжается  собственностью субъекта Российской Федерации  в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной  собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному  или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;

ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Высшим должностным  лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более пяти лет.

Наименование должности  высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) временно (в связи с болезнью или  отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное  лицо субъекта РФ (руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) при осуществлении  своих полномочий обязано соблюдать  Конституцию, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Решение о досрочном  прекращении полномочий высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ, за исключением случаев, предусмотренных подп. «б» и «г».

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Решение направляется на рассмотрение Президента РФ для решения  вопроса об отрешении высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности.

Конституцией (уставом) субъекта РФ для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Деятельность органов  исполнительной власти осуществляется  в 89 субъектах РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют: в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов;  в краях и областях (т. е. административно - территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах;  в автономных образованиях; в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге);

В целях преодоления  противоречий регионального законодательства 90-х гг., регламентирующего порядок  формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»14.

Субъекты РФ создают  такую систему органов исполнительной власти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой форме органы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными. Они не установлены нормативным актами и формируются исходя из исторических, национальных  традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти.

3.1. Взаимодействие  Президента РФ и Правительства  РФ.

 

Сложный характер отношений между Президентом  РФ и Правительством РФ заложен в  нормах Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент  РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства  РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства  РФ будет именно то лицо, которое  Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 28-П от 11 декабря 1998г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру15.

Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России.

Если рассматривать  процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя. Согласно п. "д" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

При этом в Конституции  РФ не установлен сам порядок назначения и не закреплены полномочия участвующих  в назначении должностных лиц. Поскольку, как это установлено в случае утверждения Государственной Думой  кандидатуры Председателя Правительства, каких-либо ограничений для отклонения Президентом РФ представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства, из смысла конституционных норм следует, что Президент РФ может отклонять эти кандидатуры бесконечно, пока не будет предложена устраивающая его кандидатура.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что Президент  РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ.

Далее, сам порядок  управления Правительством РФ имеет  двойственный характер. Это проявляется как в процедуре управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Пункт "б" ст. 83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ "О Правительстве РФ" в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

В Законе не уточняется объем полномочий, которыми обладает Президент РФ, председательствуя  на заседаниях Правительства. Следовательно, объем этих полномочий определяется теми правами, которыми наделен председательствующий в соответствии с законодательством. Также законодательно не определен статус Председателя Правительства, присутствующего на заседании Правительства РФ под председательством Президента.

В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению  к Правительству следует отметить институт поручений и контроля. Как  следует из Регламента Правительства  РФ, Президент РФ может давать поручения Председателю Правительства РФ, его заместителям, непосредственно федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Поручения Президента РФ должны выполняться в установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Также Правительство должно информировать Президента о своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента).16

 

3.2. Взаимодействие  Президента РФ и Федеральных  министерств.

 

Президент непосредственно  руководит федеральными министерствами и ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции,  иностранных дел,  предотвращения  чрезвычайных  бедствий.  Нахождение этих органов в ведении Президента обуславливает его право утверждать по представлению Председателя Правительства положения о них и назначить их руководителей. Эти федеральные исполнительные  органы подчиняются Правительству и  ответственны  перед  ним.  Федеральные министры подотчётны Правительству,  а  по  вопросам,  отнесённым к полномочиям  Президента,  также  и  главе  государства (Ст.12 и 26 ФКЗ "О Правительстве РФ").

Согласно Ст.83 и 87 Конституции  Российской Федерации Президент  назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации, что совершенно оправдано, так как Президент по должности считается Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «Об обороне» (Ст.4), он утверждает концепцию и планы строительства Вооружённых Сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

Информация о работе Президент РФ и исполнительная власть