Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель работы - вопрос о роли и месте Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
показывается административно-правовой статус Президента РФ;
определяются понятия, признаки и функции исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определяется система и структура органов исполнительной власти в РФ;
описываются полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Введение ……………………………………………………………….…... 3
Административно-правовой статус Президента РФ …………….…. 5
1.1. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти ……….. 7
1.2. Администрация Президента РФ ………………………………….…..9
1.3. Полномочные представители Президента РФ ………………..…... 11
2. Понятие, признаки, административно-правовой статус
органов исполнительной власти …………………………………..…. 14
2.1. Виды органов исполнительной власти ………………………..…... 17
2.2. Федеральные органы исполнительной власти ………………..…... 20
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ……………………………………………………………..….. 31
3. Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной
власти ………………………………………………………………….…... 38
3.1. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ ……………. 38
3.2. Взаимодействие Президента РФ и Федеральных министерств ….. 40
3.3. Взаимодействие Президента РФ и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации …………... 43
Заключение …………………………………………………………….…. 45
Библиографический список ……………………………
Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении её безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем, виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента. Управленческие полномочия в обеспечении обороны разделено между Президентом и Правительством.17
Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняются Президенту, и решающее слово всегда остаётся за главой государства. Принцип единоначалия в руководстве Вооружёнными силами и высокая степень централизации управления в области обороны, безусловно, требует от главы государства не общего, а конкретного руководства это сферой.
К полномочиям Президента также относится присвоение высших воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооружённых Сил.18
Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства, ставит задачи перед Правительством и другими структурами исполнительной власти по созданию эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности.
В соответствии со Ст.83 и 87 Конституции Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение (Ст.88). Полномочия Президента по введению военного или чрезвычайного положения не носят абсолютного характера, они осуществляются в строгом соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами.
Указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения, а также решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации требуют утверждения Советом Федерации (Ст.102).
В соответствии с положением конституции (Ст.80), Президент в установленном конституции порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, полномочия раскрываются в основном в Ст. 86, в которой четко определено, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением.
Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закрепленных за Президентом конституцией и законодательными актами Российской Федерации.
Согласно Ст.83 конституции
Президент назначает и отзывает
дипломатических представителей Российской
Федерации в иностранных
3.3. Взаимодействие
Президента РФ и органов
Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»20.
Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.
Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78, он, вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.
Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент передает дело в суд.
Заключение
Конституция РФ исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами – она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Президент устанавливает основные направления политики государства.
В области исполнительной власти Президент наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст.ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства.
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.
Библиографический список:
1И. А. Полянский. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001 г. Стр. 58.
2 СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945
3 Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 с последующими изменениями (СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2748; 2004. № 15. Ст. 1395). В редакции от 11 апреля 2008 г.
4 СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945.
5 СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871
6 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
7 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
8 Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. С121.
9 Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 439 с.
10 Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юридический центр Пресс, 2003.C.39 .
11 САПП РФ. 1993. N 22. Ст. 2032.
12 СЗ РФ. 1999 г. N 42. Ст. 5005.
13 СЗ РФ. 1999 г. N 42. Ст. 5005.
14 СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005
15 По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П // СЗ РФ. 1998 г. N 52. Ст. 6447.
16 О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 // СЗ РФ. 2004 г. N 23. Ст. 2313.
17 Собрание законодательства Российской Федерации. №52. Ст.5911
18 Собрание законодательства Российской Федерации. №3. Ст.316
19 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №51. Ст.6280.
20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 414.