Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ института Президентства и его перспективы развития в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю становления института Президентства в нашей стране; - охарактеризовать Президента РФ как главу государства;
- определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти;
- установить перспективы развития института Президентства в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика института президентства…………………….5
1.1 История становления института Президентства в России…………………5
1.2 Президент РФ как глава государства………………………………………...7
Глава II. Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти……………………………………………………………………………..10
2.1 Взаимодействие Президента с Федеральным Собранием………………...10
2.2 Взаимодействие Президента с исполнительной и судебной властью……19
2.3 Перспективы развития института Президентства в РФ…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..29
тульский Филиал
федерельного Государственного
бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
(ТФ РПА Минюста России)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: «Президент РФ:конституционно-правовой статус»
Выполнила студентка:
очного отделения
3111-ЮБ учебной группы
1 курса
Научный руководитель:
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Колесникова.Т.Н
Дата защиты ____________________
Оценка ___________________
__________________________
Тула 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика
института президентства…………………….5
1.1 История становления института
Президентства в России…………………5
1.2 Президент РФ как глава государства………………………………………...7
Глава II. Взаимодействие Президента
РФ с органами государственной власти………………………………………………………………
2.1 Взаимодействие Президента
с Федеральным Собранием………………...10
2.2 Взаимодействие Президента
с исполнительной и судебной властью……19
2.3 Перспективы развития института
Президентства в РФ…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Институт Президента1 учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти относится Президент РФ. Однако системный анализ иных конституционных положений (например, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).2
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. Одной из основных его прерогативою деятельности являются полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. (Например, назначает Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы в Госдуму, и др.) В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции), издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и основные направления деятельности, тема курсовой работы является весьма актуальной потому, что аппарат Президента РФ и его правовые акты весьма масштабны по своему значению.
Объектом исследования работы является конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
Предметом изучения является совокупность правовых норм, регламентирующих статус Президента РФ, основные полномочия и его взаимодействие с другими органами государственной власти в нашей стане. Целью курсовой работы является комплексный анализ института Президентства и его перспективы развития в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать историю становления института Президентства в нашей стране; - охарактеризовать Президента РФ как главу государства; - определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти; - установить перспективы развития института Президентства в России.
В процессе исследования темы курсовой работы были использованы следующие методы: анализа, сравнения, обобщения, формально-юридический метод.
Правовую основу исследования темы курсовой работы составили: Конституция РФ 1993 г., федеральное законодательство и подзаконные правовые акты. Теоретическую основу исследования данной темы составили труды ученых в области теории права. Среди них можно отметить: Андрееву И.Е., Васильеву М.Л., Зуйкова А.В., Шхагапсоева З.Л., Фоличенко М.П., Тесленко Д.Д., Поляк Е.В., Лукьянову Л.Б., и др. Структура работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.
Глава I. Общая характеристика института Президентства
1.1 История становления
института Президентства в
Президент – принципиально новый для
России государственный институт, который
внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю
советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента
еще существовавшего тогда Союза ССР,
появились президенты в республиках бывшего
Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост
Президента России Федерации, входившей
в то время в это союзное государство.
Таким образом, была реализована воля
российского народа, проголосовавшего
за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском
референдуме. Российское государство
сделало важный шаг в сторону изменения
формы государства. Закрепление такого
существенного новшества в организации
государства мотивировалось необходимостью
укрепления исполнительной власти3. Учреждение президентства происходило
на фоне углубляющегося экономического
и политического кризиса, обострения межнациональных
отношений, в условиях ослабления исполнительной
власти, ее единства. Реализация законов
проходила трудно, не принимались необходимые
меры по их осуществлению со стороны органов
государственного управления, усиливалась
рассогласованность союзного и республиканского
законодательства. К тому же представительным
органам не удавалось сформировать эффективно
действующие органы государственного
управления, обеспечить с ними должное
взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную
деятельность. При создании института
президентства в России использовался
опыт зарубежных стран. Этот институт
распространен в мире и имеет заметные
особенности в разных странах. В одних
государствах их называют президентскими
республиками – президент возглавляет
государство, а также правительство, исполнительную
власть, играет фактически ведущую роль
в управлении страной, обладая большим
объемом прав. В других – это парламентарные
республики – президентство представляет
собой в значительной мере формальную
структуру. В этом случае реальные функции
управления выполняет правительство,
а глава его и занимает первое место в
системе исполнительной власти. В мировой
практике, как уже говорилось, встречается
сочетание черт и парламентарной, и президентской
республики – смешанные формы правления
(которые оказали влияние на конструирование
института президентства в России). Наконец,
различно избирается и сам президент.
Всенародное его избрание обычно свойственно
тем странам, где реальная исполнительная
власть концентрируется в руках президента,
во всяком случае, там он, как правило,
играет существенную роль в государстве4. При организации президентской власти
в Российской Федерации использован опыт
разных государств, но, естественно, в
РФ она имеет свои особенности.
1.2 Президент РФ как
глава государства
Президент РФ – глава российского государства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, путем всеобщего, равного и тайного голосования. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права. Не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, либо ограниченное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда. Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью, т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: арест, личный досмотр, обыск, иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами. Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задержание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения. Основные направления деятельности Президента РФ: 1) президент РФ – гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом законодательной инициативы, а также правом вето в отношении принятых Государственной Думой федеральных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности; 2) президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ; 3) президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функции в силу своего особого положения главы государства; 4) президент РФ обеспечивает суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вводить военное или чрезвычайное положение на территории РФ и в ее регионах6. Таким образом, Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы «балансом» в их взаимоотношениях, помогает найти компромисс в случае спора и определяет основные направления государственной политики РФ. Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.
Глава II . Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти
2.1 Взаимодействие
Президента с Федеральным
Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной властей, но и их активное взаимодействие в соответствии с принципом единства системы государственной власти. Это получает свое выражение прежде всего в институте Президента Российской Федерации —главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции РФ).
Характер взаимоотношений Президента и парламента определяется следующими конституционными положениями.
Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина может влиять на работу обеих палат парламента. Поскольку в России институт Президента включен в систему, вырабатывающую политический баланс, постольку каждый иной властный институт, участвующий в создании такого баланса, не может игнорировать другие. Федеральное Собрание, будучи включенным в демократический механизм власти, не может быть свободным от провозглашенных Президентом позиций во внутренней и внешней политике, в правовом регулировании общественных отношений. Однако указанная функция Президента должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Поэтому равным образом Президент должен соизмерять свою деятельность с выработанными Федеральным Собранием ориентирами. Основные направления государственной политики определяются Президентом в разнообразной форме:
1) Уже стали традиционными
2) К традиционным можно отнести
и бюджетные послания
Информация о работе Президент РФ:конституционно-правовой статус