Президент РФ:конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ института Президентства и его перспективы развития в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю становления института Президентства в нашей стране; - охарактеризовать Президента РФ как главу государства;
- определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти;
- установить перспективы развития института Президентства в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика института президентства…………………….5
1.1 История становления института Президентства в России…………………5
1.2 Президент РФ как глава государства………………………………………...7
Глава II. Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти……………………………………………………………………………..10
2.1 Взаимодействие Президента с Федеральным Собранием………………...10
2.2 Взаимодействие Президента с исполнительной и судебной властью……19
2.3 Перспективы развития института Президентства в РФ…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

тульский Филиал

 федерельного  Государственного бюджетного 
образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

(ТФ РПА Минюста России)

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По теме: «Президент РФ:конституционно-правовой статус»

 

 

 

Выполнила студентка: 
очного отделения

3111-ЮБ  учебной группы     

 1 курса

                                                  Пашкина Д. Е

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин  
Колесникова.Т.Н

 

 

 

Дата защиты   ____________________

Оценка ___________________

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. Общая характеристика института президентства…………………….5 
1.1 История становления института Президентства в России…………………5 
1.2 Президент РФ как глава государства………………………………………...7

Глава II. Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти……………………………………………………………………………..10 
2.1 Взаимодействие Президента с Федеральным Собранием………………...10 
2.2 Взаимодействие Президента с исполнительной и судебной властью……19 
2.3 Перспективы развития института Президентства в РФ…………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы.

Институт Президента1 учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти относится Президент РФ. Однако системный анализ иных конституционных положений (например, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).2

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. Одной из основных его прерогативою деятельности являются полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. (Например, назначает Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы в Госдуму, и др.)     В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции), издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.           Учитывая вышеизложенные обстоятельства и основные направления деятельности, тема курсовой работы является весьма актуальной потому, что аппарат Президента РФ и его правовые акты весьма масштабны по своему значению.

Объектом исследования работы является конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Предметом изучения является совокупность правовых норм, регламентирующих статус Президента РФ, основные полномочия и его взаимодействие с другими органами государственной власти в нашей стане.  Целью курсовой работы является комплексный анализ института Президентства и его перспективы развития в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:   - проанализировать историю становления института Президентства в нашей стране;             - охарактеризовать Президента РФ как главу государства;     - определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти;              - установить перспективы развития института Президентства в России.

В процессе исследования темы курсовой работы были использованы  следующие методы: анализа, сравнения, обобщения, формально-юридический метод.

Правовую основу исследования темы курсовой работы составили: Конституция РФ 1993 г., федеральное законодательство и подзаконные правовые акты. Теоретическую основу исследования данной темы составили труды ученых в области теории права. Среди них можно отметить: Андрееву И.Е., Васильеву М.Л., Зуйкова А.В., Шхагапсоева З.Л., Фоличенко М.П., Тесленко Д.Д., Поляк Е.В., Лукьянову Л.Б., и др.     Структура работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.

 

Глава I. Общая характеристика института Президентства

 

1.1 История становления  института Президентства в России

Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти.   В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы  государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти3.    Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.          При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.         В мировой практике, как уже говорилось, встречается сочетание черт и парламентарной, и президентской республики – смешанные формы правления (которые оказали влияние на конструирование института президентства в России). Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве4.  При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.            Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции5. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.            Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены большие изменения, новшества в правовой статус Президента РФ, он усилен.

 

 
1.2 Президент РФ как  глава государства

 

Президент РФ – глава российского государства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, путем всеобщего, равного и тайного голосования. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.     Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права.  Не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, либо ограниченное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда.            Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью, т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: арест, личный досмотр, обыск, иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами. Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задержание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения. Основные направления деятельности Президента РФ:   1) президент РФ – гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом законодательной инициативы, а также правом вето в отношении принятых Государственной Думой федеральных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности;        2) президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ;         3) президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функции в силу своего особого положения главы государства;     4) президент РФ обеспечивает суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вводить военное или чрезвычайное положение на территории РФ и в ее регионах6.         Таким образом, Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы «балансом» в их взаимоотношениях, помогает найти компромисс в случае спора и определяет основные направления государственной политики РФ. Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II . Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти

 
2.1 Взаимодействие  Президента с Федеральным Собранием

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной властей, но и их активное взаимодействие в соответствии с принципом единства системы государственной власти. Это получает свое выражение прежде всего в институте Президента Российской Федерации —главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции РФ).

Характер взаимоотношений Президента и парламента определяется следующими конституционными положениями.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина может влиять на работу обеих палат парламента. Поскольку в России институт Президента включен в систему, вырабатывающую политический баланс, постольку каждый иной властный институт, участвующий в создании такого баланса, не может игнорировать другие. Федеральное Собрание, будучи включенным в демократический механизм власти, не может быть свободным от провозглашенных Президентом позиций во внутренней и внешней политике, в правовом регулировании общественных отношений.        Однако указанная функция Президента должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Поэтому равным образом Президент должен соизмерять свою деятельность с выработанными Федеральным Собранием ориентирами. Основные направления государственной политики определяются Президентом в разнообразной форме:

1) Уже стали традиционными ежегодные  послания Президента парламенту, содержащие как оценку положения  дел, так и задачи государства  на будущее. Послания имеют сложную правовую природу. С одной стороны, можно сделать вывод об обязательном характере общих установок, конкретных поручений, содержащихся в посланиях. С другой стороны, послания не являются нормативными актами, не могут противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием, и каким-либо образом ограничивать его правотворческую деятельность. Они раскрывают взгляд Президента на законодательную деятельность парламента. Законодательные инициативы, сформулированные в них, считаются приоритетными в программе законопроектных работ.

2) К традиционным можно отнести  и бюджетные послания Президента  страны Правительству РФ. В них  глава государства определяет  основные текущие финансовые  приоритеты, которые также оказывают  влияние на законодательную деятельность Федерального Собрания.

Информация о работе Президент РФ:конституционно-правовой статус