Президент РФ:конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ института Президентства и его перспективы развития в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю становления института Президентства в нашей стране; - охарактеризовать Президента РФ как главу государства;
- определить взаимодействие Президента Российской Федерации с Федеральным Собранием, а так же с органами исполнительной и судебной власти;
- установить перспективы развития института Президентства в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика института президентства…………………….5
1.1 История становления института Президентства в России…………………5
1.2 Президент РФ как глава государства………………………………………...7
Глава II. Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти……………………………………………………………………………..10
2.1 Взаимодействие Президента с Федеральным Собранием………………...10
2.2 Взаимодействие Президента с исполнительной и судебной властью……19
2.3 Перспективы развития института Президентства в РФ…………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..29

Файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Перспективы  развития института Президентства  в РФ

 

20 лет достаточно короткий срок для формирования и функционирования института президентской власти. Поэтому современные политологи и политические деятели утверждают, что в России  переходный период еще не завершился. Конституционные конструкции и модели проходят испытание практикой в изменяющихся социальных, политических и экономических условиях, при этом выявляются их недостатки и «перекосы», требующие определенной корректировки.

Так, применительно к отечественной модели института президентства необходимо действительно констатировать: «Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется»14. То есть несмотря на универсальность конституционной формулы, а во многом как раз «благодаря» ее несовершенству, данный демократический институт пока еще не сложился, а страна продолжает находиться в режиме «ручного управления», когда не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера. Такая ситуация не только вызывает негативные оценки со стороны мирового сообщества, но и, совершенно очевидно, уже тормозит дальнейшее поступательное развитие России. 

   Одной из проблем для России, бесспорно, является существующая изначально в Конституции так называемая проблема дисбаланса во властном «треугольнике»: Президент — Правительство — парламент (Государственная Дума). Необходимо подчеркнуть, что именно в таком контексте, причем с учетом не только юридической, но и политической  составляющей, следует рассматривать сложившуюся ситуацию и искать оптимальные решения, не разделяя и не сужая вопрос до взаимоотношений Президента и Правительства, Президента и парламента, Правительства и парламента. Смысл заключается как раз в системе взаимного влияния и соотношении политического веса этих трех институтов. 

    Думается, что для нашей страны, по крайней мере на ближайшую перспективу, до завершения переходного периода необходимым и безальтернативным вариантом является «сильный» институт президентства в рамках полупрезидентской (смешанной) формы правления.  При этом, говоря о «силе» Президента, необходимо согласиться с мнением известного французского правоведа М. Лесажа, что «сильный» Президент — только тот, который опирается на Правительство, имеющее достаточную поддержку в парламенте, т.к. оно сформировано парламентским большинством»15.  Конфликт между Президентом и Правительством неизбежно подрывает всю систему государственной власти, но и абсолютно «бесконфликтное единство грозит перерасти в элементарную политическую атрофию», что тоже может привести к весьма печальным последствиям. В этом контексте следует согласиться с высказыванием, что российская Конституция не столько «сверхпрезидентская», сколько «недопарламентская»16.    Отмечая реальные перспективы развития можно говорить о уже начавшееся перераспределение политических функций между Президентом

и Председателем Правительства, направленное на создание «сильного» Правительства во главе с политическим, а не «техническим» Председателем, то есть второго «мозгового центра». При этом усиление Правительства будет, скорее всего, происходить не за счет сужения сферы президентских полномочий, а посредством более полного раскрытия конституционного потенциала Правительства и исполнительной власти в целом. 

     Другая  проблема, функционирования института президентства, заключается в  последовательном и неконтролируемом расширении границ компетенции главы государства. Образно полномочия российского Президента сегодня представляют собой некое подобие гигантского «айсберга», где конституционные прерогативы — лишь небольшая видимая вершина, остальной же массив — скрытая подводная часть, которая имеет не вполне известные нам очертания и размеры, неумолимо растет и, как следствие, начинает представлять опасность для всего, что его окружает. Анализ ряда положений Конституции Российской Федерации 1993 года позволяет сделать вывод, что в стране созданы значительные предпосылки для становления режима бесконтрольной личной власти президента.

Положения основного закона поставили президента над правительством, парламентом и судом, предоставив ему значительные полномочия в рамках исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Все это в комплексе создает существенные основания для дефиниции характера российской президентской власти как сверхпрезидентской, что свидетельствует о закреплении в современной России модели суперпрезидентства. 

   Предоставление столь широких конституционных полномочий главе государства имеет прямую связь с недостаточным развитием в стране института парламентаризма. На фоне приоритетного распределения властных полномочий в пользу главы государства права парламента оказались сильно ограниченными, в частности, в вопросе о назначении правительства, поскольку оно подвергается угрозе досрочного роспуска в случае трехкратного отклонения кандидатуры премьер-министра, предлагаемой главой государства. В то же время российский парламент лишен возможности саморазвития, так как сильно зависим от президента.  

    И, наконец, важной проблемой видится становящийся все более очевидным разрыв между Президентом  и обществом, а рассчитывать на нормальное функционирование любых правовых конструкций  можно только при одном непременном условии: глава государства, равно как и Правительство, и, парламент, должен находиться под контролем общества, нести юридическую и политическую ответственность за злоупотребление властью.

Решение данной проблемы представляется наиболее сложным, если не сказать недостижимым. Причина в том, что необходимо сочетание двух факторов: психологического и институционального, но в нашем случае это выглядит своего рода «демократической утопией». Смысл в том, что, с одной стороны, само общество должно быть готово и испытывать потребность осознанно делать выбор, транслировать свои потребности, контролировать происходящее, делать выводы, реагировать на отклонения, призывать к ответственности и т.п. С другой стороны, властные структуры во главе с Президентом должны не просто ощущать свою зависимость от народа и ответственность перед ним, но и создавать эффективные  механизмы контроля и ответственности в отношении самих себя. И тут мы оказываемся в замкнутом круге. Не стоит забывать, что, несмотря на все демократические иллюзии, Россия всю жизнь тяготела к самодержавию. В самом институте

президентства есть элемент традиционный — что-то самовластное, имперское. В качестве царя в умозрительном восприятии российского социума оказывается и президент, поскольку трактовка этого феномена восходит к историческим корням. Сам факт необратимости утверждения неограниченной власти главы государства, будь то монарх, генеральный секретарь или президент, являющийся, по сути, таким же верховным правителем за счет обладания сверхполномочиями, рождает явление безысходности, влекущее за собой всецелое подчинение властвующему субъекту, поклонение ему, культивацию его образа. То есть ментальность такова, что народ в основной своей массе относится к собственной возможности изменить что-либо более чем недоверчиво. Если недовольство и возникает, то оно не принимает цивилизованных и организованных форм.

Элемент упования, преклонения, возвеличивания, подчинения, стабильности, граничащей с консерватизмом, как бы мы это не отрицали, до сих пор присутствует в менталитете россиян. Те же черты, только в их зеркальном отражении, свойственны и тем, кто оказывается «у руля»17. 

    Остается открытым вопрос: насколько вероятна практическая реализация более демократичной альтернативы в развитии российского президентства. Полностью отрицать гипотетическую возможность такого варианта развития событий было бы неверным, так как политический процесс явление динамичное и вполне корректируемое, вследствие чего способен модифицировать статичные компоненты политической системы, имеющие институциональную природу.

Трансформация характера института президентства в сторону демократизации возможна только в случае целенаправленной конституционной реформы, коренного переустройства политической системы и возникновения в обществе необходимости к активному участию в политической жизни. Но даже при достижении указанных параметров российское общество, как и политические институты, вряд ли окажется способным к быстрым и действенным переменам, к адаптации в новых условиях, что приведет к затяжной инерционной эволюции президентства.

Между тем именно затяжная инерционная эволюция института президентства в условиях процесса становления нового типа взаимоотношений между государством и обществом, основанная на принципе поступательности, представляется наиболее предпочтительной для развития страны. Являясь неким переходным вариантом, она может способствовать рождению исторического реванша, призванного оградить Россию от опасных явлений, сохранив ее идентичность. 

  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.

Начиная с 1991 года, институт президентства в России вместе с остальными институтами государственности находился в процессе постоянного развития и модернизации.           Элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации по их значению можно разделить на основные и дополнительные (служебные). В первую группу входят ценностно-функциональное предназначение Президента, его полномочия, публичные права. К дополнительным элементам следует отнести обеспечивающие выполнение функций и полномочий Президента гарантии его деятельности и ответственность. В числе основных элементов статуса Президента РФ особо выделяется ценностно-функциональное предназначение Президента, являющееся главным системообразующим элементом названного статуса.  Правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации во многом проблемно. Это выражается, в частности, в неупорядоченности норм содержащих положения касающиеся института российской президентуры. Данные нормы содержатся во многих различных правовых актах и слабо систематизированы. Сохранению недостатков способствует недостаточная научная проработанность соответствующих вопросов. Существует потребность в дальнейшем прояснении и проработке вопросов о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту, составе и содержании института российской президентуры, направлениях его внутренней систематизации.       Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.   Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что введение института президентства в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности. На сегодняшний день Президент РФ - это орган государственной власти, который имеет особый уникальный, как юридический, так и фактический статус, несравнимый ни с одним из органов, составляющих систему государственной власти в РФ.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009 – №4. – Ст. 445;
  2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ // СЗ РФ – 2004. - N 27. - Ст. 2710;
  3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ // СЗ РФ – 1997. - N 51 - Ст. 5712;
  4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ// СЗ РФ - 1994. - N 13 - Ст. 1447;
  5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ // СЗ РФ – 2003. -  N 2. - Ст. 171;
  6. Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации и описания Специального знака Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 июля 1999 г. N 906 // СЗ РФ. – 2000 - N 31 - Ст. 3993;
  7. Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г № 949 // СЗ РФ. – 2002 - № 32.- Ст. 4041;
  8. Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе. Утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 16.- Ст. 1842;
  9. Андреева, И.Е. Институт президентства в отечественной государственности: преемственность и обновление в национальной правовой системе / И. Е. Андреева // Актуальные проблемы российской правовой политики: сб. докл. XI науч.-практ. конф.и преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых, 9-10 апр. 2010 г. – Таганрог, 2010. – С. 54-58
  10. Блинов, А.Б. Полномочия Президента Российской Федерации / А. Б. Блинов // Статьи аспирантов и стажёров Института государства и права РАН. – М., 2010. – C. 73-83.
  11. Васильева, М. М. Становление института президентской власти РФ / М. М. Васильева // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 33-45.
  12. Васильева, Н. Ю. О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации / Н. Ю. Васильева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 119. – С. 259-262.
  13. Волобуева, Н. Н. Полномочия Президента России в сфере организации деятельности органов исполнительной власти / Н. Н. Волобуева. – Ростов н/Д : Ростиздат, 2008. – 78 с.
  14. Гончаров, В. В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране / В. В. Гончаров // Юрид. мир. – 2010. – № 3. – С. 55-60.
  15. Грачёв, Н. И. Президент и Правительство как субъекты высшей управительной власти в Российской Федерации / Н. И. Грачёв // Вестн. Евраз. акад. адм. наук. – 2009. – № 4. – С. 6-13.
  16. Гумбатов, А. Президент Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти / А. Гумбатов // Юрист вуза. – 2008. – № 12. – С. 39-42.
  17. Дегтев, Г. В. Становление и развитие института президентства в России / Г. В. Дегтев. – М.: Юрист, 2006. – 237 с.
  18. Зуйков, А. В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития / А. В. Зуйков // Конституц. вестн. – 2008. – № 1. – С. 171-179.
  19. Зуйков, А. В. К вопросу о совершенствовании правовой базы института президентства Российской Федерации / А. В. Зуйков // Гос. власть и мест. самоупр. – 2008. – № 3. – С. 17-19.
  20. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие/ Н.М. Колосова. — М: Норма, 2005 – 456с
  21. Куриленко, А. В. Деятельность Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / А. В. Куриленко // Соврем. право. – 2011. – № 8. – С. 51-55. 
  22. Лозовский, Л.Ш., Райзберг, Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания/ Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. – М.:ИНФРА-М, 2008 – 270с.
  23. Лукьянова, Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации/ Л.Б. Лукьянова. - М., 2007 – 294с.
  24. Поляк, Е. В. Тенденции развития института президентства в России / Е. В. Поляк // Студен. наука. Альм. студен. науч. о-ва РПА Минюста России. – 2010. – Вып. 3. – С. 26-32.
  25. Попова, Н. Ф. Место Президента РФ и Правительства РФ в сфере государственного управления : [правовой статус] / Н. Ф. Попова // Вестн. Акад. экон. безопасности МВД России. – 2010. – № 7. – С. 93-97.
  26. Радченко, И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации: учебное пособие/ И.И. Радченко. – М.: Русская Деловая Литература. 2006 – 415с.
  27. Силаев, А. Д. Введение института президентской власти в Российской Федерации и его эволюция / А. Д. Силаев // Вестн. Рос. ун-та Дружбы народов. Сер. История России. – 2006. – № 3. – С. 248-253.
  28. Соколов, В.М. Президент Российской Федерации в механизме государства / В. М. Соколов // Актуал. проблемы рос. права. – 2010. – № 3. – С. 54-65.
  29. Суворов, В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации/ В.Н. Суворов. – М., 2007 – 485с.
  30. Тесленко, Д.Д. Институт президента и принцип разделения властей в Российской Федерации / Д. Д. Тесленко // Сборник аспирантских научных работ / Казан. гос. ун-т ; юрид. фак-т КГУ. – Казань, 2006. – Вып. 7, т. 2. – С. 140-148. 
  31. Трофимова, Г.А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ / Г. А. Трофимова // Конституц. и муницип. право. – 2011. – № 1. – С. 17-22.
  32. Тлеубаев, Ж.С. Соотношение конституционных полномочий Президента РФ и Председателя Правительства РФ / Ж. С. Тлеубаев // Проблемы права. – 2010. – № 1. – С. 39-43.
  33. Фомиченко, М. П. Конституционная модель института президентства в России: проблемы и перспективы развития / М. П. Фомиченко // Юстиция. – 2009. – № 4. – С. 75-83. 
  34. Хаманева, Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития/ Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2006 – 384с.
  35. Черкасов, К. В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов; под ред. П. П. Сергуна. – Саратов: СЮИ МВД России, 2006. – 146 с.
  36. Шамина, М. А. Понятие и принципы конституционных правомочий Президента Российской Федерации в сфере обеспечения законности / М. А. Шамина // Проблемы права. – 2010. – № 1. – С. 34-38.
  37. Шхагапсоев, З. Л. Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль / З. Л. Шхагапсоев // О-во и право. – 2007. – № 2. – С. 24-30.

Информация о работе Президент РФ:конституционно-правовой статус