Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:29, курсовая работа
Цель в представленной работе является изучение причин возникновения в социальном обществе противоправного поведения и пути искоренения правонарушений.
Исходя из представленной цели, задачами являются:
- рассмотреть понятия, виды и признаки правонарушений;
- раскрыть основные причины правонарушений;
- на основе анализа ситуации определить пути искоренения правонарушений.
Введение 3
1. Правонарушение как разновидность неправомерного поведения 6
1.1 Определение понятия правонарушения 6
1.2 Состав правонарушения 9
1.3 Классификация мотивов преступного поведения. Юридический подход 13
2. Юридический анализ причин правонарушений 15
2.1 Понятие и условия возникновения причин правонарушений 15
2.2 Применяемая в России теория причин правонарушений 19
4. Пути искоренение правонарушений 23
4.1 Применение принудительных мер 23
4.2 Организация профилактики правонарушений в России 27
Заключение 30
Список литературы 33
И последняя классификация строится с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:
Подводя итог вышеизложенного, следует констатировать, что при наличие определенной специфичности – относительный консерватизм, приверженность к формальной определенности юридических постулатов, не всегда соответствующих меняющейся социальной среде, и все это в парадоксальном сочетании с менталитетом населения «если нельзя, но очень хочется, то можно» - применяемая в России теория причин правонарушений достаточно стройно вписывается в признанную в современном мире научную систему о социально-биологической природе данного явления.
В целом же, резюмируя вышеприведенные принципы научного подхода к изучению причин правонарушений, можно сделать вывод – к изучению данного социального феномена необходимо подходить с тех позиций, что при наличие определенного обобщающего контура закономерностей, в основе причины каждого конкретного факта правонарушения лежат строго индивидуальные предпосылки.
Как итог юридического анализа причин правонарушений, следует, что наличие правонарушений в обществе, их характер и уровень обуславливаются комплексом негативных явлений (причиной и условиями). Преодоление такого рода явлений – это и есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними.
Cсуществование права обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер.
Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности или правовой обоснованности, по которому правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.
Международными пактами запрещены наказаний жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присущее человеческой личности («Наказание ииные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Ст.7УК РФ).28 В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.
Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, например, грабеж или разбой караются так же или даже строже, чем убийство, то человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.
Каждый запрет должен быть
воспринят общественным
Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.
В настоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе нашего, являются декриминализация и депенализация, под которыми понимаются общее сокращение числа правовых запретов, отмена наказуемости некоторых деяний, а также перевод менее опасных преступлений в разряд проступков.
В ряде стран, в процессе развития уголовного права оказалось, что уголовная ответственность установлена за очень большое число составов правонарушений. Рост преступности, особенно преступности наиболее опасной, организованной, связанной с насильственными действиями, с наркоманией, с терроризмом, с коррупцией государственных служащих, привел к тому, что уголовная юстиция и связанные с ней правоохранительные органы практически не справляются с предупреждением и раскрытием.
Всех преступлений, назначением и исполнением наказаний. Практика показала к тому же, что лишение свободы как основная мера уголовного наказания недостаточно эффективна для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку среди отбывших это наказание высок рецидив. В то же время доказана порой большая, по сравнению с наказанием, эффективность применения строгих административных взысканий за менее опасные преступления, особенно те, за которые суды и судьи стремятся применять предусмотренные законом наказания, считая их чрезмерно суровыми. В таких случаях высокий штраф, лишение специальных прав и другие административные взыскания оказываются более действенными мерами, чем судебное порицание или условное осуждение.
Нуждается в пересмотре и сокращении общее число запретов. С усложнением общественной жизни, развитием научно-технической революции возникает необходимость установления новых запретов, определения новых составов правонарушений и санкций за их совершение. Так в новый Уголовный Кодекс РФ введены статьи, предусматривающие наказания за преступления в сфере компьютерной информации (ст.272, 273, 274).29 В то же время практика показывает устарелость или неэффективность немалого числа ранее установленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот, нарушаются почти безнаказанно, потому что меры государственного контроля и принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения и пресечения.
Наиболее важной задачей
борьбы с правонарушениями
Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их число можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, либо, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений. Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответствующее отрицательное отношение. Общество, в лице государства, имеет право и обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, порождающих их, во имя обеспечения нормального развития, сохранения правопорядка, охраны общественных и личных интересов, защиты справедливости.
Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений.
4.2 Организация профилактики правонарушений в России
В настоящее время в нашей стране основная нагрузка в данном направлении деятельности лежит на подразделениях правоохранительных государственных органов, прежде всего – милиции, прокуратуре. В рамках охранительной деятельности государство в последние годы стало значительное внимание уделять вопросам профилактики правонарушений.
Составной частью профилактики правонарушений является криминалистическая профилактика преступлений.
Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций.30
В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, в том числе с использованием ЭВМ проводится криминалистическое прогнозирование.
Криминалистическое прогнозирование в его практическом аспекте представляет собой основанное на анализе криминалистических закономерностей предвидение, позволяющие принять оптимальные управленческие решения и выбрать надлежащие методы и средства их реализации.
Цель прогнозирования - минимизировать неопределенность для выбора наилучшего варианта решения конкретной задачи. Криминалистические прогнозы в практическом аспекте очень краткосрочны и предназначены не для выработки только тактических, а не стратегических решений в масштабе населенного пункта.
Чтобы составить прогноз о том, какие правонарушения могут быть совершены теми или иными лицами на данной территории в данный период времени, где именно, какими способами, против каких объектов, в какие часы и т.п., необходимо обработать значительный объем различной информации. На практике в память ЭВМ вводится информация:
Другой формой работы по профилактике правонарушений является сближение граждан и представителей государственных правоохранительных органов. В настоящее время во всех регионах и муниципальных образованиях страны действуют так называемые «Советы профилактики». В состав данных формирований входят представители органов местного самоуправления, общественности, милиции. На уровне районных администраций в составе субъектов федерации разработаны комплексные программы по профилактике, одной из основных составляющих которых является деятельность по правовому воспитанию граждан. Со стороны МВД РФ проводится целенаправленная организационная деятельность по обеспечению «шаговой доступности» для населения сотрудников милиции (участковые пункты милиции), с использованием технических средств (кнопок экстренного вызова милиции) на улицах населенных пунктов создаются условия для оперативного взаимодействия граждан и территориальных подразделений милиции.
В целом в настоящее время государством принимаются весомые меры по возвращению доверия граждан к органам власти, в том числе возвращению авторитета органов обеспечения правопорядка. Из всего вышеизложенного формируется вывод, что в современном Российском государстве осознается проблема обеспечения норм права. Вместе с тем, следует констатировать, что в настоящее время существует дисбаланс между принудительными мерами воздействия со стороны органов власти и уровнем законопослушания граждан. Правовая культура населения не обеспечивает эффективного движения к формированию правового государства, а воспитанию личности все еще должного внимания не уделяется. Процесс повышения правосознания сводится по большей части к точечному ситуативному воздействию.
Мировые тенденция к переориентации усилий по противодействию правонарушениям с доминирующей силовой роли «верхов» на формирование морально-нравственных преград у личности перед деяниями, направленными против интересов общества, в Российском государстве еще не прижились. (в широком понимании термина). При всем гротесковом идеализме вывода о том, «Чисто не там где хорошо прибирают, а там, где не сорят», он справедлив.
«Правонарушения затрагивают самые различные сферы общественной жизни. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в пределах отдельного региона. Поэтому было бы не верно выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же следует различать причины конкретного, индивидуального правонарушения, причины определенного вида правонарушения, причины правонарушений как массового явления»31.
Информация о работе Причины правонарушений и пути их искоренения