Причины правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Правонарушение - это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на установленный в обществе порядок отношений, совершенное деликтоспособным субъектом права. Следовательно, признаками правонарушения являются:
- общественная опасность или общественная вредность деяния;
- противоправность деяния;
- виновность субъекта правонарушения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды правонарушения
1.1 Понятие и признаки правонарушения
1.2 Различные виды правонарушений
2. Правонарушение и юридическая ответственность
2.1 Субъект и объект правонарушения
2.2 Юридическая ответственность: понятие и виды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс1.docx

— 68.91 Кб (Скачать файл)

- противоправный  характер деяния,

- наличие  вреда;

- наличие  вины;

- наличие  причинной связи.

 

1.2 Различные виды правонарушений 

 

В зависимости  от характера правонарушений и применяемых  за их совершение мер государственного принуждения все преступления делятся  на преступления и проступки.

Отнесение того или иного деяния к преступлению или проступку во многом зависит  от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или  ином варианте поведения. Уместно напомнить  высказывание К. Маркса о том, что  долг законодателя "не превращать в  преступление то, что имеет характер проступка", поскольку правильная классификация правонарушений "решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиологию общества"3.

Преступление - это виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ. Деяние, не запрещенное Уголовным кодексом, преступлением не является.4

При характеристике преступления на первый план выдвигается  его материальный признак - общественная опасность. Общественная опасность  преступления выражается в том, что  оно посягает на наиболее значимые общественные ценности: жизнь, здоровье граждан, конституционные права  и свободы личности, экономическая  основа общества и государства, государственная  власть, правосудие и порядок государственного управления.

По степени  общественной опасности все преступления подразделяются на четыре категории - небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовные  наказания. Их перечень предусмотрен Уголовным кодексом РФ и является закрытым. Его изменение возможно только путем внесения изменений в сам Уголовный кодекс.

Признать  виновным в совершении преступления и назначить наказание может  только суд в установленном для  того процессуальном порядке.

Все другие правонарушения, не предусмотренные  уголовным законодательством, относятся  к категории проступков. Они не являются общественно опасными деяниями, хотя, безусловно, наносят вред охраняемым правом общественным отношениям.

В зависимости  от сферы общественной жизни, в которой  совершаются противоправные проступки, характера наносимого ими вреда  и особенностей наказания за их совершение все проступки подразделяются на три вида - административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным  проступком признается противоправное виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  законодательством установлена  административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административные  правонарушения посягают на государственный  и общественный порядок, собственность, окружающую природную среду, права  и свободы граждан, установленный  порядок управления. Административные правонарушения по своему характеру  менее опасны, чем преступления, поэтому за них назначаются менее  суровые наказания. Примерами административных правонарушений являются мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, нарушение сроков представления налоговой декларации, таможенных правил, правил пожарной безопасности.

Составы административных правонарушений могут  быть установлены только законом - либо Кодексом РФ об административных правонарушениях, либо законами субъектов Федерации в пределах, определенных федеральным Кодексом.

В определенных законом случаях дела об административном правонарушении рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные  суды. Но основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается  специально уполномоченными на то органами (должностными лицами) исполнительной власти - органами внутренних дел, государственного пожарного надзора, таможенными  органами, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, административными комиссиями при  органах местного самоуправления.

Характерная особенность административных правонарушений заключается в том, что правонарушитель  не состоит с органами или должностными лицами, принимающими решения о наложении  административного наказания, в  служебных или трудовых отношениях. Если правонарушитель привлекается к ответственности органом (должностным  лицом), которому он подчинен по службе, то значит, имеет место не административное правонарушение, а дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный  проступок - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых, служебных, воинских обязанностей, возложенных  на него трудовым договором, дисциплинарным уставом, правилами внутреннего  трудового распорядка.

Дисциплинарные  проступки могут быть самыми разнообразными: опоздание на работу, прогул, невыполнение требований по охране труда, некачественное выполнение работ, невыполнение законного  распоряжения руководителя и т.д. Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков (в отличие от административных правонарушений и преступлений) законодатель не дает. Действующее трудовое законодательство не содержит и легального определения  дисциплинарного проступка.

Совершение  дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 192), а также уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения.

Гражданско-правовой проступок (деликт) представляет собой  нарушение имущественных и связанных  с ними некоторых личных неимущественных  прав, определяемых гражданским законодательством. Это может быть невыполнение договорных обязательств, заключение противозаконных  сделок, нарушение прав собственности, авторских или изобретательских прав и др. Как и в отношении  дисциплинарных проступков, в законодательстве не содержится определения и исчерпывающего перечня гражданско-правовых проступков.

Субъектами  гражданских правонарушений могут  быть граждане и юридические лица. По общему правилу ответственность  за гражданское правонарушение возникает  при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила  допускаются лишь в случаях, установленных  законом. Так, обязанность возместить причиненный вред возлагается на владельца источника повышенной опасности независимо от вины причинителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийное бедствие, военные действия) или умысла потерпевшего.

Наряду  с общепринятой классификацией видов  правонарушений специалисты отдельных  отраслей права выделяют и ряд  других правонарушений - издание незаконного  акта, процессуальные нарушения, нарушения  в конституционном праве (например, подтасовка выборов) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правонарушение и юридическая ответственность

2.1 Субъект и объект правонарушения

 

Для понимания  сущности правонарушения недостаточно определить его юридические признаки. Необходимо еще установить совокупность обязательных элементов самого правонарушения. В теории права элементы правонарушения, взятые в единстве, обобщаются понятием "состав правонарушения". С точки  зрения состава правонарушения следует  рассмотреть его объект, объективную  сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом  правонарушения признается то, на что  оно направлено и чему оно причиняет  ущерб. Наличие объекта обязательно  для любого правонарушения, поскольку  в природе не существует противоправных деяний, которые ни на что бы не посягали.

В юридической  литературе нет единодушия по вопросу  о том, что следует считать  объектом правонарушения. С точки  зрения большинства юристов, в качестве объекта выступают общественные отношения, нормальному развитию и  реализации которых правонарушения препятствуют. Но есть мнения и другого  порядка:

1) единственным  объектом посягательства является  нарушаемая норма права; 

2) нарушаемая  норма служит дополнительным  к общественному отношению объектом  правонарушения.5

Оценивая  названные позиции, следует признать, что сами нормы не могут быть ни единственным, ни дополнительным объектом правонарушения, поскольку в конечном итоге вред причиняется общественным отношениям, а не их юридическому выражению. Правонарушение посягает не на право, а на те отношения, общественные и  личные блага и интересы, которые  порождаются и охраняются правом. При посягательстве на общественные отношения, не регламентированные нормами  права, вести речь о правонарушении вообще нельзя. Это может быть лишь аморальное, антинравственное поведение, но никак не противоправное деяние.

Объективную сторону правонарушения составляют общественно вредное деяние лица, отрицательные последствия, причиненные  этим деянием, существующая причинная  связь между совершенным деянием  и результатом.

Основным  ядром объективной стороны правонарушения является само деяние - конкретный, ограниченный во времени и пространстве акт  поведения субъекта права.

Как уже  отмечалось, правонарушение может выражаться либо в совершении действий, запрещенных  правовой нормой (активное поведение), либо в несовершении действий, которые  были необходимы для сохранения и  укрепления общественных отношений (воздержание  от действий, бездействия).

В форме  бездействия обычно нарушаются нормы  обязывающего характера. Так, пассивным  поведением характеризуется большинство  административных правонарушений должностных  лиц, которые не обеспечили при выполнении своих служебных обязанностей соблюдения определенных правил: пожарной безопасности, охраны труда, очистки сточных вод  от загрязнений и т.д.

Имея  в виду, что только действие (бездействие) порождает последующие звенья объективной  стороны, при законодательном закреплении  составов правонарушений необходимо стремиться как можно точнее формулировать, за что, за какое конкретное деяние может наступить юридическая  ответственность. Неопределенность составов (а это чаще всего относится  именно к объективной стороне) порождает  на практике большие трудности при  применении правовых норм, а нередко  приводит и к нарушениям законности. Слишком общие формулировки запретов и обязанностей создают возможность  субъективизма в правовой оценке поведения людей, необоснованного  сужения или расширения пределов ответственности.

Всякое  правонарушение как акт человеческого  поведения нельзя исследовать в  отрыве от конкретных условий, в которых  оно осуществлено. В связи с  этими важными моментами, характеризующими правонарушения, являются место, время  и способ его совершения. Однако правовая оценка этих обстоятельств  может быть различна. В ряде случаев  законодатель включает указанные признаки непосредственно в состав объективной  стороны правонарушения. Практически  это означает, что конкретное деяние запрещается не вообще, а лишь совершенное  в определенном месте, в определенное время или определенным способом. Так, административным правонарушением  является распитие алкогольной и  спиртосодержащей продукции в общественных местах.6 В качестве незаконной охоты, влекущей уголовную ответственность, признается охота с применением механического транспортного средства, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.7

Антиобщественная  сущность правонарушения проявляется  в том, что его совершение обязательно  влечет за собой наступление вредных  последствий. Беспоследственных правонарушений вообще не бывает. Однако сам характер внешнего проявления последствий правонарушения различен. Он может выражаться либо материальным, осязательным вредом, либо вредом нематериальным. Нематериальный вред, хотя его и нельзя точно  измерить, всегда реален, ибо любое  правонарушение наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям, дезорганизует  их осуществление. Исходя из различного подхода законодателя к описанию признаков объективной стороны  правонарушения, выделяют материальные и формальные составы правонарушений.

Материальный  состав конструируется законодателем  таким образом, что правонарушение считается законченным лишь при  наличии результата, который точно  конкретизируется уже в диспозиции самой нормы, определяющей вариант  должного поведения. Если последствия  не включены законодателем в объективную  сторону правонарушения и оно  исчерпывается уже совершением  одного действия независимо от его  последствий, налицо так называемый формальный состав правонарушения. Формальными  являются большинство административных правонарушений.

Характер  наступивших последствий, их тяжесть, размер часто служат квалифицирующим  признаком при разграничении  различных правонарушений, в первую очередь преступлений и административных проступков. Так, управление транспортным средством в состоянии опьянения  может быть административным правонарушением. Но если в результате такого управления причинен существенный вред здоровью граждан или их имуществу - это  уже преступление.

Информация о работе Причины правонарушений