Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:48, курсовая работа
За всё время существования человечества проблема с правонарушениями была и остаётся актуальной и весьма трагичной. Обсуждаемая нами проблема не потеряла своей ядовитости, ни при каких формациях и общественных строях. Правонарушения и преступления существовали, существуют и по не утешительным прогнозам, будут существовать в нашей жизни. Можно вспомнить французского социолога Эмилем Дюркгейма, который утверждал, что преступления являются элементом любого здорового общества.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Понятие и признаки правонарушения……………………………………………….5
2. Экономические и психологические факторы……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………17
Глоссарий……………………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………………
Принцип социализма "От каждого по способности, каждому по труду" наделён огромным созидательным потенциалом, и, казалось бы, очень справедлив. Первое положение принципа "от каждого по способностям" носит объективное отклонение. Способности человека определяются потребностями общества.
Например, не все, способные стать актёрами, юристами, врачами становятся ими. Государство является регулировщиком подготовки кадров и, таким образом, ограничивает способности человека.
Второе положение "Каждому по труду" фактически невозможно выполнить. как измерить, оценить вклад конкретного человека в общественное производство, реальная оценка труда каждого человека невозможна.
Следующим экономическим фактором, обусловливающим правонарушения, служит противоречие между фактическим уровнем производства и потребления, выражающемся в дефиците товаров, услуг, востребованных быстрорастущими потребностями граждан и экономики.
2.1 Информационный и юридический факторы
Соблюдение принципа гласности является одним из важнейших направлений борьбы с правонарушениями. Правонарушения и гласность - взаимно исключающие явления. Гласность не зависит от чьего-либо усмотрения, потому что является конституционной обязанностью государственной власти.
Одним из существенных признаков демократии является информированность общества, определяющая степень политического доверия государственной власти к своим гражданам и уважение органами государственной власти общественного мнения. Общественное мнение - один из видов социального контроля, повседневно осуществляемого всеми гражданами.
Искоренению причин-условий правонарушений, эффективному функционированию государственного механизма способствует информированность общества. Совокупность сведений о праве составляет правовую информацию. Обязательно подлежат публикации нормативные акты, которые публикуются в официальных источниках.
Существенным деликтогенным фактором выступает нарушение принципа неизбежности ответственности за правонарушение. Уверенность, что за правонарушением не последует с неизбежностью наказание, умаляет императивную важность правовых норм-запретов, координирующий фактор, содержащийся в санкциях, и таким образом стимулирует противоправное поведение.
Важна гласность и неизбежность ответственности на всех ступенях и, независимо от занимаемой должности, как один из рычагов предупреждения правонарушения, а не тяжесть наказания.
2.2 Социальный и биологический факторы
Люди различаются не только средой, воспитанием, но и наследуемой генной программой. При этом мы говорим не о специальных "преступных генах", а о генах определяющих то или иное поведение. Но гены программируют лишь возможность, а не неотвратимость развития качеств личности в конкретных условиях окружающей среды: можно лишь изменить среду - и генетически запрограммированные признаки не смогут себя показать.
Существует основополагающий закон, согласно которому все характерные черты живых существ, не исключая человека, порождаются как при участии среды, так и наследственности. Данный закон не имеет исключений, особенно, в отношении особенностей нервной системы, программирующей ум, инстинкты, темперамент, возбудимость, память, способности и таланты, склонности к конкретному виду деятельности, характерные черты: доброту, злобу, угрюмость, жизнерадостность, а также эмоциональные характеристики: любовь, ненависть, эгоизм, альтруизм.
2.3. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ. РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ
Координирующая роль юридических законов, которая составляет основную правовую часть профилактики правонарушений, применима к субъективной деятельности: организаций и граждан, специализированных и неспециализированных, государственных органов.
Юридическими нормами устанавливается все основные принципы разностороннего, трудоёмкого процесса, профилактики правонарушений: её обеспечение информацией, планирование, порядок пользования основными методами, оценка результатов и так далее. Юридические нормы обобщают все существующие виды: правоохранительные, регулятивные, специальные, общие, процессуальные, материальные, запрещающие.
Чтобы общность норм юриспруденции выполняющих профилактику правонарушений стала прочной и цельной, её нужно систематизировать.
Профилактика возникновения криминогенных ситуаций, воздействие на них, их устранение или нейтрализация - это профилактическая работа органов внутренних дел.
Профилактика преступлений достигается воздействием на причину и на условия их совершения. Профилактическая деятельность органов внутренних дел направляется только по этому пути. Вот некоторые методы противодействующие преступности, устраняющие условия помогающие совершению преступлений: патрулирование, охрана объектов, административный надзор, профилактика подростковой преступности, организация наружной службы, борьба с алкоголизмом и наркоманией.
Условия, способствующие совершению преступлений, как субъективные, так и объективные могут проявляться: в личной жизни конкретного человека, которая допускает несоответствие правилам поведения, который может встать на преступный путь; в разных сферах общественной жизни: производственно-трудовой, социально-бытовой и так далее. Опираясь на это, профилактика правонарушений действует двояким образом: через выявление и устранение обстоятельств, воздействующих на поведение, образ жизни конкретного лица, потенциально могущего встать на преступный путь. Исходя из этого, профилактическая деятельность подразделяется на общую и индивидуальную.
В процессе осуществления индивидуальной профилактики, органами внутренних дел выявляются лица, судя по установленным фактам их противозаконного поведения, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и оказывают на таких лиц необходимое воспитательное воздействие.
В процессе осуществления общей профилактики, органы внутренних дел рассматривают в различных областях общественной жизни причины и условия, влияющие на совершение преступлений, прорабатывают и осуществляют меры по их ликвидации.
А также, органы внутренних дел занимаются выявлением лиц, замышляющих или подготавливающих преступления, и принимают должные меры по их предотвращению.
Это основные направления деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, которые характерны для всех подразделений органов внутренних дел: уголовного розыска, ОБЭП, ГИБДД, следственного комитета и д.р..
Разнообразие направлений деятельности органов внутренних дел, средств и методов воздействия, характерных для отдельных служб, позволяет им эффективно влиять почти на все криминогенные факторы, на различные обстоятельства, способствующие совершению преступлений, и на причинные явления преступности ( наркоманию, алкоголизм, паразитический образ жизни и д.р.). Органы внутренних дел осуществляют профилактику в отношении всех категорий граждан, способных совершить преступление (лиц освобождённых из мест лишения свободы, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, состоящих под административным надзором, осужденных условно и д.р.).
В зависимости от направлений различаются методы и формы профилактической деятельности органов внутренних дел. Убеждение является основным методом индивидуально-профилактической работы.
Мероприятия осуществляемые по направлению общей профилактики преступлений органами внутренних дел подразделяются на: анализ данных о совершённых преступлениях и иных правонарушениях; обследование объектов, расположенных на обслуживаемой территории, изучение соответствующих материалов печати, сообщений должностных лиц, писем и заявлений граждан; осуществление в пределах своей компетенции мер, непосредственно направленных на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Итак, профилактика правонарушений нацелена на устранение причин преступности и является главным направлением предупредительного воздействия на криминальные элементы, которое действует на ранних этапах их развития.
Подводя итоги данного анализа, можно сделать некоторые выводы.
Правонарушения – одна из старейших проблем, с которой, когда либо, соприкасалось человеческое общество. Пока не будут созданы предпосылки для снижения уровня преступности, актуальность данной проблемы будет оставаться крайне высокой. Особенно ярко она проявляется в странах постсоветского пространства, где из-за политической и экономической нестабильности в государстве отмечается рост преступности.
Правонарушения обладают отличительными признаками, не характерными для
других социальных явлений.
Общественная опасность и противоправность характерна для всех правонарушений.
Преступление носит поведенческий характер, а если какого-либо рода высказывания признаются государством противоправными, то это говорит о тоталитарном режиме в государстве.
Также необходимо наличие
всех элементов состава правонарушен
субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны. Здесь одним из
важнейших признаков является наличие вины правонарушителя.
По степени общественной опасности правонарушения подразделятся на тяжкие и менее тяжкие правонарушения.
Главная причина правонарушений тесно завязана с удовлетворением, незаконным путём, потребительского спроса человека. Полного искоренения
правонарушений нельзя достигнуть, можно только снизить уровень преступности.
Условиями, влияющими на увеличение числа правонарушений, являются: экономическая и политическая нестабильность в государстве, низкий уровень жизни населения, отсутствие правовой культуры населения, наркомания и алкоголизм,
несовершенные законы и т.д.
Условия, определяющие причины правонарушений, конечно, не ограничиваются
вышеперечисленным перечнем. Устранение их является основным направлением
работы органов внутренних дел по предотвращению правонарушений.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Раскрытие понятия правонарушения |
Одна из главного предполагаемого события для обширной научной разработки проблемы ликвидации рассматриваемого общественного явления |
2 |
Правонарушение по своим объективным свойствам |
Это посягание объекта или субъекта права на порядок отношений между людьми, коллективами, который установлен в обществе. |
3 |
Правонарушение |
Социальное, общественно значимое явление. Покушение на правопорядок |
4 |
Субъект правонарушения |
Человек, который специально идёт против жизни устоявшегося общества или, который осмысленно допускает правонарушения, что удовлетворяет его злоумышленные интересы, а устрой общества, нарушается. |
5 |
Административные |
правонарушения, посягающие
на установленный законом |
6 |
Объективная сторона правонарушения |
действие или бездействие лица, повлекшее нарушение требований правовых предписаний, включающее в себя место, время, орудия совершения правонарушения, вредный результат и причинную связь между деянием и наступившим вредом |
7 |
Проступки |
такие правонарушения, которые
характеризуются меньшей |
8 |
Дисциплинарные проступки |
правонарушения, которые
совершаются в сфере служебных
отношений и нарушают, главным
образом, порядок отношений |
9 |
Вина |
психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц |
10 |
Деликтоспособность |
признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность |
1 |
Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002 |
2 |
Кулапов, В.Л. Правомерное поведение и правонарушение [Текст] // Теория государства и права. Курс лекций / Кулапов В.Л., 2006. – 352 с. |
3 |
Маринин А.Р. Теория государства и права в вопросах и ответах [Текст] / Маринин А.Р. – Москва, «Юристъ», 2006. – 394 с. |
4 |
Комаров, С.А. Общая теория государства и права [Текст]: Учебник / Комаров С.А. – М.: Юрайт, 2007. – 387 с. |
5 |
Общая теория права [Текст]: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина,– 2-е изд., исправленное и дополненное изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2005. – 343 с. |
6 |
Спиридонов И.И. Теория государства и права. – М.: 1995. Редактировано в 2009 г. |
7 |
Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственнось.М.1985. Редактировано в 2010 г. |
8 |
Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе // Российская юстиция. – 1998, № 6. Редактировано в 2009 г. |
9 |
Лысов М.Д. Логико-структурный
анализ понятий и признаков преступлен |
10 |
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Наука, 1986. Редактировано в 2008 г. |
11 |
Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983. Редактировано в 2006 г. |
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
Приложение В |
|