Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма. Данная работа посвящена определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений и результатов.

Содержание работы

Введение
1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений
1.1 Понятие правоприменительных отношений
1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений
1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений
2. Правоприменительная деятельность
2.1 Формы и принципы реализации правовых норм
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права
4 Аналогия
5 Толкование
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Московская Академия Предпринимательства.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

Московская Академия Предпринимательства

при Правительстве  г. Москвы

Благовещенский филиал

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Применение права

по Теории государства  и права

Благовещенск 2009

 

Содержание

Введение

1. Правоприменительные отношения  как особая разновидность правовых  отношений 

1.1  Понятие правоприменительных отношений      

1.2  Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений

1.3 Юридическая природа  правоприменительных отношений 

2. Правоприменительная деятельность

2.1 Формы и принципы  реализации правовых норм       

2.2 Стадии правоприменительной  деятельности

3. Акты применения права

3.1 Понятие и виды актов  применения права

3.2 Соотношение нормативного  акта и акта применения права

4 Аналогия

5 Толкование

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном  уровне необходимых юридических  средств и механизмов. Процесс  трансформации целей правового  регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому  для повышения общей эффективности  права требуется четкая организация  процесса воплощения юридических моделей  в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма.

В условиях глубоких преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, проблема оптимального практического  использования юридических средств становится особенно актуальной, поскольку переходные периоды развития государственно – правовой сферы всегда сопровождаются кризисом правового регулирования, нарушением соответствия между законодательно провозглашенными положениями и их действием, между юридическим и фактическим содержанием права.

В связи с этим назрела  необходимость интенсификации исследований процесса применения права, разработки целостной научной концепции  правоприменительного механизма, которая, прежде всего, должна быть сориентирована на выявление факторов повышения  эффективности юридической практики, а также условий, препятствующих успешному завершению процесса правового  регулирования.

Данная работа посвящена  определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений  и результатов.

 

1. Правоприменительные  отношения как особая разновидность  правовых отношений

1.1 Понятие правоприменительных  отношений 

 

Как правовая деятельность, применение права осуществляется в  рамках особой разновидности правовых отношений – правоприменительных. В настоящее время отсутствуют  специальные исследования по проблеме правоприменительных отношений, в  которых они анализировались  бы с полнотой, соответствующей их значению в правовом регулировании. Между тем правоприменительные  отношения представляют собой особую функциональную разновидность, качественно  отличную от иных правоотношений по роли и месту в правовом регулировании, по предметному содержанию и юридической  природе, по их субъектному составу  и служебному назначению в системе  правовых форм деятельности государства.

Для выявления правоприменительных  отношений и определения их места  в системе юридических связей недостаточно ограничиться делением правовых отношений по их служебной роли в  правовом механизме на правотворческие, правоприменительные и правореализационные. Наличие указанных видов правоотношений обуславливается наличием таких сугубо объективных факторов, как правовые формы деятельности государства.

Специфика нормативной основы также должна рассматриваться в  качестве критерия обособления правоприменительных  отношений и соответствующей  им деятельности в самостоятельные  виды. Из всей массы правовых норм теоретически можно выделить нормы, функционально  предназначенные регламентировать только правоприменительную деятельность. Их условно можно именовать правоприменительными нормами. Они закрепляют круг субъектов, права и обязанности участников правоприменительных отношений, специфику  правоприменительных актов и  т.д.… К числу этих норм могут  относиться целые отрасли, например, уголовное, уголовно – процессуальное, гражданское процессуальное право, отдельные институты конституционного права (например, институт гражданства), нормы которых могут быть реализованы  только в форме правоприменения, в рамках правоприменительного процесса. То же самое можно сказать и об отдельных нормах материального и процедурного характера внутри отраслей права.

Правоприменительные отношения  необходимо отличать от иных правоотношений и по такому дополнительному критерию, как их функциональное назначение. Эти отношения призваны опосредовать только специфическую правоприменительную  деятельность государства. Их функциональный характер проявляется, в частности, в том, что они носят надотраслевой характер, а их конструкция является родовой для разнообразных правовых связей. Обязательной стороной этих связей выступают компетентные органы и лица, уполномоченные разрешать вопросы юридического характера. Они опосредуют связи охранительного типа, возникающие в процессе привлечения к юридической ответственности и наложения мер взыскания на правонарушителей, для защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан, охватывают отношения позитивно – правового регулятивного типа, складывающиеся по поводу решения конкретных вопросов экономической деятельности, а также реализации прав и свобод граждан и т. д.

Отмечая их общие особенности  по сравнению с другими правоотношениями, следует учитывать, что, в конечном счете, они – разновидность управленческих отношений, имеют управленческую природу, обладают организационной сутью. Правоприменительные  отношения – специфические связи  между управляющими (правоприменительными органами) и управляемыми (непосредственными  носителями прав и обязанностей) субъектами.

Этот момент природы анализируемых  отношений получил освещение  в работах И. Я. Дюрягина, где он подчеркивает, что «правоприменительные отношения служат универсальной формой конкретных правоотношений по управлению со стороны государства деятельностью персонально определенных лиц»[1].

Еще одна особенность правоприменительных  отношений состоит в том, что  они принадлежат к разряду  властеотношений, представляют собой те связи, через которые и при помощи которых проводится государственная воля управляющих субъектов по отношению к управляемым в целях разрешения конкретных правовых ситуаций.

Без властного характера  отношений по применению права, без  вынесения правоприменительного акта по одностороннему волеизъявлению компетентного  органа, одинаково невозможна как организация осуществления конкретных материально-правовых отношений, реализация права, так и в целом управление в обществе.

Правоприменительные отношения  возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов. Они, как правило, не единичны, а представляют собой  фактический, точнее юридический состав. Этот состав отличается двойственностью  своей правовой природы: он включает процедурные действия тех лиц, которые  могут быть участниками данных отношений (предъявление иска в суд, обращение  с жалобой или заявлением в  соответствующее учреждение и пр.). Среди перечисленных и им подобных исходных фактов решающее значение имеют  властно – публичные действия, процессуальные акты правоприменительных  органов.

Фактами материально-правового  характера, порождающими правоприменительные  отношения, служат обстоятельства, влекущие возникновение материально –  правового отношения, которое и  должно быть реализовано в правоприменительном  процессе.

Конкретизируемое в ходе правоприменительной деятельности материально – правовое отношение (его модель) остается вместе с тем  неизменным, постоянным фактом, с которым  связано дальнейшее движение отношений  по применению права. Оно выступает  в качестве определяющего и генерирующего  обстоятельства для различных процессуальных фактов, в сочетании с которыми дает импульс последующему развитию правоприменительного отношения.

Итоговый процессуальный акт – вынесение решения, завершающее  цепь процедурных юридических фактов. Этим правоприменительные отношения  прекращаются.  

 

1.2 Субъектный  состав и юридическое содержание  правоприменительных отношений 

 

Правоприменительные отношения  характеризуются определенной спецификой субъектного состава. Эта специфика  заключается в том, что их можно  довольно четко разграничить на две  группы:

2)               участники этих отношений, непосредственно заинтересованные в исходе дела;

3) лица, облеченные полномочиями  на разрешение дел, но не  имеющие личного интереса в  споре или ином конкретном  юридическом вопросе.

Круг последних предопределен государственно – властным, односторонним характером применения права. Ими могут быть только государственные органы и должностные лица, а также органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено право на урегулирование индивидуально – конкретных ситуаций. Только эти участники правоприменительных отношений являются субъектами правоприменительной деятельности. Их иногда называют лидирующими субъектами в процессуальных отношениях, в правоприменительном процессе.

Когда речь идет о длящихся правоприменительных отношениях (как  правило, юрисдикционного характера) и в разбирательстве конкретного дела участвуют несколько властных субъектов, то среди них можно выделить решающего субъекта, который непосредственно и окончательно применяет норму права и разрешает дело, и других лиц, проводящих подготовительную работу по расследованию дела, его оформлению, предварительную квалификацию деяния, которая затем уточняется в ходе окончательного разрешения правовой ситуации.

Правоприменительные отношения  характеризуются своеобразием их содержания, в котором можно выделить права  и обязанности сторон отношения (юридическое содержание) и реальные действия, поведение их участников (материальное или фактическое содержание).

Юридическое содержание правоприменительных  отношений образуют следующие корреспондирующие  друг другу права и обязанности  их субъектов: право компетентного  органа разрешить дело и обязанность  заинтересованных в деле лиц выполнить  принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий.

Эти определяющие права и  обязанности субъектов отношений  сопровождаются конкретными правомочиями, объем, и степень детализированности которых зависит от сложности характера и формы правоотношения.

Фактическое содержание правоприменительных  отношений составляют деятельность уполномоченных органов и должностных  лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и  вынесению акта применения права, а  также действия заинтересованных в  деле лиц в связи с его рассмотрением  и принятием решения.

Цельное представление о  составе правоприменительных отношений  невозможно без рассмотрения объекта  этих отношений. Объект правоотношений – это то, по поводу чего складываются отношения, на что направлены действия их участников. Трактовка объекта  правоприменительных отношений  существенно разнится с тем пониманием объекта правовых связей, которое  принято в юриспруденции. Исходя из общеуправленческих и специально – юридических задач, стоящих перед применением права, можно определить объект правоприменительных связей через поведение адресатов правоприменительного акта, действия непосредственных носителей прав и обязанностей, для осуществления которых потребовалось вмешательство компетентных органов.

1.3 Юридическая  природа правоприменительных отношений

Повышенный интерес теоретиков права вызывает юридическая природа  правоприменительных правоотношений.

Обычно правоприменительные  отношения приравнивают к процессуальным отношениям. По мнению же И. А. Галаган  и А. В. Василенко, правоприменительные  отношения по своей юридической  природе двойственны [2]. Они включают в себя процедурно – процессуальные отношения как сторону, но не сводятся только к ним. Другая их грань сопряжена с содержательной, материально – правовой сутью юридического регулирования.

Двойственность природы  правоприменительных отношений  обуславливается, в конечном счете, неоднородностью нормативной основы самого правоприменения. Материально – правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности индивидуально – правового регулирования общественных отношений. Их общее назначение – регламентировать основы правомерности, определять правовые параметры такой деятельности по достижению социально – значимых результатов и целей правового регулирования. Блок норм, составляющих материально – правовую основу правоприменения, не монолитен, а многослоен. Это не только нормы, определяющие характер и существо рассматриваемых дел (нормы, подлежащие применению), но и нормы, наделяющие государственные органы и должностных лиц правом разрешить по существу юридическое дело (компетентные нормы). К материально – правовым относятся и нормы, определяющие характер разрешения дела по существу и принимаемого решения, результаты воздействия на конкретное отношение в итоге разбирательства.

Применение этих норм всегда опосредствуется процедурно – процессуальными  нормами. Предметом их регулирования  являются организационно – процедурные  отношения, складывающиеся в сфере  властной деятельности по реализации норм материального права. Эти нормы  устанавливают порядок разбирательства  по делу и вынесения правоприменительного акта, отвечают на вопрос, каким образом  должна быть применена материально  – правовая норма, рассмотрено и  разрешено конкретное материальное правоотношение. Они призваны всесторонне  регламентировать задачи правоприменительных производств, процессуальное положение сторон, подведомственность рассмотрения дел, постадийное их ведение и т. д.

Информация о работе Применение права