Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа
Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма. Данная работа посвящена определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений и результатов.
Введение
1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений
1.1 Понятие правоприменительных отношений
1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений
1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений
2. Правоприменительная деятельность
2.1 Формы и принципы реализации правовых норм
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права
4 Аналогия
5 Толкование
Заключение
Список использованных источников
Московская Академия Предпринимательства
при Правительстве г. Москвы
Благовещенский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Применение права
по Теории государства и права
Благовещенск 2009
Содержание
Введение
1. Правоприменительные отношения
как особая разновидность
1.1 Понятие правоприменительных отношений
1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений
1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений
2. Правоприменительная
2.1 Формы и принципы
реализации правовых норм
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права
4 Аналогия
5 Толкование
Заключение
Список использованных источников
Введение
Эффективность правовой политики
государства невозможно обеспечить
лишь путем установления на нормативном
уровне необходимых юридических
средств и механизмов. Процесс
трансформации целей правового
регулирования в конкретные результаты
завершается на этапе реализации
юридических предписаний, в ходе
активной, целенаправленной деятельности
субъектов правоотношений. Поэтому
для повышения общей
В условиях глубоких преобразований,
происходящих сегодня в российском
обществе, проблема оптимального практического
использования юридических
В связи с этим назрела
необходимость интенсификации исследований
процесса применения права, разработки
целостной научной концепции
правоприменительного механизма, которая,
прежде всего, должна быть сориентирована
на выявление факторов повышения
эффективности юридической
Данная работа посвящена
определению сущности и содержания
правоприменительной
1. Правоприменительные
отношения как особая
1.1 Понятие правоприменительных отношений
Как правовая деятельность,
применение права осуществляется в
рамках особой разновидности правовых
отношений –
Для выявления правоприменительных отношений и определения их места в системе юридических связей недостаточно ограничиться делением правовых отношений по их служебной роли в правовом механизме на правотворческие, правоприменительные и правореализационные. Наличие указанных видов правоотношений обуславливается наличием таких сугубо объективных факторов, как правовые формы деятельности государства.
Специфика нормативной основы
также должна рассматриваться в
качестве критерия обособления
Правоприменительные отношения
необходимо отличать от иных правоотношений
и по такому дополнительному критерию,
как их функциональное назначение.
Эти отношения призваны опосредовать
только специфическую
Отмечая их общие особенности
по сравнению с другими
Этот момент природы анализируемых отношений получил освещение в работах И. Я. Дюрягина, где он подчеркивает, что «правоприменительные отношения служат универсальной формой конкретных правоотношений по управлению со стороны государства деятельностью персонально определенных лиц»[1].
Еще одна особенность
Без властного характера отношений по применению права, без вынесения правоприменительного акта по одностороннему волеизъявлению компетентного органа, одинаково невозможна как организация осуществления конкретных материально-правовых отношений, реализация права, так и в целом управление в обществе.
Правоприменительные отношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов. Они, как правило, не единичны, а представляют собой фактический, точнее юридический состав. Этот состав отличается двойственностью своей правовой природы: он включает процедурные действия тех лиц, которые могут быть участниками данных отношений (предъявление иска в суд, обращение с жалобой или заявлением в соответствующее учреждение и пр.). Среди перечисленных и им подобных исходных фактов решающее значение имеют властно – публичные действия, процессуальные акты правоприменительных органов.
Фактами материально-правового
характера, порождающими правоприменительные
отношения, служат обстоятельства, влекущие
возникновение материально –
правового отношения, которое и
должно быть реализовано в
Конкретизируемое в ходе
правоприменительной
Итоговый процессуальный
акт – вынесение решения, завершающее
цепь процедурных юридических
1.2 Субъектный
состав и юридическое
Правоприменительные отношения характеризуются определенной спецификой субъектного состава. Эта специфика заключается в том, что их можно довольно четко разграничить на две группы:
2) участники этих отношений, непосредственно заинтересованные в исходе дела;
3) лица, облеченные полномочиями на разрешение дел, но не имеющие личного интереса в споре или ином конкретном юридическом вопросе.
Круг последних предопределен государственно – властным, односторонним характером применения права. Ими могут быть только государственные органы и должностные лица, а также органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено право на урегулирование индивидуально – конкретных ситуаций. Только эти участники правоприменительных отношений являются субъектами правоприменительной деятельности. Их иногда называют лидирующими субъектами в процессуальных отношениях, в правоприменительном процессе.
Когда речь идет о длящихся правоприменительных отношениях (как правило, юрисдикционного характера) и в разбирательстве конкретного дела участвуют несколько властных субъектов, то среди них можно выделить решающего субъекта, который непосредственно и окончательно применяет норму права и разрешает дело, и других лиц, проводящих подготовительную работу по расследованию дела, его оформлению, предварительную квалификацию деяния, которая затем уточняется в ходе окончательного разрешения правовой ситуации.
Правоприменительные отношения характеризуются своеобразием их содержания, в котором можно выделить права и обязанности сторон отношения (юридическое содержание) и реальные действия, поведение их участников (материальное или фактическое содержание).
Юридическое содержание правоприменительных отношений образуют следующие корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий.
Эти определяющие права и
обязанности субъектов
Фактическое содержание правоприменительных
отношений составляют деятельность
уполномоченных органов и должностных
лиц по изучению обстоятельств дела,
его юридической квалификации и
вынесению акта применения права, а
также действия заинтересованных в
деле лиц в связи с его
Цельное представление о
составе правоприменительных
1.3 Юридическая
природа правоприменительных
Повышенный интерес теоретиков
права вызывает юридическая природа
правоприменительных
Обычно правоприменительные отношения приравнивают к процессуальным отношениям. По мнению же И. А. Галаган и А. В. Василенко, правоприменительные отношения по своей юридической природе двойственны [2]. Они включают в себя процедурно – процессуальные отношения как сторону, но не сводятся только к ним. Другая их грань сопряжена с содержательной, материально – правовой сутью юридического регулирования.
Двойственность природы
правоприменительных отношений
обуславливается, в конечном счете,
неоднородностью нормативной
Применение этих норм всегда
опосредствуется процедурно – процессуальными
нормами. Предметом их регулирования
являются организационно – процедурные
отношения, складывающиеся в сфере
властной деятельности по реализации
норм материального права. Эти нормы
устанавливают порядок