Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма. Данная работа посвящена определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений и результатов.

Содержание работы

Введение
1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений
1.1 Понятие правоприменительных отношений
1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений
1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений
2. Правоприменительная деятельность
2.1 Формы и принципы реализации правовых норм
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права
4 Аналогия
5 Толкование
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Московская Академия Предпринимательства.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

 

5. Толкование

Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных  органов, должностных лиц, граждан  и их объединений, направленной на раскрытие  смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в  них государственной воли.

Толкование является одним  из важнейших условий успешности правоприменительной деятельности, так как при его помощи создаются  предпосылки не только для более  глубокого и всестороннего понимания  нормативно – правовых актов и  содержащихся в них норм, но и  для их наиболее эффективного применения.

Будучи сложным мыслительным процессом, толкование неразрывно связано  с использованием знания норм законодательства, законов логики и общефилософских  положений относительно права. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально  – политической жизни в стране, именно поэтому зачастую официальное  толкование носит политическую окраску. При этом такое положение с  точки зрения теории права недопустимо, Шершеневич Г. Ф. отмечал по этому поводу, что «всякий, кто применяет закон, дает ему применение сообразно тому, как он его понимает, - а это уже есть толкование»[4].

К стадиям толкования обычно относят уяснение смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснение  ее сущности и смыслового содержания.

Существует ряд способов толкования – относительно обособленных совокупностей приемов анализа  правовых актов, - которые активно  используются в процессе применения права. Среди них принято выделять:

·           грамматическое (текстовое) толкование – заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла предложения в целом и группы предложений;

·           систематическое толкование – состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельных статей и в целом законов. Основное внимание при этом уделяется сопоставлению нормы права с другими, установлению ее места и роли в системе этих норм;

·           логическое толкование – применяется для уяснения логического смысла правовых предписаний в тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы невозможно определить путем систематического и грамматического толкования. Оно основывается, прежде всего, на законах логики и соответствии им буквального текста нормы;

·           историко – политическое толкование – оно сводится к выяснению социально – политических мотивов установления соответствующей правовой нормы, а также определению степени ее преемственности по отношению к ранее действовавшим нормам;

·           телеологическое (целевое) толкование – направлено на установление целей принятия того или иного акта.

Кроме указанного критерия, толкование принято классифицировать по признаку объема на буквальное, расширительное и ограничительное. При таком подходе можно определить полностью ли совпадают в исследуемой норме буква закона с его духом, следует ли понимать словесное выражение нормы в буквальном смысле или же необходимо сузить либо расширить их содержание, которое вытекает из буквального толкования.

Так, при буквальном толковании при рассмотрении нормы права обнаруживается, что ее смысл и содержание полностью совпадают с текстовым выражением. Метод ограничительного толкования предполагает, что текстовое оформление закона шире его смысла, а расширительное толкование – наоборот – текст уже логического смысла. Указанные методы толкования допускаются только в точном соответствии со смыслом закона, с его точным содержанием и являются средством правильного и точного применения закона.

В зависимости от юридических  последствий толкование делится  на официальное и неофициальное. Особенность официального толкования состоит в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Оно облекается в специальную юридическую форму (инструкция, постановление и пр.) и имеет обязательный характер. Основная цель такого толкования – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.

В зависимости от субъектов  официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Эти виды различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкование, их местом и ролью в системе государственного аппарата, но и различной силой принимаемых при этом актов толкования. Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издали соответствующий нормативно - правовой акт, и дается в законодательном порядке (при этом, не представляя собой источник права). Легальное толкование производится органом, который не издавал толкуемый правовой акт, но имеет полномочия на соответствующую деятельность постоянного или разового характера. При этом акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и их объединений, которые подпадают под юрисдикцию указанного органа.

Неофициальное толкование осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, отдельными лицами. Такого рода толкование не имеет обязательного характера и не влечет никаких правовых последствий. Среди видов неофициального толкования принято выделять обыденное толкование (осуществляется гражданами в повседневной жизни), профессиональное или компетентное (осуществляется специалистами в области государства и права: судьями, адвокатами и пр.), научное или доктринальное (выражается в подготовленных учеными – юристами комментариях к законодательству, книгах, научных статьях и т. д.).

Кроме того, иногда в отдельную  категорию выделяют казуальное толкование, которое осуществляется в связи с рассмотрением конкретного дела. Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие правоприменительные органы, по мнению вышестоящих, неправильно применяют нормы права к конкретным делам. Если казуальное толкование применяется на официальной основе, то его результаты имеют обязательный характер, а если оно предполагает неофициальное начало, то никаких юридических последствий акт толкования не имеет.

В любом случае толкование призвано обеспечить правильность, адекватность и эффективность процесса правоприменения и является его неотъемлемым этапом.

 

Заключение

С учетом изложенного в  данной работе можно сделать вывод  о том, что правоприменительная  деятельность представляет собой наиболее сложную и важную форму реализации права. Единство материально-правовых и процедурно-процессуальных качеств в правоприменительных отношениях предопределено их местом и ролью в механизме правового регулирования.

С одной стороны, правоприменительная  деятельность несет в себе правообеспечительную функцию, а с другой, функцию индивидуально-правового регулирования общественных отношений и разрешения конкретных юридических дел. Таким образом, применение права можно определить как одну из важнейших гарантий наиболее полного осуществления прав граждан, обеспечиваемую государственным авторитетом.

 

Список использованных источников:

1.         Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений// Государство и право.-1998.-№3.-С. 12-19.

2.         Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.

3.         Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

4.         Теория государства и права: Учебное пособие для вузов/ под ред. В.Г. Стрекозова.- М.: Интерстиль, 1998.

5.         Теория государства и права: Учебное пособие для вузов/ под ред. Е.И. Темнов.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

6.         Теория государства и права: Учебник/ М.Н. Марченко.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.

7.         Теория права и государства: Учебник/ под ред. В.В. Лазарева.- М.: Право и закон, 2002.

8.         Цихотский А.В. Научная дилемма о компетенции судов в ходе правоприменения// Российский юридический журнал.-1996.-№2.

9.         Шершеневич Г.Ф. Применение права// Юридический консультант.-2004.-№9.-С.15-34.

10.       Шундиков К. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе// Известия вузов. Правоведение.-2001.-№4.-С.30-39.

 

 

[1] Дюрягин И. Я. Право и управление. М., 1981.

[2] Галаган И. А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений// Государство и право.-1998.- С. 12-19.

[3] Шершеневич Г. Ф. Применение права// Юридический консультант.-2004.-№9.-С.15-34.

[4] Шершеневич Г. Ф. Указ.соч.


Информация о работе Применение права