Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма. Данная работа посвящена определению сущности и содержания правоприменительной деятельности, ее основных форм, принципов, направлений и результатов.

Содержание работы

Введение
1. Правоприменительные отношения как особая разновидность правовых отношений
1.1 Понятие правоприменительных отношений
1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений
1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений
2. Правоприменительная деятельность
2.1 Формы и принципы реализации правовых норм
2.2 Стадии правоприменительной деятельности
3. Акты применения права
3.1 Понятие и виды актов применения права
3.2 Соотношение нормативного акта и акта применения права
4 Аналогия
5 Толкование
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Московская Академия Предпринимательства.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

Двойственная природа  правоприменительных отношений  обуславливается не только тем, что  они нормативно обслуживаются, регулируются двоякого круга нормами, но и тем, что осуществление правоприменительных  отношений завершается принятием  индивидуальных актов (решений), которые, выполняя функции юридических фактов, характеризуются своим материально  – процедурным содержанием. Материальным потому, что при их помощи проводится в жизнь веление материального закона и завершается правовое урегулирование конкретных отношений и ситуаций, а процедурным потому, что они принимаются в качестве актов, завершающих процесс правоприменения.

С учетом изложенного правоприменительные  отношения можно определить как  особую разновидность (и форму) общественных отношений, урегулированных правом, в рамках которых на основе материально  – правовых и процедурных норм осуществляются государственно – властные полномочия по непосредственному поднормативному регулированию, разрешению от имени государства индивидуально – конкретных дел и правовых ситуаций.

 

2. Правоприменительная  деятельность 

 

2.1 Формы и принципы  реализации правовых норм 

 

В юридической литературе принято различать две формы  правоприменительной деятельности:

·           Оперативно – исполнительная форма – подразумевает организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, приказ о приеме на работу, свидетельство о регистрации брака и пр.);

·           Правоохранительная форма – деятельность, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.

Необходимость в правоприменительной  деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление  субъективных прав и исполнение предусмотренных  законом обязанностей без использования  государственно – властных полномочий.

Применение норм права  осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом  порядке, что составляет принцип законности правоприменительной деятельности. По словам Г. Ф. Шершеневича, условие правового порядка состоит в применении норм права «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях»[3]. Данный принцип находит свое проявление в следовании букве и духу закона в правоприменительной деятельности; действии правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; в строгом и неуклонном соблюдении установленной процедуры; в принятии юридических актов установленной формы.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не конкретного лица, а всего общества. Это обусловлено тем, что приоритетным объектом защиты права является определенная группа общественных отношений.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно – правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменения означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов.

Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и социальной справедливости – с  другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что  в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или  иных жизненных условиях, в процессе их применения. В подобных случаях  ведущая роль в определении окончательного варианта разрешения правовой ситуации принадлежит именно правоприменительному органу или должностному лицу.

 

2.2 Стадии правоприменительной  деятельности

Правоприменительная деятельность как наиболее сложная и важная форма реализации права осуществляется поэтапно. Под стадиями правоприменительного процесса следует понимать выработанные наукой и практикой, закрепленные в законе этапы познания истины, отражающие логику осуществления права, среди которых выделяют:

1) установление фактических  обстоятельств дела – решение  вопроса факта;

2) установление юридической  основы дела – решение вопроса  права;

3) решение дела.

Единственным изначальным  основанием процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных  ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является достижение фактической  объективной истины, поэтому особенное  внимание на этом этапе уделяется  доказыванию. Так, происходит сбор юридически значимой информации, ее исследование, проверка на истинность, достоверность, достаточность.

Содержание второй стадии правоприменительного процесса состоит  в выборе правоприменителем отрасли, института и нормы права; проверке подлинности текста нормы, пределов ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; в толковании – уяснении смысла и содержания юридических предписаний, после чего возможно установление соответствия элементов рассматриваемого юридического вопроса с нормой права.

Содержание третьей стадии – это принятие акта применения права (вынесение решения по делу, возбуждение дела, выдача разрешения, подписание приказа и пр.) и организация  практического осуществления (контроль за осуществлением) акта применения права.

 

3. Акты применения  права 

 

3.1 Понятие и  виды актов применения права 

 

Правоприменительный акт  – это официальное властное предписание  компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правовое положение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме.

Основные требования, которые  предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно – правовым актам, на основе которых  они принимаются; б) издавались в  пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали  глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения права  официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование принявшего акт органа, наличие соответствующей печати, подписи и т. д.).

Акты применения не являются источниками права,и не содержат в себе каких бы то ни было общих правил поведения, они применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Основным критерием классификации  правоприменительных актов, принятым в юридической литературе, является форма регулятивного воздействия  на общественные отношения. В зависимости  от указанного критерия акты применения права делят на исполнительные и правоохранительные. Так, исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. К ним относятся: акт регистрации брака, приказ о повышении в должности, о присвоении воинского звания и пр.

Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или  в связи с предупреждением  совершения правонарушения, в профилактических целях, или же при совершении правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда других органов.

Существуют и иные критерии классификации актов применения права. Они широко используются для  более глубокого изучения, как  самих этих актов, так и правоприменительной  практики в целом.

Так, основаниями для классификации  правоприменительных актов могут  служить:

·          их юридическая сила (акты различных инстанций);

·          издающие их субъекты (органы государственной власти, должностные лица государственных и частных структур и пр.);

·          направление и характер деятельности (экономика, культура, охрана порядка и пр.);

·          их действие в пространстве, времени и по кругу лиц;

·          процедура принятия (коллективная или единоличная);

·          характер предписаний (императивный, диспозитивный, разрешающий, обязывающий, запрещающий, управомочивающий, поощрительный, удостоверяющий и пр.) и т. д.

3.2 Соотношение  нормативного акта и акта применения  права

Соотнесение понятий нормативного акта и акта применения права является принципиальным для уяснения не только их содержания, свойств и правовой сущности, но и для четкого определения  их места в правовой системе, целесообразности выделения в качестве самостоятельной  правовой единицы.

Прежде всего, стоит отметить, что по своей волевой сущности нормативный акт воплощает в  себе волю законодателя, в то время  как акт применения права осуществляет эту волю, дает основу ее реализации. Таким образом, нормативный акт  относится к положительному законодательству, а акт правоприменения более тяготеет к конкретному правоотношению.

По юридической природе  нормативный акт содержит общее  предписание универсального плана, оно может относиться к неопределенному  кругу лиц, быть обязательным для  всех (например, Конституция) или регулировать отношения с участием лиц определенной категории (как правило, это законы о регулировании правового положения  отдельных категорий лиц: инвалидов, участников военных действий и пр.). Акт применения права представляет собой конкретизированное предписание, рассчитанное на определенный казус  и определенное лицо. Кроме того, он носит характер однократного, разового действия.

Одной из наиболее ярких  характеристик нормативного акта является то, что он принимается органами государственной власти как результат  нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию. Правоприменительный же акт издается, как правило, органами суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами в ходе оперативно – исполнительной, организаторской, контрольно – ревизионной и т. п. деятельности. Причем акт применения права не обязательно выступает в качестве заключительной стадии указанной деятельности.

По юридической форме  закон, нормативный указ, постановление, приказ всегда требуют письменной формы  с соблюдением четко определенных реквизитов и структуры, а также  опубликования. Ненормативный акт  может быть как в письменной, так  и в устной форме, не требует официального опубликования, имеет свой порядок  вынесения и оформления (в зависимости  от субъекта издания).

Нормативный акт не может  быть обжалован, а акт применения права подлежит обжалованию в  силу того, что по правовым последствиям он рассматривается в качестве юридического факта.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что нормативный  акт выступает главным правовым регулятором общественных отношений, который носит самостоятельный  характер и является основной составной  частью правовой системы. Акт применения права, в свою очередь, является необходимым  проводником нормативно – правового  воздействия, подзаконен и не несет  в себе нормы права как таковой.

 

4. Аналогия

В ходе правореализационной  деятельности субъекты правоприменения иногда сталкиваются с пробелами в законодательстве, когда полностью или частично отсутствуют юридические нормы в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования. Основными причинами появления пробелов в праве могут быть: дефектность изложения государственной воли и ее оформления; неполное или недостаточное использование юридической техники; неопределенность понятий; пропуски и противоречия в действующем законодательстве; появление новых общественных отношений, которые не были ранее предусмотрены в законе и т. д.

В указанных ситуациях  деятельность правоприменителя должна быть направлена не на устранение пробелов в законодательном массиве, а на их преодоление с помощью аналогии права или аналогии закона.

Аналогия права предполагает решение конкретного, не урегулированного правом случая на основании общих  начал и смысле законодательства. Она применяется при строгой  обоснованности и разрешенности законом; при отсутствии нормы, прямо регулирующей случай, имеющий правовую значимость; при отсутствии сходной нормы, регулирующей сходные правоотношения; при соответствии принципам права в целом, отрасли или института данной отрасли права; при соответствии целям правовой политики государства.

Применение аналогии права, возможно, только в исключительных случаях, так как развернутое  и стабильное законодательство регулирует общественные отношения достаточно полно и устанавливает правовые нормы, дающие правоприменителю возможность разрешить юридически значимую ситуацию.

Более распространенным приемом  является применение аналогии закона, которая подразумевает решение  конкретного дела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы. Аналогия закона используется при отсутствии запрета законом прибегать к  аналогии; при отсутствии нормы, прямо  регулирующей случай, имеющий правовую значимость; при наличии сходной  нормы, регулирующей подобный случай.

Таким образом, аналогия является не способом обхода закона, а средством, обеспечивающим действительно правильное его применение. Она допускается  только на основании закона и в  его пределах. Следует отметить, что в уголовном и административном праве аналогия не применяется.

Информация о работе Применение права