Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие принципа разделения властей и его отражение в Конституции РФ, в связи с чем в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть содержание принципа разделения властей;
2) рассмотреть конституционное закрепление данного принципа;
3) выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Конституционное прdocx.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей в Российской Федерации представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную.

 Разделение государственной  власти по "ветвям" не лишает  ее основного качества - целостности  и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных.

Принцип разделения властей в настоящее время затрагивает самые насущные и кровные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны. Действительно, все мы заинтересованы в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в обеспечении нормальной человеческой жизни. проблема разделения властей обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Нет никаких сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

Целью данной работы является раскрытие принципа разделения властей и его отражение в Конституции РФ, в связи с чем в работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть содержание принципа разделения властей;
  2. рассмотреть конституционное закрепление данного принципа;
  3. выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В работе использованы книги следующих авторов: Резепов И. Ш., Баранов Н.А., Михайлева Н.А., Николаев А. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Содержание принципа разделения властей в РФ

1.1 Понятие и сущность принципа разделения властей

 

 

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

В Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации – принцип разделения властей.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств.

Суть его состоит в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из них должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

 Соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации у него власти, что создает возможность усыновления в стране диктаторского политического режима.1

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях:

  1. он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  2. употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской.

 Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное  отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может  взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается  совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям  власти.

Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства.

Сегодня разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма.

 Далее, данный принцип нацелен  на то, чтобы добиваться рациональности  и эффективности в управлении  государством, предотвращать односторонние  и ошибочные решения вопросов  государственной жизни. Это достигается  главным образом при помощи  системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом  обеспечения баланса властей.

Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом.

 Обострение отношений между  властями, особенно между законодательной  и исполнительной, способно резко  ослабить и даже парализовать  управление страной.

У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти прежде всего на общегосударственном уровне. Данный принцип может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации.

При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями.

Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления:

  • законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество;
  • исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов;
  • судебный орган - на улаживание споров и конфликтов.

Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к ослаблению авторитета власти в целом.

 

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

 Теория разделения властей  была создана такими исследователями  политики, как Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

Согласно теории разделения властей:

1) законодательная, исполнительная  и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией;

2) все власти равны перед законом  и между собой;

3) никакая власть не может  пользоваться правами, предоставленными  Конституцией другой власти;

4) судебная власть независима  от политического воздействия, судьи  несменяемы, независимы, неприкосновенны  и подчиняются только закону.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

  • четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;
  • обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;
  • эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.2

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации.

Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

 Судебная власть осуществляется  Конституционным, Верховным, Высшим  Арбитражным и другими судами  Российской Федерации.

Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

Институт президентства в России характеризуется большим объемом полномочий. Тем не менее президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную структуру.

 Существует ряд органов, формируемых  президентом, оказывающих существенное  влияние на государственную политику, например, Совет Безопасности и  Администрация Президента.

Федеральное Собрание России является как бы «самоопределившимся органом». Депутаты Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока.

 Федеральное Собрание постоянно  действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет,  федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления  исполнительной власти и Президента.

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством.

Информация о работе Принцип разделения властей