Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие принципа разделения властей и его отражение в Конституции РФ, в связи с чем в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть содержание принципа разделения властей;
2) рассмотреть конституционное закрепление данного принципа;
3) выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Конституционное прdocx.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Равновесие между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что авторитет исполнительной власти недостаточно высок. Ей приходится постоянно сталкиваться с огромным количеством проблем в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных особенностей в России.

В начале нового столетия появилась тенденция к согласованной работе между законодательной и исполнительной ветвями власти, что явилось результатом кропотливой работы президента по стабилизации политической ситуации в стране.

Несмотря на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и не верит в справедливость правосудия, считая ее ангажированной.

Эти особенности разделения властей оказывают существенное влияние на функционирование государственной власти в современной России.3

Российские специалисты по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти как:

  • единство системы государственной власти,
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица,
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий.

Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

 К судам субъектов РФ относятся  конституционные (уставные) суды и  мировые судьи.

В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей.

 Институт президентства вносит  дополнительные осложнения в  реальную политику разделения  властей, поскольку де-факто значительная  часть полномочий ветвей власти  соединяется в руках Президента  как главы государства.

В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью.

 Президент обладает очень  широким арсеналом средств воздействия  на законодательную и исполнительную  власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за  соблюдением правил политической  игры ее участниками. Он сам  участвует в этой политической  игре, что не может не сказаться  на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо­американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.

Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет собой единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Однако это не означает, что данные органы действуют автономно друг от друга. В совокупности они образуют единую систему. Единство системы государственных органов обусловлено тем, что она основывается на государственной целостности Российской Федерации.4

Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот, так вот, чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Отражение принципа разделения властей в конституции РФ

2.1 Конституционное закрепление  принципа разделения властей

 

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти.

 Разделение властей представляет  собой функциональный разрез  единой государственной власти  и не означает многовластия.

 В правовом демократическом  государстве власть является  единой, так как ее единственным  источником является народ. Поэтому  речь идет только о разграничении  полномочий между ветвями единой  неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции.

Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России - правовое закрепление принципа разделения властей.

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

"Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."6

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

 Принцип разделения властей  является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно.

Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер.

Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской".

Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Согласно Конституции РФ Президент — глава государства и Верховный Главнокомандующий.

Роль Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма важна. Так, он вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании недействительными актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов РФ, если считает эти акты неконституционными. Президент может отменить акты Правительства РФ либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. Все это свидетельствует о наличии у Президента РФ полномочий по осуществлению контроля над соблюдением Конституции.

Президент определяет структуру Правительства РФ, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом.

В России глава государства не является одновременно главой Правительства, но имеет право председательствовать на его заседаниях.

Президент РФ вправе оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства РФ, Совета безопасности РФ), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.7

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ".

"Председатель Правительства  Российской Федерации в соответствии с КРФ, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."8

Информация о работе Принцип разделения властей