По закону "О Правительстве" правительство
- высший орган исполнительной власти,
является коллективным органом.
Система органов исполнительной власти
включает в себя федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства,
а также их территориальные органы.
В реализации принципа разделения властей
в Конституции Российской Федерации и
текущем законодательстве предлагается
учитывать следующие обстоятельства:
1) К началу XXI века в России не сложились
серьезные традиции организации и взаимодействия
органов государственной власти на началах
разделения властей.
2) К моменту разработки Конституции Российской
Федерации был накоплен значительный
опыт реализации принципа разделения
властей в зарубежных странах, и в ходе
реформ этот опыт во многом оказался перенесенным
на российскую конституционную почву
без учета постсоветской реальности.
В настоящее время в результате такого
заимствования и смешения элементов различных
форм правления имеет место конституционная
эклектика, затрудняющая исследование
правового статуса органов государственной
власти и их взаимодействия.
3) Во многом в силу конкретных исторических
событий, сопутствовавших разработке
и принятию Конституции Российской Федерации,
в тексте Основного закона закреплена
своеобразная конструкция системы сдержек
и противовесов на федеральном уровне,
вызывающая несбалансированность ветвей
государственной власти.9
Согласно Конституции Российской Федерации
государственную власть в субъектах РФ
осуществляют образуемые ими органы государственной
власти.
Конституция Российской Федерации признает
и гарантирует местное самоуправление
в пределах его полномочий. Одновременно
она уточняет, что его органы не входят
в систему органов государственной власти
(ст. 12).
Из этого можно сделать вывод: принципы,
положенные в основу построения и деятельности
органов государственной власти, не могут
автоматически распространяться на сферу
местного самоуправления.
Органы государственной власти РФ строят
свою деятельность на принципах, составляющих
основы конституционного строя России.
Защита прав и свобод человека — обязанность
государства.
Принцип разделения властей устанавливается
для исключения противоправной узурпации
власти и попрания прав и свобод.
2.2 Особенности содержания принципа
разделения властей
Можно выделить следующие особенности
содержания принципа разделения властей
в Российской Федерации:
во-первых, Конституцией Российской Федерации
предусмотрено четкое распределение функций
и компетенции между государственными,
органами в соответствии с требованиями
разделения труда по управлению делами
государства;
во-вторых, Конституция закрепляет определенную
самостоятельность каждого государственного
органа при осуществлении принадлежащих
ему полномочий;
в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции
Российской Федерации, федеральные законы
должны обладать высшей юридической силой
и приниматься только законодательным
(представительным) органом государственной
власти Федерации. При этом никакой другой
государственный орган Федерации не вправе
осуществлять первичное нормативное правовое
регулирования по вопросам, отнесенным
к ведению Федерации в соответствии со
статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов
(статья 72 Конституции) в той части, которые
отнесены к предметам исключительного
ведения Российской Федерации;
в-четвертых, исполнительная власть в Российской
Федерации должна заниматься исполнением
законов и только ограниченным нормотворчеством
по вопросам своей распорядительной деятельности,
быть подотчетной либо главе государства,
либо федеральному законодательному (представительному)
органу государственной власти;
в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает
такой баланс полномочий каждой ветви
государственной власти, который исключает
возможность перенесения властных полномочий,
а тем более всей полноты власти, на одного
из них;
в-шестых, судебные органы в Российской Федерации
независимы и пределах своих полномочий
действуют самостоятельно;
в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна
вмешиваться в прерогативы другой власти,
а тем более сливаться с другой властью;
в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации
решаются только в порядке конституционного
судопроизводства, т.е. Конституционным
Судом Российской Федерации;
в-девятых, конституционная система Российской
Федерации предусматривает правовые способы
сдерживания каждой власти другими властями,
т. е. содержит взаимные "противовесы"
для других властей.
К таким "противовесам" следует
отнести:
- срочность
полномочий выборных должностных лиц
или государственных органов различных
уровней;
- несовместимость
депутатского мандата с занятием должности
в аппарате управления;
- право
конструктивного вето на законопроекты
(ч. 3 ст.107 и ч. 2 статьи 108 Конституции РФ);
- право
постановки вопроса о конструктивном
роспуске Государственной Думы (ч. ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции РФ);
- контроль
за законодательным (представительным)
органом государственной власти, осуществляемый
избирателями в ходе выборов;
- конструктивный
вотум недоверия Правительству Российской
Федерации со стороны Государственной
Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
- независимость
судейского корпуса (статья 120 Конституции
Российской Федерации).
Названные "сдержки и противовесы"
характерны только для системы разделения
властей в Российской Федерации.10
Заключение
Разделение законодательной, исполнительной
и судебной властей является одним из
важнейших принципов организации государственной
власти и функционирования правового
государства.
Принцип разделения властей означает,
что законотворческая деятельность осуществляется
законодательным (представительным) органом,
исполнительно-распорядительная деятельность
— органами исполнительной власти, судебная
власть — судами, при этом законодательная,
исполнительная и судебная ветви власти
самостоятельны и относительно независимы.
Разделение властей основывается
на естественном разделении таких
функций, как законотворчество, государственное
управление, правосудие.
Каждая из ветвей в той или иной степени
осуществляет государственный контроль.
Современное понимание принципа разделения
властей дополнено также необходимостью
разделения полномочий (предметов ведения)
между органами государственной власти
и управления и муниципальными органами.
В федеративном государстве система
государственных органов двухуровневая,
разделена на федеральные органы власти
и органы власти субъектов федерации.
Принцип разделения властей заключается
в том, чтобы властные полномочия были
распределены и сбалансированы между
различными государственными органами,
чтобы исключить сосредоточение всех
полномочий либо большей их части в ведении
единого органа государственной власти
либо должностного лица и тем самым предотвратить
произвол.
Независимые ветви власти
могут сдерживать, уравновешивать,
а также контролировать друг
друга, не допуская нарушения
Конституции и законов, это так
называемая «система сдержек
и противовесов»
Характерной особенностью российской
Конституции является особый статус главы
государства - всенародно избираемого
Президента РФ. Президент не входит ни
в одну из ветвей государственной власти,
он является гарантом обеспечения Конституции
и согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной
власти.
Компетенция Президента РФ так или иначе
затрагивает различные "ветви власти",
он выполняет координирующие функции,
обладает широкими государственно-властными
полномочиями.
Принцип разделения властей в его современном
прочтении содержит два взаимосвязанных
компонента, образующих неразрывное единство.
По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить
абсолютизацию одной из властей, утверждение
авторитарного правления в обществе.
Список
используемых источников
1 Конституция РФ от 12.12.1993. М.: Изд-во «Эксмо»,
2011
2 Комментарий к Конституции Российской
Федерации. М.: Изд-во БЕК, 2009.
3 Резепов,
И. Ш. Конституционное право: учебное пособие
для Вузов. –5е изд., - М.: «Окей-книга», 2011
4 Баранов Н.А.. Политические отношения
и политический процесс в современной
России: Курс лекций. , 2011
5 Николаев А. Некоторые проблемы реализации
принципа разделения властей в Конституции
РФ // Право и жизнь, 2010
6 И.Т. Беспалый. Государственное право
Российской Федерации. Учебное пособие.
Часть 1. Изд-во "Самарский университет".
Самара,2009
7 Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия
властей в субъектах Российской Федерации.
— М.: Российская академия социальных
наук, 2010
8 Шевцов В. С. Разделение властей в Российской
Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2009
9 Керимов А.А. Президентская власть //
Государство и право: учебник. – М. : 2007
10 Михайлева Н.А. Конституционное право
России. М., 2006. - 325 с.
11 Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная
власть в механизме разделение властей
и защите прав и свобод человека // Государство
и право, 2007
1
Резепов, И. Ш. Конституционное право: учебное
пособие для Вузов. –5е изд., - М.: «Окей-книга»,
2011
2
Баранов Н.А.. Политические отношения и
политический процесс в современной России:
Курс лекций. , 2011
3
Баранов Н.А.. Политические отношения и
политический процесс в современной России:
Курс лекций. , 2011
4
Резепов, И. Ш. Конституционное право: учебное
пособие для Вузов. –5е изд., - М.: «Окей-книга»,
2011
5
Михайлева Н.А. Конституционное право
России. М., 2006. - 325 с.
6
Ст 10 Конституция РФ от 12.12.1993. М.: Изд-во
«Эксмо», 2011
7
Резепов, И. Ш. Конституционное право: учебное
пособие для Вузов. –5е изд., - М.: «Окей-книга»,
2011
8
Ст 113, Конституция РФ от 12.12.1993. М.: Изд-во
«Эксмо», 2011
9
Николаев А. Некоторые проблемы реализации
принципа разделения властей в Конституции
РФ // Право и жизнь, 2010
10
И.Т. Беспалый. Государственное право Российской
Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во
"Самарский университет". Самара,2009