Принципы арбитражного разбирательства в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Сегодня арбитражные соглашения являются стандартом во внешнеэкономических контрактах, а международный коммерческий арбитраж — доминирующим инструментом в разрешении споров между компаниями различных государств (в отличие от государственных судов), поскольку практически во всем мире арбитражные решения исполнить легче, чем иностранные судебные решения. Это связано главным образом с наличием сети международных соглашений, важнейшим среди которых является Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.), к которой Казахстан присоединился 4 октября 1995 года.

Файлы: 1 файл

Арбитражный суд - реферат.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

     Введение

 

С недавних пор в Казахстане появилась возможность рассмотреть  спор не только в рамках действующего законодательства РК, но и нормам того государства, которое выбрали стороны  спора. Так в РК существует Казахстанский  Международный Арбитраж (далее —  КМА)Ю который представляет собой постоянно действующий арбитражный (третейский) институт, который осуществляет рассмотрение споров не только по законодательству Республики Казахстан, но и согласно нормам права, выбранного сторонами разбирательства, как уже я отметила выше.

    Следует отметить, что КМА может выступать как  третейский суд и как международный  коммерческий арбитраж, процедуры  рассмотрения споров одинаковы.  Разграничение компетенции между  ними проводится по признаку резидентства: споры между резидентами рассматриваются по Закону о третейских судах; споры между сторонами, хотя бы одной из которых является нерезидент, рассматриваются по Закону о международном коммерческом арбитраже. Отличительной чертой арбитража является то, что реализация права на обращение для разрешения спора в арбитражный (третейский) суд зависит только от желания сторон спора, при разработке Арбитражного Регламента КМА.

      Сегодня  арбитражные соглашения являются  стандартом во внешнеэкономических  контрактах, а международный коммерческий  арбитраж — доминирующим инструментом  в разрешении споров между  компаниями различных государств (в отличие от государственных  судов), поскольку практически во всем мире арбитражные решения исполнить легче, чем иностранные судебные решения. Это связано главным образом с наличием сети международных соглашений, важнейшим среди которых является Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.), к которой Казахстан присоединился 4 октября 1995 года.

       Бизнесу  предпочтительнее отдавать споры  на рассмотрение арбитражей, чем  государственным (отечественным  или иностранным) судам. Если  спор рассматривается иностранным  государственным судом или арбитражем, то казахстанская компания будет  вынуждена судиться в другой  стране, в другой правовой системе,  в которой, естественно, лучше  ориентируется ее контрагент.

      Так, мажорными нормативными актами в этой области в РК выступают – Основной закон РК,  Закон РК «О международном арбитраже» и Закон РК о «Третейском суде».

         Следует отметить, что Закон РК  «О международном коммерческом  арбитраже» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания исполнения в Казахстане решений международного коммерческого арбитража.  

Важной особенностью обращения  сторон в арбитражный суд является то, что для обращения необходимо иметь соответствующее арбитражное соглашение. Для раскрытия понятия «арбитражное соглашение» приведу ссылку из вышеуказанного закона: - «Арбитражное соглашение- письменное соглашение сторон договора о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на рассмотрение в арбитраж, которое может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайпограммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления».  Также особого внимания заслуживает тот факт, что арбитр, т.е лицо по сути рассматривающий спор, является физическим  лицом, избранным сторонами или назначенный в согласованном сторонами порядке в соответствии с Законом для разрешения спора в арбитраже;

Для более полного и  всестороннего раскрытия темя приведу  рад основных принципов арбитражного разбирательства:

 

Принципы арбитражного разбирательства в РК

 

Арбитражное разбирательство  осуществляется с соблюдением принципов:

 

1) автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному  согласованию между собой имеют  право самостоятельно решать  вопросы порядка и условий  осуществления арбитражного разбирательства  по возникшему спору; 

2) законности, означающей, что  арбитры и арбитражи в своих  решениях руководствуются только  нормами применимого по соглашению  сторон права; 

3) состязательности и  равноправия сторон, означающих, что  стороны в арбитражном разбирательстве  пользуются одинаковым объемом  прав и несут одинаковый объем  обязанностей, избирают свою позицию,  способы и средства ее отстаивания  самостоятельно и независим

4) справедливости, означающей, что арбитры и арбитражи при  разрешении переданных им споров  и стороны арбитражного разбирательства  должны действовать добросовестно,  соблюдая установленные требования, нравственные принципы общества  и правила деловой этики; 

5) конфиденциальности, означающей, что арбитры не вправе разглашать  сведения, ставшие известными в  ходе арбитражного разбирательства,  без согласия сторон или их  правопреемников и не могут  быть допрошены в качестве  свидетелей о сведениях, ставших  им известными в ходе арбитражного  разбирательства, кроме случаев,  когда законом прямо предусмотрена  обязанность гражданина сообщить  информацию в соответствующий  орган. 

Следует отметить, что арбитражный  суд представляет собой независимый  институт по рассмотрению спора

Как уже было отмечено выше, для передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд, необходимо соответствующее  арбитражное соглашение.  Законодателем  предусмотрен целый механизм по передачи спора на разрешение арбитража.

        Так, передача спора на разрешение арбитража, осуществляется в следующих случаях:

1. Спор может быть передан  на рассмотрение арбитража при  наличии заключенного между сторонами  арбитражного соглашения.

2. Арбитражное соглашение  может быть заключено сторонами  в отношении споров, которые возникли  или могут возникнуть между  сторонами по какому-либо конкретному  гражданско-правовому договору.

 

3. Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в компетентном суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. В этом случае компетентный суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.

4. В арбитраж по соглашению  сторон могут передаваться споры,  вытекающие из гражданско-правовых  договоров, между физическими  лицами, коммерческими и иными  организациями, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан.

5. Если стороны не договорились  об ином, то при передаче спора  в постоянно действующий арбитраж  регламент постоянно действующего  арбитража рассматривается в  качестве неотъемлемой части  арбитражного соглашения.

Особо хочу обратить внимание на то, что действие арбитражного соглашения может быть прекращено соглашением сторон в том же порядке, в котором оно заключалось.

Также, немаловажным и заслуживающем  особого внимания является то, что  существует категория споров, по которым  рассмотрение спора в арбитраже  не допускается.

К примеру, арбитражу не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными. Иными словами, споры в отношении недееспособных несовершеннолетних рассматриваются исключительно в компетентных судах Республики Казахстан, а именно по месту регистрации недееспособного.

В случае, если сторона по делу подала спор в компетентный спор в нарушении ранее достигнутой договоренности о рассмотрении споров в арбитраже, то по этому поводу данное отступление тоже регламентировано законом. Так, компетентный суд, в который подан иск по предмету арбитражного разбирательства, должен, если любая из сторон просит об этом, не позднее представления своего первого заявления по существу спора направить стороны в арбитраж, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. Более того, несмотря на предъявление иска в компетентный суд, арбитражное разбирательство может быть начато или продолжено и арбитражное решение вынесено, пока компетентный суд рассматривает вопрос о подсудности ему предмета арбитражного разбирательства.  

Между тем, имеется специфичные  особенности по избранию арбитров. Так, законодателем предусмотрено, что арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей арбитра, достигшее возраста двадцати пяти лет и имеющее высшее образование. Следует отметить, что арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель арбитража. Дополнительные требования к кандидатам в арбитры могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены регламентом постоянно действующего арбитража.

Вместе с тем, существуют ограничения по избранию того или  иного потенциального арбитра.

Так, арбитром не может быть лицо:

1) избранное или назначенное  судьей компетентного суда в  порядке, установленном законодательным  актом Республики Казахстан; 

2) признанное компетентным судом в порядке, установленном законом Республики Казахстан, недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) имеющее неснятую или непогашенную судимость;

4) являющееся государственным служащим, депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, и военнослужащим.

Также имеются особенности  по числу арбитров, допускаемых при  рассмотрении спора в порядке  арбитража. 

 Число арбитров  при рассмотрении спора 

 

1. Стороны вправе определить  число арбитров, которое должно  быть нечетным.

 

2. Если стороны не договорились  об ином, то для разрешения  спора в арбитраже избираются (назначаются) три арбитра.

 

Состав арбитража

 

Состав арбитража  производится следующим образом:

1. Формирование состава  арбитража производится путем  избрания (назначения) арбитров (арбитра)  по соглашению сторон.

2. В постоянно действующем  арбитраже формирование состава  арбитража производится в порядке,  установленном регламентом постоянно  действующего арбитража.

3. В арбитраже для разрешения  конкретного спора формирование  состава арбитража производится  в порядке, согласованном сторонами.

4. По соглашению сторон  арбитром может быть избран  гражданин Республики Казахстан, иностранец либо лицо без гражданства.

 

5. При формировании состава  арбитража, состоящего из трех  арбитров, если стороны не договорились  об ином или спор не рассматривает  постоянно действующий арбитраж, каждая сторона назначает одного  арбитра, и два назначенных  таким образом арбитра назначают  третьего арбитра.

6. При отсутствии соглашения  сторон компетентный суд в  течение тридцати календарных  дней может по заявлению одной  из сторон спора назначить  арбитров (арбитра) из числа лиц,  находящихся в составах постоянно  действующих арбитражей, в случаях,  когда:

1) сторона не назначила  арбитра в течение тридцати  календарных дней с момента  получения просьбы об этом  от другой стороны;

2) если два арбитра  в течение тридцати календарных  дней с момента их назначения  не договорились о выборе третьего  арбитра;

3) стороны не договорились  о выборе арбитра, рассматривающего  спор единолично.

7. При рассмотрении спора  постоянно действующим арбитражем, если стороны не договорились  о составе арбитража, арбитры  (арбитр) могут быть назначены  председателем постоянно действующего  арбитража в течение тридцати  календарных дней. 

В случае несоответствия арбитра  требованиям статьи 7 настоящего Закона стороны могут заявить об отводе арбитра.

 

      В Арбитраже для разрешения конкретного спора процедура отвода арбитра может быть согласована сторонами.

 

     Если процедура отвода арбитра не согласована сторонами или не определена регламентом постоянно действующего арбитража, то письменное мотивированное заявление об отводе арбитра должно быть подано стороной в арбитраж в течение тридцати календарных  дней после того, как стороне стали известны обстоятельства, являющиеся основанием для отвода.

    Если арбитр, которому заявлен отвод, отказывает в его удовлетворении или одна из сторон не согласна с отводом арбитра, то вопрос об отводе разрешается арбитрами, входящими в состав арбитража, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны.

      Вопрос об отводе арбитра, рассматривающего спор единолично, разрешается этим арбитром.

 

         Если арбитр, рассматривающий спор единолично, отказывает в удовлетворении ходатайства одной либо обеих сторон об отводе или одна из сторон не согласна с отводом арбитра, то вопрос об отводе решается путем принятия сторонами соглашения о прекращении арбитражного разбирательства.

Информация о работе Принципы арбитражного разбирательства в РК