Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:39, курсовая работа
Цель работы – анализ принципов права: понятие, характеристика видов.
Задачи работы:
рассмотрение общей характеристики принципов права и системы прав;
анализ диалектики общих принципов права.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика принципов права и системы права.. 4
Системность права ………………………………………………... 4
Общая характеристика принципов права………..……………… 7
Глава 2. Диалектика общих принципов права………………………… 12
2.1. Характеристика общих принципов права и их диалектика….… 12
Заключение……………………………………………………..…..…….. 20
Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других; 2) социальное и экономическое неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем25. Нормативность естественно-научного познания исходно базируется на выборе метода и средств познания, где разум одновременно становится инструментом познания и своеобразным резервуаром знания.
Человек посредством разума пытается опровергнуть тщетность бытия о том, что все повторяется, было, есть и будет. Предназначение человека состоит в том, чтобы выступать в роли творца. Именно таким измерителем пользовались французские энциклопедисты и Жан-Жак Руссо, когда утверждали, что мера человеческого и его природа наличествуют в Разуме. Человеческий Разум есть не что иное, как общий для всех закон, конституирующий общество посредством общей воли в общественном договоре, находящем свое воплощение в Конституции. Таким образом, мера человеческого обретается в обществе, которое само формулирует стандарт того, что принадлежит человеку, не может быть им отчуждено и не может быть у него отнято. Тем самым количественный компонент (род) и качественный компонент (индивид) совмещаются во взаимодействующем публично-частном пространстве социальной реальности - гражданском обществе, которое через государство дает текущую оценку человека и гражданина.
Классическая форма естественно-правовых теорий, родившихся в период становления буржуазии, может быть охарактеризована как проникновение рационалистических идей в область правопознания, что являлось реакцией на господствующий до сих пор теологическо-мифологический подход к явлениям общественной жизни.
В «Пролегоменах» к своему исследованию о праве войны и мира Гуго Гроций специально подчеркнул разумное и, следовательно, разумно-достигаемое начало человеческого состояния (фрагменты VII, VIII и IX).
Философами-материалистами естественное состояние человека и вытекающее отсюда право мыслится как некое объективное, материальное бытие сосуществования людей. Последнее не является абсолютной и неограниченной свободой, а свободой, которую можно разумно ограничить в интересах самого же человека как члена природного целого. Гоббс писал: «Именем права обозначается не что иное, как свобода каждого располагать своими естественными способностями в соответствии с требованиями правового разума». Эта же мысль содержится в трудах Локка, писавшего в трактате «О государственном правлении», что естественный закон естественного бытия заключается в его разумности.
Приведенные высказывания не составляют исключения в период расцвета классической теории естественного права. Наоборот, они отражают одну из ее основных идей: естество, природа создана так, что она может быть познана лишь при помощи разума, который составляет исключительное качество человека и который поэтому обладает привилегией жить в обществе, разумно организованном при помощи права. Философская линия такого подхода не обязательно и даже не в большинстве случаев материалистична, как и вся концепция общества в домарксовой философии. Таким образом, эта линия в методологии права последовательно рационалистична и тем самым объективно способствовала становлению подлинно научного подхода к праву.
Таким образом, общие принципы права приводят в равновесие различные теоретические категории, суждения, а также аргументы при различных обстоятельствах. Эти категории не имеют какого-либо фиксированного набора реквизитов или четких и жестких правил, зато дают многогранную оболочку критериев, количество которых варьируется в зависимости от обстоятельств. Это сложные по своей структуре и внутренней взаимосвязи элементы, содержащие субъективную (сознательную) и объективную (формально-юридическую) стороны. Общие принципы права должны способствовать укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, а также норм права, правовых отношений, субъективного и объективного права, использоваться в законодательстве и судебной практике при решении вопросов, требующих оценки поведения лица с учетом конкретных обстоятельств в случаях, не имеющих четкого правового регулирования.
Формирование правовой культуры российского общества требует осмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов, современных концепций правопонимания и основанных на них понятий «право», «источник права», «форма права», «принципы права». В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, основанного скорее не на научных теориях и концепциях, а на идеологии.
Очевидно, если нормы культуры поддерживают целостность социального организма, то они неизбежно становятся охраняемыми, общеобязательными, т.е. правом. Задача государства обеспечить соблюдение этих норм имеющейся в его распоряжении силой, участвуя таким образом в правореализации, а не в правотворчестве (кроме тех случаев, когда оно издает законы, санкционируя уже сложившиеся социальные нормы или пытаясь уловить и зафиксировать в законе потребность в правовом нормировании сформировавшихся или формирующихся общественных отношений).
Исходя из сказанного можно сделать начальный вывод, что источник права, принципы права - процесс селективной эволюции культуры, аккумулирующей в своих нормах поведения социальный опыт того общества, в котором они действуют.
Таким образом, право как объективное развивающееся социальное явление не может исчерпываться нормой или правилом. Норма или прямо выводится из существующих уже отношений, или издается как государственный закон. Если известные отношения действительно сложились, значит, создалось соответствующее право, если же был только издан закон или декрет, но соответствующих отношений на практике не возникло, значит, была попытка создать право. Вместе с тем нормативность, будучи следствием естественно-исторического развития общества, не является специфическим свойством права. Ею обладают и религия, и мораль, и эстетика, и даже литература. Некоторые социальные нормы присущи нескольким нормативным системам. Например, евангельские запреты «не убий», «не укради» - это и нравственные, и юридические правила. Запрет же «не возжелай жены ближнего своего» выступает лишь в роли религиозного и морального. Поэтому для того чтобы отличить право от прочих социальных феноменов, необходимы еще какие-то признаки.
Анализ общепризнанных принципов права позволяет говорить о значимости данного явления для всей правовой системы в целом. Говоря о роли принципов, необходимо учитывать их функциональный аспект, который можно исследовать на уровне источников права правовой системы. Анализируя этот аспект, необходимо остановиться на роли общепризнанных принципов права.
Одна из них, мировоззренческая, состоит в том, что в общепризнанных принципах права заложены социальные и правовые идеи, выражающие начала и постулаты, из которых берут свое начало источники права правовой системы. Социально-экономические и государственно-правовые преобразования последних десятилетий показали, какую роль играет мировоззрение и идеология в правовой сфере, это выразилось в правовой системе России после принятия в 1993 году Конституции РФ, в которой господствуют фундаментальные принципы естественно-правовой доктрины. Вторая глава Конституции провозглашает принцип приоритета прав и свобод человека перед государством.
Другая основная роль - нормативно регулятивная, которая является исходным началом в построении и развитии норм в виде конкретных правовых предписаний. Такая позиция существенным образом нивелирует объективное значение общепризнанных принципов как источников права в правовой системе и опять в очередной раз возвращает нас к позитивистской позиции, согласно которой и право, и общепризнанные принципы права зависят от субъективной воли законодателя, от доминирующей политической партии.
Подход, в силу которого происходит фактическое игнорирование общепризнанных принципов права, приводит к пренебрежению ими правоприменителей, что является абсурдным с точки зрения сущности права.
Если предположить, что законодатель, принимая закон, не заложил в него такие общезначимые принципы права, как справедливость, гуманизм, то можно признать последующую деятельность негуманной и несправедливой, а следовательно, и неправовой, антиправовой. Поэтому мы будем придерживаться той точки зрения, что общезначимые принципы права «выражаются в международных и внутригосударственных декларациях, получают закрепление в исходных... нормах демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны».
Общепризнанные правовые принципы выполняют также аксиологическую роль, так как содержат представления о ценностях в праве и правовой системе, что является одним из существенных проявлений правового идеала, они также являются оценочными (ценностными) критериями правовых явлений. Они выражают представления о юридических явлениях, нацелены на формирование и совершенствование правовых ценностей, которые, в свою очередь, формируют общественный порядок, государственное устройство, политический режим, политические институты и др.
Общепризнанные правовые принципы, таким образом, являются ценностью права, которым должно соответствовать позитивное право, определяют соразмерность и взаимосвязь элементов цельной системы. Правовые принципы выполняют также и телеологическую роль, в силу своей природы они вносят в правовую систему важнейшие для нее цели: «Само установление законодателем определенного института, нормы, принятие акта начинается с того, что осознается и ставится цель, которой он должен служить». Очевидно, что правовая деятельность не может быть самоцелью.
Важно подчеркнуть, что цель права не может быть противовесом, идти вразрез с духовной и нравственной национальной культурой как всего общества, так и отдельного человека. Это принцип-постулат, не подлежащей отмене или ревизии, именно на этом постулате и должна развиваться и функционировать вся национальная правовая система общества. Цель любой правотворческой деятельности должна иметь своим содержанием духовное и нравственное начало, достоинство личности: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», - сказано в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ. Эта цель выражена в форме принципа, в соответствии с которой сформулированы другие нормы и институты права. Для реализации цели необходимы соответствующие приемы и средства, что и позволяет действовать в соответствии с историческим и логическим, а также в соответствии с особенностями правовой семьи.
Общепризнанные принципы права являются признанными всеми цивилизованными нациями источником международного права. При этом именно общепризнанные принципы права демонстрируют единый правовой стандарт, позволяют осуществлять необходимую унификацию законодательства максимально мягко. Общепризнанные принципы права, их содержание и примерный перечень, применяемый в международном праве, не являются дискриминирующим обстоятельством, которое поддерживается нормой Статута Международного суда ООН.
В российской правовой системе правовые принципы имеют силу действительного источника права, так как аналогия права в строгом смысле не является суждением по аналогии, поскольку нет нормы (норм), и в процессе применения аналогии права принципы служат основой, базой для формулирования конкретного предписания и вынесения решения. Таким образом, общепризнанные правовые принципы являются юридическими регуляторами общественных отношений, одной из основ формирования, развития, совершенствования системы права и системы законодательства.
Законодатель, как правило, фиксирует основные, социально значимые принципы и не дает исчерпывающего перечня общепризнанных принципов, его задача - выразить нормативно те принципы, без которых право не может быть регулятором общественных отношений. По сравнению с нормативностью конкретных правовых норм, нормативность принципов является более высоким уровнем обобщения, общепризнанные правовые принципы являются фундаментальной основой и участниками правового регулирования, а также воздействия на общественные отношения.
Признание доминирующей роли государства сторонниками позитивистской доктрины привело к тому, что исследуются не источники права, не принципы права, а нормотворческие полномочия публичных институтов государственной власти, а их разграничение обеспечивает якобы создание внутренне непротиворечивой системы источников права. В настоящее время в связи с развитием источников права на основе общепризнанных принципов права умозаключения аналитического позитивизма оказываются несостоятельными.
В настоящее время в странах общего права естественно-правовое направление детерминирует ряд принципиальных положений, оказывающих влияние на общепризнанные принципы права и на понятие источника права, оно обосновало естественно-правовую природу судебных прецедентов, основанных на понятиях справедливости и гуманности.
Из сказанного можно сделать ряд выводов: во-первых, законодатель фактически признает существование своеобразного надпозитивного источника права - общепризнанных принципов права. О правильности такого вывода свидетельствует и анализ материалов судебной практики, в частности актов высших судебных инстанций. Во многих из них судом предписано руководствоваться непосредственно общепризнанными принципами права. Сказанное касается, например, такого важного принципа, как принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, справедливости, гуманизма.