Приобретение гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – подробное рассмотрение вопросов приобретения гражданства в Российской Федерации.
Задачами исследования являются:
исследовать развитие взглядов о понятии «гражданство»;
определить понятие и сущность понятия «гражданство»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……8
1.1. Развитие взглядов о понятии гражданства………………………………..8
1.2. Понятие и сущность гражданства…………………………………………17
1.3. Принципы гражданства……………………………………………………20
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……25
2.1. Конституционно-правовая регламентация приобретения гражданства…………………………………………………….………………..25
2.2. Способы приобретения гражданства……………..……………………….33
2.3. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации…………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список использованных источников….……………………………………….51

Файлы: 1 файл

САЦКЕВИЧ.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Отношения гражданства не зависят  напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Устойчивость отношений гражданства  заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий  расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Как отмечают исследователи, определение в Федеральном Законе 2002 г. гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства14.

Согласно ст. 5 Федерального Закона 2002 г., гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство на момент вступления в силу этого закона, а также лица, которые приобрели гражданство.

Как отмечает А.П. Балакина, состояние гражданства является условием приобретения различных прав и выполнения обязанностей применительно ко всем отраслям права15. Иными словами, законы государства распространяются прежде всего на граждан этого государства.

Гражданство является важной правовой предпосылкой распространения  на данное лицо всего комплекса прав и свобод, признаваемых Конституцией и законодательством РФ. Вся полнота прав и свобод в Российской Федерации распространяется только на ее граждан. Только граждане подлежат государственной защите со стороны Российской Федерации не только внутри страны, но и за ее пределами16.

По сравнению с иностранцами, лицами без гражданства, т.е. всеми, кто не является гражданином России, граждане государства имеют права  и несут обязанности, присущие только им, например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое отечество.

Теоретическое различение прав человека и прав гражданина восходит к трудам французских просветителей XVIII в., а их конституционное разграничение – к Конституции Франции 1791 г., которая воспроизвела соответствующую формулу Декларации прав человека и гражданина 1789 г17. Различение прав человека и прав гражданина проводится и в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Разграничение прав человека и прав гражданина вытекает из различения гражданского общества и государства, человека вообще как частного человека и «политического» человека – гражданина государства. Следует подчеркнуть, что, вопреки наименованию, в сфере гражданского общества мы имеем дело не с гражданином, а с неполитическим человеком – носителем частных интересов18. Разграничение гражданского общества и государства позволяет человеку отстаивать свои права не непосредственно перед государством, а через институты гражданского общества. Тем самым создаются условия не только для ограждения личности от возможного произвола государства, но и для ее самоопределения, самореализации.

Права гражданина обусловлены  неотъемлемым «первичным» правом человека на гражданство. Само гражданство согласно Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 6). Следовательно, вопреки распространенному мнению, не гражданство как таковое, а право на гражданство является первоосновой прав гражданина.

В аспекте прав гражданина гражданство – это особый юридический статус лица. Юридическое признание получает государственная принадлежность лица внутри страны и за рубежом, и лицо наделяется в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве данного государства. Институт гражданства предполагает активное содействие государства в реализации индивидом своих прав. На человека распространяется суверенитет государства, он пользуется его защитой и может принимать участие в управлении делами государства. Важнейшей гарантией гражданства в Российской Федерации является конституционное положение о запрете лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

В литературе и законодательстве употребляется выражение «права и свободы человека и гражданина». При этом понятия «права» и «свободы» чаще всего используются как синонимы. И это правильно, так как содержание обоих понятий может быть раскрыто через категорию свободы (возможности). Иногда, правда, между ними усматривается различие в степени конкретизации соответствующих возможностей и их осуществления: например, «право избирать и быть избранным» предполагает конкретные действия, а «свобода мысли и слова» – куда более широкий спектр возможностей без четко очерченного результата. Однако в целом эти понятия взаимозаменяемы.

Права человека и гражданина обеспечиваются соответствующими обязанностями других лиц, органов государства. Конституционные акты различают обязанности человека и обязанности гражданина. Некоторые обязанности можно, по аналогии с правами, условно назвать естественными, как, например, обязанность родителей заботиться о детях, а трудоспособных детей – о нетрудоспособных родителях. Обязанности распространяются либо на всех лиц, независимо от наличия у них гражданства данного государства (например, беречь природу, платить законно установленные налоги и сборы), либо только на граждан (например, служить в вооруженных силах страны).

Соразмерность прав и  обязанностей – один из важнейших признаков права, правовой справедливости. Антиправовой, этатистско-силовой характер носит превращение прав в обязанности (например, права на труд – в обязанность трудиться). В результате обязанностям одной стороны соответствуют обязанности же другой стороны, а правами по отношению к ним наделяется государство. В основе подобных взглядов лежат философско-утопические проекты (например, Ж.Ж. Руссо) насильственного «осчастливливания» людей, чья свобода (права) должна стать необходимостью (обязанностью) под угрозой самых жестких санкций со стороны государства.

С 70-х годов прошлого столетия в отечественной теории права получила признание категория правового статуса личности. В настоящее время правовой статус индивида понимается по-разному, но нет разногласий в том, что его сердцевину образуют права и обязанности субъектов. Как правило, речь идет о правах и обязанностях, законодательно закрепляемых государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. При этом одни авторы в структуру правового статуса включают только права и обязанности, а другие – еще и иные элементы, чаще всего (в работах по конституционному праву) гражданство, а также, кроме гражданства, общую правоспособность, систему гарантий прав, законные интересы, юридическую ответственность и др.19.

Критикуя подобное расширение понятия правового статуса, Е.А. Лукашева, в частности, правильно обращает внимание на то, что правовым статусом обладают не только граждане, но, хотя и в ограниченном объеме, также иностранцы, лица без гражданства. В целом можно согласиться и с другими аргументами автора против включения в правовой статус указанных и иных элементов, поскольку они носят либо предстатусный, либо послестатусный характер. Разумеется, если речь идет о государственно признанном правовом статусе личности. В таком понимании правовой статус человека и гражданина включает в современном демократическом государстве только права, свободы и обязанности лица, официально зафиксированные государством.

В литературе выделяют те или иные виды государственно признанного  правового статуса человека и  гражданина. Чаще всего различают  общий (конституционный) статус, специальный (родовой) статус, индивидуальный статус, а также международно-правовой.

Общий правовой статус – это система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленная в Конституции. Общий правовой статус является единым и равным для всех индивидов.

Специальный (родовой) правовой статус фиксирует особенности положения определенной группы субъектов – студентов, военнослужащих, пенсионеров и др. Он характеризует «групповые» возможности людей как субъектов права. Специальный правовой статус состоит из особых (дополнительных) прав и обязанностей индивидов, образующих ту или иную группу.

И.Л. Честнов считает, что права человека – это правовая форма социального статуса человека, принадлежащего к определенной социальной группе20. Тем самым права человека оказываются всего лишь элементом его специального правового статуса.

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей отдельной, персонифицированной  личности в определенный момент ее жизни. Перемены в жизни человека влекут за собой и изменения его индивидуального правового статуса.

Международный правовой статус включает права и свободы  личности, закрепленные нормами международного права. Правовой статус, в таком его понимании, охватывает весь комплекс прав, вытекающих из внутригосударственных и международно-правовых норм.

Конституционно закрепленные в Российской Федерации права, свободы  и обязанности человека и гражданина охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Они соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод. Правовой статус человека и гражданина базируется на таких основополагающих принципах, как: презумпция неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их противоправного ограничения, в том числе и законодательного; равенство всех перед законом и судом, независимо от имущественного положения, занимаемой должности, вероисповедания, языковой принадлежности, а также независимо от пола, расы, национальности и др.; гарантированность прав – как общее начало их реализации и как конкретные гарантии каждого из прав.

В Российской Федерации  допускается двойное гражданство. Двойное (множественное)21 гражданство – это особое политико-правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. На международном уровне понятие двойного гражданства непосредственно закреплено в ст. 2 Европейской конвенции от 6 ноября 1997 г. «О гражданстве» и адекватно понятию «множественное гражданство», означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств. Данная Конвенция была ратифицирована в Российской Федерации 6 ноября 1997 г.

По данным переписи населения  Российской Федерации в 2002 г., из общей численности граждан России около 40 тыс. чел. имеют двойное гражданство22.

Двойное гражданство  признается как исключительный случай и не рассчитано на массовое применение. Иначе говоря, нельзя сказать, что Российское государство поощряет наличие двойного гражданства и оставляет решение этого вопроса полностью на усмотрение граждан.

Конституционно закрепленные в Российской Федерации права, свободы и обязанности человека и гражданина охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Они соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод. Правовой статус человека и гражданина базируется на таких основополагающих принципах, как: презумпция неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их противоправного ограничения, в том числе и законодательного; равенство всех перед законом и судом, независимо от имущественного положения, занимаемой должности, вероисповедания, языковой принадлежности, а также независимо от пола, расы, национальности и др.; гарантированность прав – как общее начало их реализации и как конкретные гарантии каждого из прав.

 

          1.2. Понятие и сущность гражданства

 

Гражданство –  это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.23

Важной составной  частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения  на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» с последующими изменениями и дополнениями.

В действующей  Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства  не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в  законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого  человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.24, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет – бессрочно.

Информация о работе Приобретение гражданства РФ