Приобретение гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – подробное рассмотрение вопросов приобретения гражданства в Российской Федерации.
Задачами исследования являются:
исследовать развитие взглядов о понятии «гражданство»;
определить понятие и сущность понятия «гражданство»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……8
1.1. Развитие взглядов о понятии гражданства………………………………..8
1.2. Понятие и сущность гражданства…………………………………………17
1.3. Принципы гражданства……………………………………………………20
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……25
2.1. Конституционно-правовая регламентация приобретения гражданства…………………………………………………….………………..25
2.2. Способы приобретения гражданства……………..……………………….33
2.3. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации…………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список использованных источников….……………………………………….51

Файлы: 1 файл

САЦКЕВИЧ.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Главным, постоянно действующим  основанием получения гражданства  является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" -jus sanginis, то есть C Учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в  гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

При различном гражданстве  родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве  Российской Федерации, а другой имеет  иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если один из родителей  ребенка на момент его рождения состоит  в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Для определения гражданства  по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» – в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы».

Закон Российской Федерации  о гражданстве установил и  такое новое основание как "приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации". В общем, регистрация является упрощенным порядком приобретения гражданства, т.к. не связанная со сложных процедурами. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел.

В порядке регистрации  гражданство Российской Федерации приобретается лицами, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; лицами, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели другое гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижению 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей Российской Федерации, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании, приобретет и гражданство Российской Федерации. Но Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что этот пункт в Законе о гражданстве Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и её понимание в правоприменительной практике не исключает распространения процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в гражданстве Российской Федерации по рождению.

Кроме выше перечисленных  лиц путем регистрации гражданство приобретают лица без гражданства, на день вступления в силу Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших или входящих в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение 1 года после вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояло в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Рассмотренные выше основания  приобретения гражданства Российской Федерации связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются, так или иначе, форм причастности в настоящем или прошлом к российскому гражданству.

Следующим основанием является прием в гражданство. Таким правом может воспользоваться дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации. Этот человек может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, зыка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации  является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных  граждан и лиц без гражданства - 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством. Значительно ниже аналогичных сроков в других республиках (10 лет - в Молдавии) или западных странах (Швейцария - 12 лет, Дания - 7 лет и.д.).

В современных условиях международных конфликтов и постоянно нарастающего в России потока беженцев, гуманным представляется и правило сокращения вдвое установленных сроков применительно к беженцам. В Дании, например, беженцы, апатриды приобретают такое право через 4 года. Следует отметить, что условие приема в гражданство сформулировано в Законе на широкой демократической основе. Так, для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, сроки оседлости сокращаются вдвое.

Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают  прием в гражданство, посредством  сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Вместе с тем, предусмотрены  и основания, при наличии которых  отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации. Это относится к тем лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; состоят в партиях и организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы на действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Основанием приобретения гражданства является также "восстановление в гражданстве Российской Федерации".

В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории отдельных стран.

В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации: лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста.

Бывшие граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической Республики, лишенные гражданства или  утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. Так по Указу Президента Российской Федерации считают восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию поле 6 февраля 1992 года.

Гражданство Российской Федерации может приобретаться  в результате выбора гражданства (оптации).

При изменении границы  Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства  в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

Лицам предоставляется  право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория.

Натурализация (укоренение) как способ приобретения гражданства. Натурализация или укоренение (от лат. naturalis) есть прием в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для этого условий. Лиц, приобретающих таким способом гражданство государства, именуют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает гражданство по рождению. В то же время законодательство о гражданстве некоторых стран отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами и др.).

Термин «натурализация»  российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Федеральным законом  «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право  приобретения российского гражданства в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они: а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ»); б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). Закон предусматривает обстоятельства, смягчающие прием в гражданство РФ, т.е. дающие право на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как: рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

Упрощенный – это  льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом (ст. 14) лицам, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства. Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка – гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в указанном порядке гражданства РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного должен обратиться с заявлением в соответствующий орган.

К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о  российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и другое.

 

2.3. Производство  по делам о гражданстве Российской  Федерации

 

Как вид конституционно-правовых производств производство по делам о гражданстве представляет собой урегулированную законодательством деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства.36 В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» и Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденным Указом Президента РФ, делами о гражданстве ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; принятие решения выхода из гражданства РФ в общем порядке. По данным вопросам Президент издает указы.

Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу.

Комиссия при Президенте структурно входит в состав Администрации Президента, рассматривает заявления о приобретении и прекращении гражданства. Компетенция Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что МВД и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а МИД – в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений по вопросам гражданства, проверка фактов и представляемых документов, направление заявления вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте, определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др. Законодательство в иных случаях допускает процедуры оформления и решения вопросов гражданства в упрощенном льготном порядке. Для решения вопроса о прекращении и приобретении гражданства в упрощенном порядке подается заявление; решение по этому вопросу принимается соответствующими органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ; оформляются решения заключением или представлением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под упрощенный порядок, оформляется заявление на имя Президента. Принятое им решение оформляется в виде указа; срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства и принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год. Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами РФ – в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство считается приобретенным или прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения полномочным органом.

Информация о работе Приобретение гражданства РФ