Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели я определила следующие задачи:
1) Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА I Генезис правового государства……………………………..6
1.1. Причины возникновения государства………………………....…..6
1.2. Основные теории происхождения государства……………..……...11
ГЛАВА II Общая характеристика признаков государства….………..17
2.1.Понятие и сущность правового государства……………………..…17
2.2. Правовая природа признаков государства……………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……31
Список использованных источников……………………….….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального  образования

<<МЕЖДУНАРОДНЫЙ  СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ>>

 

Бишкекский филиал

Кафедра юриспруденции

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:     Теория государства и права

на тему:        Признаки правового государства

 

 

                                                                             Выполнила: Толепберген Асем

 

Студентка  1 курса, Ю-11 группы,

очной формы обучения,

 

  Руководитель: Черемушкина Е.Э.

 

 

 

 

 

Бишкек 2012год

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2

ГЛАВА  I  Генезис правового государства……………………………..6

1.1. Причины возникновения государства………………………....…..6

1.2. Основные теории происхождения государства……………..……...11

ГЛАВА II Общая характеристика признаков государства….………..17

 2.1.Понятие и сущность правового государства……………………..…17

2.2. Правовая природа признаков государства……………………….…24

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……31

Список использованных источников……………………….….35

 

 

 

 

 

 

 

введение                                      

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения  личности и государства, сочетания  их интересов. Я считаю, что в идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги» общества.

То есть государство подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства  значительная часть оказалась неудовлетворённой  тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в  общественных интересах, что его  сила, энергия, власть использовались не на общее благо, а в целях  узкого круга лиц, групп, классов. В  таких ситуациях государство  из «слуги» общества превратилось в  его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания  для обозначения данных государств в виде тирании и деспотии.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты  государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя  при этом прошлые и настоящие  научные достижения. Как форма  организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей  законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и  присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о причинах возникновения государства, о роли государства и его признаках.

Цель моей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели я определила следующие задачи:

1) Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.

2) найти отличия государства  от других образований;

3) определить признаки  современного государства (на  примере Российской Федерации);

4) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью  следующих методов:

  1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
  2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
  3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта  тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).  Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Структура данной работы –  состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы.

Работа изложена на 35 страницах.

 

                 ГЛАВА  I  Генезис правового государства

    1. Причины  возникновения государства.

Проблема возникновения государства  остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для  его сторонников проблемы возникновения  государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая  науки дают все новые знания о  причинах происхождения государства.1

Современная материалистическая наука  связывает процесс возникновения  государства главным образом  с развитием производства, с переходом  от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).2

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные  многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности.   Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

Формирование государства  — длительный процесс, который у  различных народов шел разными  путями. Существует мнение, что одним  из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества.3

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности  отличается от других вариантов главным  образом тем, что здесь родоплеменная  знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные  органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность  тоже постепенно превращалась в государственную.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно  отличались друг от друга, хотя имели  много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую  основу их составляла государственная  собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство  одновременно и эксплуатировало  сельских общинников, и управляло  ими, т. е. само государство выступало  организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государств образующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.4

По вопросу возникновения государства  на территории Западной и Восточной  Европы в литературе высказаны две  точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось  феодальное государство (прежде всего  это Германия и Россия).

Причины показываются в различных  теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила) в договорной( сила разума, сознания);в психологической( факторы психики человека); в органической ( биологические факторы) в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия ( военно-политические факторы) и .тд.  Названные теории являются наиболее распространенными учениями о способах и процессе появления такого социального института, как государство, включая в себя системы взглядов, выделяющие  в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения  государственности действительно  влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, психологические и. т .п.); во-вторых, мыслители предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разные объем накопленных человечеством знаний ;в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук , пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности , основывались на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В каждой из теорий есть рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем есть и слабые стороны, за которые их можно критиковать.

И все же причины зарождения государства  коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве  самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие  на развитие общества, структуру его  внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение  ведет к вырождению, ставит род  на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для  чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся  сначала отступлений от табу, еще  недавно не существовавшего. Поэтому  есть основания полагать, что родовые  органы, поддерживающие запрещение инцеста  и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими  родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся  государственности.

Информация о работе Признаки правового государства