Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели я определила следующие задачи:
1) Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА I Генезис правового государства……………………………..6
1.1. Причины возникновения государства………………………....…..6
1.2. Основные теории происхождения государства……………..……...11
ГЛАВА II Общая характеристика признаков государства….………..17
2.1.Понятие и сущность правового государства……………………..…17
2.2. Правовая природа признаков государства……………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……31
Список использованных источников……………………….….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

           Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

          Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

         Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан;

        Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Современные положения и  выводы, относящиеся к правовому  государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного  исторического периода. В этой связи  современная юридическая наука  называет правовым такое государство, которое  во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан. 1

В. К. Бабаев предлагает следующее определение правового государства: эта такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.2

С. А. Комаров дает свое определение правовому государству: это есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.3

А. П. Петров, в кратком курсе Теории государства и права приводит сое определение правовому государству: эта одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей специальной ценности и приоритете права над политикой. 1

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, то есть организацией публичной власти. Имеется  в виду, что такое государство, обладая публичной властью, выступает  как официальный представитель  не только правящих, но и всех остальных  слоев общества .

Правовое государство, как  любое иное, располагает специальным  аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются  и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как  и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).2

В идее правового государства  можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее  полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом  государственной власти.

В философском смысле свобода  может быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его  юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Человек как автономный субъект  свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и  значимые блоки права-стимула в  отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное  звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного  воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный  период проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Здесь право выступает  как антипод произвола и как  барьер на его пути. Ведь поскольку  политическая власть (главным образом  власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения  необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что  правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право  как бы "меняется местами" с  государством - утверждается верховенство первого и право возвышается  над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также  для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовая природа признаков государства

  Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

   Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, то есть организацией публичной власти. Имеется в виду, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества .

Правовое государство, как  любое иное, располагает специальным  аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются  и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как  и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается  в его верховенстве по отношению  ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней  политики, построение отношений с  другими государствами).

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института.

Признаки правового  государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления

государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в

том числе:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки  из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1.  Разделение властей;

2.  Верховенство закона;

3.  Строгое соблюдение  прав и свобод человека;

4.  Социальная и юридическая  защищенность личности.

Признаки правового государства  отражают  основные  его  черты,  которые обязательно должны в нем  присутствовать.

Разделение  властей  означает,  что каждая  из  трех  существующих   в

государстве властей (законодательная, исполнительная   исполнительная и судебная)  должна  быть независима от другой и  в  своей  деятельности  подчиняться  только  закону.

Верховенство  закона  означает,  что государство и личность  в своих

действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не  имеет права нарушить закон.

  Строгое соблюдение прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

Защита прав и  свобод человека — это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить  без  разрешения на то суда.

Государство  обязано  защищать  человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. Правовое государство немыслимо без развитого  гражданского  общества, то есть, например, в России невозможно построение  правового  государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон  должен  стоять выше всего.

Информация о работе Признаки правового государства