Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:44, курсовая работа
Цель моей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели я определила следующие задачи:
1) Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА I Генезис правового государства……………………………..6
1.1. Причины возникновения государства………………………....…..6
1.2. Основные теории происхождения государства……………..……...11
ГЛАВА II Общая характеристика признаков государства….………..17
2.1.Понятие и сущность правового государства……………………..…17
2.2. Правовая природа признаков государства……………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……31
Список использованных источников……………………….….35
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан;
Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан. 1
В. К. Бабаев предлагает следующее определение правового государства: эта такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.2
С. А. Комаров дает свое определение правовому государству: это есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.3
А. П. Петров, в кратком курсе Теории государства и права приводит сое определение правовому государству: эта одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей специальной ценности и приоритете права над политикой. 1
Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, то есть организацией публичной власти. Имеется в виду, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества .
Правовое государство, как
любое иное, располагает специальным
аппаратом управления и принуждения.
Для его содержания устанавливаются
и взимаются налоги, проводятся займы,
формируется государственный
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
В философском смысле свобода
может быть определена как способность
человека действовать в соответствии
со своими интересами, опираясь на познание
объективной необходимости. В правовом
государстве в отношении
Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.
Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.
Права человека как главное
звено правового режима стимулирования
для индивида есть источник постоянного
воспроизводства его
Права человека и правовое
государство, несомненно, характеризуются
общими закономерностями возникновения
и функционирования, ибо существовать
и эффективно действовать они
могут только в одной "связке".
Оба феномена имеют в своей
основе право, хотя роль последнего для
них практически прямо
Именно в связанности,
ограничении правом государства
и заключается сущность правового
государства. Здесь право выступает
как антипод произвола и как
барьер на его пути. Ведь поскольку
политическая власть (главным образом
власть исполнительная) имеет склонность
вырождаться в различные
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.
В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.
Итак, правовое государство
- это организация политической власти,
создающая условия для наиболее
полного обеспечения прав и свобод
человека и гражданина, а также
для наиболее последовательного
связывания с помощью права
2.2. Правовая природа признаков государства
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, то есть организацией публичной власти. Имеется в виду, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества .
Правовое государство, как
любое иное, располагает специальным
аппаратом управления и принуждения.
Для его содержания устанавливаются
и взимаются налоги, проводятся займы,
формируется государственный
Современное правовое государство
- это демократическое
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов
правового государства
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов
и условий становления
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-
- появление действенной
способности противостоять
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления
государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в
том числе:
а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
1. Разделение властей;
2. Верховенство закона;
3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;
4. Социальная и юридическая защищенность личности.
Признаки правового
Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в
государстве властей (законодательная, исполнительная исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.
Верховенство закона означает, что государство и личность в своих
действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.
Строгое соблюдение прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
Защита прав и свобод человека — это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда.
Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего.