Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:56, курсовая работа
Целью работы является комплексное общетеоретическое исследование юридических коллизий и пробелов в сфере конституционного права России, анализ их особенностей, объективных и субъективных причин возникновения, устранения и преодоления юридических коллизий в указанной сфере.
Достижение указанной цели обусловило необходимость решения
ряда более конкретных задач:
- определить степень теоретической разработанности темы;
- дать обобщенную характеристику основных видов юридических коллизий и пробелов;
Введение ___________________________________________________________3
I. Коллизии в конституционном праве России ____________________________5
1.1. Понятие и виды коллизий _________________________________________5
1.2. Способы предотвращения и разрешения коллизий ___________________ 10
II. Пробелы в конституционном праве России ___________________________15
2.1. Понятие, причины и виды пробелов________________________________ 15
2.2. Восполнение пробелов___________________________________________ 20
Заключение________________________________________________________ 25
Библиографический список__________________________________________ 27
Анализируя точки зрения различных авторов на происхождение пробелов в праве, можно выделить две глобальные причины их возникновения:
1. Объективные
– обусловлены тем, что
2. Субъективные – обусловлены различными ошибками нормотворческого органа в процессе принятия законодательных актов - от технико-юридических до политических: неверный выбор формы акта, нарушение процедуры подготовки и принятия акта, неверное определение предмета правового регулирования, недооценка общественного мнения, недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта и др.
Объективные причины обусловлены неизбежным отставанием правового регулирования и вызываются следующими основными факторами:
- многообразие и динамизм общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;
- различие интересов
и потребностей разных
Субъективные причины зависят, как правило, от недостаточно технико-юридического качества нормативно-правовых актов. К ним можно отнести и неудачное построение нормы права (нарушение её структуры), и неудачное расположение нормы в правовом акте, и отсутствие какого-либо подзаконного акта, а иногда и закона в целом, и много других. Причинами появления таких пробелов следует считать слабую юридическую подготовку специалистов нормотворческого органа, либо отсутствие у них представлений о сущности регулируемого общественного явления.
Проведённое рассмотрение объективных и субъективных причин появления правовых пробелов позволяет сделать следующие выводы:
- пробелы в
праве – это объективное
- для качественной
правовой регламентации
- законодателю
необходимо постоянно
- в правовой
системе должны быть
2.2. Восполнение пробелов
Наличие пробелов в праве тесно связано с проблемой аналогии. Аналогия применяется в тех случаях, когда государственный орган обязан решить конкретный вопрос, а порядок его решения не урегулирован правом, в результате чего и образуется пробел в праве. В такой ситуации государственный орган, лишенный возможности отказаться от решения упомянутого вопроса, должен найти норму, которая регулирует наиболее близкое, родственное, т.е. аналогичное отношение, и решить вопрос в соответствии с ее предписаниями. Решение вопроса на основании наиболее близкой по содержанию нормы или, иначе говоря, применение нормы права к случаям, которые ею не предусмотрены, однако аналогичны регулируемым этой нормой случаям, принято называть аналогией закона.
Если при наличии пробела такого рода родственной нормы не обнаружено, то к рассматриваемому вопросу могут быть применены общие начала и принципы правового регулирования, свойственные соответствующей отрасли права. Такого рода аналогию принято называть аналогией права.
Аналогия закона является простейшим видом аналогии. Аналогия права — более сложное явление, представляющее высший уровень применения аналогии. Аналогия права как бы аккумулирует общие начала и принципы соответствующего института или конституционного права в целом и их преломление в конкретном решении вопроса на основе этих начал и принципов.
Можно согласиться
с В.В. Лазаревым в том, что аналогия
«разрешена повсюду, где нет специального
запрещения и где сам нормодатель
не связывает наступление
Что касается конституционного права, то здесь применение аналогии имеет все основания, поскольку согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В конституционном праве возможно применение как аналогии закона, так и аналогии права. При этом попытки установить какие-либо пределы применения аналогии применительно к отдельным институтам конституционного права, оказались бы искусственными и противоречили бы сути аналогии23. Более того, в конституционном праве, учитывая традиционно слабую детализированность его положений, а также сравнительно небольшой опыт применения новейших законов, следует ожидать достаточно интенсивного применения аналогии.
Следует подчеркнуть, что аналогия в конституционном праве может быть использована не всегда. Она применяется только тогда, когда можно установить имеющийся пробел. Следовательно, нельзя применять аналогию в тех случаях, когда с очевидностью можно установить норму, относящуюся к решаемому вопросу. Нельзя применять аналогию и тогда, когда в нормах содержатся выражения «и другие», «в аналогичных случаях» и т.д. Думается, что в подобных случаях имеет место точное применение норм такого рода и ни о каком распространении на аналогичные случаи не может быть речи.
Недопустимо применение по аналогии тех правовых норм, которые устанавливают исключения, изъятия из общего порядка правового регулирования, и тех, в которых имеется специальное указание о том, что они применяются лишь в случаях, указанных в законе. Например, согласно ч. 2 ст. 47 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Это означает запрещение законодателем применения этой нормы по аналогии.
Нет нужды в использовании аналогии и в тех случаях, когда в процессе решения вопроса может быть устранен пробел в праве. Например, отстранив своим указом от 2 апреля 1999 г. Генерального прокурора РФ от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ тем самым устранил пробел в законодательстве, касающийся порядка отстранения от должности Генерального прокурора в случае возбуждения в отношении него уголовного дела. Правда, Президент в этом случае не пошел по пути издания нормативного указа, устанавливающего порядок временного отстранения Генерального прокурора от должности, а издал индивидуальный акт. Однако этого было достаточно для того, чтобы исключить необходимость использования в данном случае аналогии закона.
Применение аналогии всегда связано с решением конкретного вопроса. Оно носит индивидуальный характер и не имеет обязательной силы для решения других идентичных вопросов. Конкретное решение, конечно, может служить примером для их решения, однако оно не может претендовать на официальную общеобязательность. Придание такой общеобязательности — дело конкретных нормотворческих органов.
«Таким образом, считает О. Е. Кутафин, применение аналогии — это не восполнение пробела права, поскольку восполнение пробела является прерогативой не органа, осуществляющего применение права, а законодателя. Конечно, применение аналогии определенным образом расширяет рамки действия законодательства. Но при этом оно опирается на действующее законодательство, не изменяя его содержания и объема»24.
Большинство ученых рассматривают аналогию как основной способ восполнения пробелов. В этом вопросе можно не согласиться с О. Е. Кутафиным, так как здесь он смешивает аналогию с другим способом восполнения пробелов – принятие нового закона.
Так же деятельность по восполнению пробелов осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации, что, разумеется, не входит в его компетенцию. Так, рассматривая дело о толковании ст. 136 Конституции РФ, он установил, что из предусмотренной Конституцией РФ процедуры принятия поправок к гл. 3—8 вытекает, что поправки в смысле ст. 136 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ.
В постановлении Конституционного Суда РФ указывается, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Федерации, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации закон о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию25.
Рассматривая дело о проверке конституционности Указов Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации», от 30 ноября 1994 г. «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и от 9 декабря 1994 г. «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 31 июля 1995 г. признал наличие скрытых полномочий Президента РФ исходя из толкования смысла ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, гласящей, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина26.
Суть этих полномочий Президента заключается в том, что он своим указом может восполнить пробел в регулировании отношений до принятия федерального закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены основные задачи, поставленные во введении:
- в правовой науке нет единого подхода к определению юридической коллизии, а понятие «пробел в праве» вообще является малоисследованным;
- анализируя точки зрения различных авторов на происхождение коллизий и пробелов в праве, можно выделить две глобальные причины их возникновения:
1. Объективные
– обусловлены тем, что
2. Субъективные
– обусловлены различными
- смысл разрешения коллизий в праве сводится к выбору одной из норм, положения которых противоречат друг другу. К способам устранения коллизий относят:
1. Отмена одной из конфликтующих норм;
2. Отмена всех коллизирующих предписаний и издание новой нормы права;
3. Упразднение всех норм, вступивших в конфликт, за исключением одной или нескольких согласованных;
4. Изменение одной или всех коллизионных норм с целью обеспечения их согласованных действий в регулировании однородных общественных отношений;
5. Придание международно-правовым договорам прямого действия на территории России.
Пробелы в конституционном праве восполняются с помощью:
1. Принятия нового закона;
2. Аналогию закона, аналогию права;
3. Толкование Конституционным судом РФ;
4. Принятия Указа Президента РФ.
Пробелы и коллизии в праве достаточно сходные явления, по мнению В.Б. Дресвянкина, они «являются видами нарушений структурного построения системы права»27. Разница между ними состоит в том, что системным признаком пробела является отсутствие нормы права (полностью или частично), а при коллизии законов нормы существуют, но они конкурируют между собой. В.А. Венгеров отмечает, что: «Причиной коллизий чаще всего являются: ошибки законодателя; несвоевременное обновление законодательства; наличие в системе законодательства актов, фактически утративших силу; сохранение (не отмена) «старых» актов при принятии новых; конфликты норм международного и национального права и т.д.»28.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативно-правовые акты.
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации // Рос. газ. – 1993. – № 237.
2. О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР: Закон РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 " // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1990. – № 21. – Ст. 237.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Рос. газ. – 2002. – №202.
4. О государственной
регистрации уставов
5. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ // Рос. газ. – 1994. – № 111.
6. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10. 01. 2000. № 24 // СЗ РФ. – 2000. – №2.