Проблемы формирования мирового правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности и проблемы формирования мирового правопорядка.
Целью данной работы является исследование проблем формирования современного мирового правопорядка.
В соответствии с целью в работе поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать понятие и структуры правопорядка;
2. Исследовать особенности, сущность и современное состояние мирового правопорядка;
3. Сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие и структура правопорядка в теории
государства и права 5
1.1. Понятие правопорядка 5
1.2. Структура правопорядка 6

ГЛАВА 2. Особенности, сущность и современное
состояние мирового правопорядка 11
2.1. Особенности и сущность международного правопорядка 11
2.2. Характеристика современного мирового правопорядка 19

Заключение 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП мировой правопорядок.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

Принципы правопорядка подразделяются на следующие аспекты:

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры[10, с. 148].

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами[10, с. 149].

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Особенности, сущность и современное состояние мирового правопорядка

 

2.1. Особенности  и сущность международного правопорядка

 

Являясь сложным социально-политическим и правовым явлением, международный правопорядок характеризует состояние международных отношений. Соблюдение международно-правовых норм открывает дорогу политическим договоренностям, способствует установлению доверия и дружелюбия между государствами, иначе говоря, означает нормальные отношения. По определению И. И. Лукашука, международный правопорядок выступает как результат упорядочения системы международных отношений при помощи международного права, или как система правоотношений, созданная в процессе международно-правового регулирования. Со своей стороны устройство всей системы международно-правового регулирования обеспечивает стабильность международного правопорядка[9, с. 31].

Необходимо заметить, что поддержание на определенном уровне международного правопорядка не означает какого-либо фиксированного состояния в силу непрерывности процесса осуществления международных отношений, и соответственно, международно-правового регулирования. При этом правовые отношения опосредуют как экономические, так и политические отношения между государствами (их самостоятельными и равными субъектами). Порядок отношений между суверенными национальными государствами А. В. Василенко называет ядром современного международного правопорядка. Кроме межгосударственных отношений он рассматривает отношения международных межправительственных организаций и отмечает, что, несмотря на сложность и многообразие элементов международный правопорядок представляет единую систему. В нее входят не только международные отношения, но и международно-правовые нормы, поскольку последние составляют основу международного правопорядка. При этом огромное значение придается их реализации. По мнению Ю. А. Решетова, международный правопорядок — это международное право в действии, эффективное осуществление его принципов и норм. С этим нельзя не согласиться, однако данная характеристика еще не дает исчерпывающего представления о данном понятии и явлении[9, с. 32].

Более развернутое определение международного правопорядка дают Н. А. Ушаков и М. Л. Энтин. Они пишут, что это «совокупность правоотношений, которые складываются в соответствии с предписаниями основных общепризнанных его принципов — норм, имеющих императивный характер общеобязательного права (juscogens). Международный правопорядок устанавливается по взаимному соглашению членов международного сообщества государств, выражающему их согласованную государственную волю и взаимный интерес, и поддерживается индивидуальными и коллективными мерами государств и государственными конституционными механизмами — международными организациями и органами»[9, с. 33].

При всех достоинствах данного определения, связанных с отражением специфики международного правопорядка, в нем, к сожалению, не нашли отражения два важных критерия — цель и средство, которые имеют большое значение для концепции международного правопорядка в целом и для ее практического воплощения.

Рассмотрим, что является целью международного правопорядка и в чем выражается такое его качество, как средство достижения социальной цели.

Представляя собой совокупность отношений, осуществляемых в соответствии с нормами международного права, международный правопорядок служит достижению целей, заключенных в этих нормах. Среди них первостепенное значение имеют те, которые закреплены в «общепризнанных принципах международного права. Средством их достижения является реализация целей иных, неимперативных — договорных и обычных норм. Следовательно, международный правопорядок — это одновременно цель, стоящая перед международным сообществом государств, и средство ее достижения. Эти характеристики учтены в определении, которое предлагает А. П. Мовчан: «Современный международный правопорядок — это воплощающий интересы международного сообщества государств в целом порядок отношений, который установлен на основе принципов и норм действующего международного права и направлен на обеспечение нормальных миролюбивых и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами, независимо от политических, экономических, социальных систем и уровня их развития» [9, с. 34].

Здесь наиболее отчетливо, по сравнению с предыдущими определениями, выступает сущность международного правопорядка. Чтобы показать его динамику и основной критерий эффективности, представляется необходимым внести следующее дополнение: после слов «установлен на основе принципов и норм действующего международного права» добавить «поддерживается путем их реализации» [9, с. 35].

Как было отмечено при рассмотрении понятия правопорядка в общей теории права, реализация юридических норм происходит благодаря режиму законности, который характерен и для осуществления международного права. В современной международно-правовой литературе международная законность рассматривается как особое общественное явление, выражающееся в соответствии поведения подавляющего числа субъектов международного права предписаниям, дозволениям и запретам, установленным международно-правовыми нормами, характеризующееся тем, что для их полной и беспрепятственной реализации несводимы определенные социально-политические условия, соответствующий уровень демократической организации международных отношений. При наличии указанных предпосылок международная законность означает такое состояние межгосударственных отношений, при котором господствующим политико-правовым принципом является обращенное ко всем государствам (и ими же согласованное и принятое) требование неуклонного соблюдения международно-правовых обязательств. Международная законность находит свое конкретное воплощение в договорных и обычных нормах, являющихся юридически обязательными для участников международных отношений, ими регулируемых. В «Меморандуме о развитии международного права» подчеркивается: «Неукоснительное уважение международной законности — сегодня это единственно возможный образ действий для каждого государства». Столь огромное значение правопорядку и законности придается в связи с тем, что они выступают основными условиями безопасного мира, условиями приоритетной цели всех государств и народов[14, с. 69].

Критерием международной законности на современном этапе называют основы международного права. Создание режима законности, как отмечает К. К. Сандровский, заключается в том, чтобы добиться понимания необходимости соблюдения уже выработанных международно-правовых норм и на этой основе — формирования (в качестве непреложного принципа) четкого требования их выполнения. И, наконец, реальное выполнение всех требований международной законности свидетельствует о наличии международного правопорядка. Существует также мнение, что международная законность и международный правопорядок являются конечными результатами международно-правового регулирования[14, с. 39]. Представляется, что в некоторой степени это положение может быть применимо к международному порядку при рассмотрении его на ограниченном отрезке времени. В целом же поддержание международного правопорядка отражает динамику международных отношений. Можно также говорить о результате установления международного правопорядка как модели, воплощенной в международном праве и законности. Что же касается международной законности как результата, то выступая в качестве требования к реализации международно-правовых норм, она представляется скорее предпосылкой, нежели результатом международно-правового регулирования, и необходимым условием обеспечения международного правопорядка. В свою очередь международный правопорядок как состояние мира, дружественных отношений и сотрудничества является основой международной законности, и, таким образом, ни одна из этих двух категорий не может фактически выступать первичной по отношению к другой[14, с. 70].

С учетом взаимосвязи международного правопорядка и международной законности несколько трансформированное определение А. П. Мовчана будет выглядеть следующим образом. Современный международный правопорядок — это воплощающий интересы международного сообщества государств в целом порядок отношений, который установлен на основе принципов и норм действующего международного права, поддерживается путем их реализации в условиях международной законности в целях обеспечения миролюбивых и дружественных отношений и сотрудничества, независимо от экономических, социальных, политических систем и уровня развития государств[9, с. 40].

При выдвижении в качестве основного условия поддержания международного правопорядка реализацию международно-правовых норм необходимо уточнить смысл этого явления. Существует точка зрения, что оно сводится к правомерному поведению субъектов международного права55. Однако нормы права содержат не только модель должного поведения, но и санкцию за нарушение этих норм, выраженную в той или иной форме. Осуществление санкции также означает реализацию юридической нормы. Следовательно, реализация международно-правовых норм, так же, как и внутригосударственных, предусматривает не только правомерную деятельность субъектов, но и восстановление нарушенного права. Кроме того, она имеет место и вне правоотношений, поэтому воздержание от неправомерной деятельности и осуществление правоспособности, предусмотренное международным правом, следует также относить к его реализации. Таким образом, воздержание от неправомерной деятельности и восстановление нарушенного права наряду с правомерной деятельностью являются важными условиями соблюдения международного правопорядка. Не следует переоценивать значение восстановления нарушенного права. Как отмечает С. В. Черниченко, если даже все нарушения правовых запретов будут влечь за собой в рамках данной правовой системы установленные меры ответственности, но число нарушений все же превысит известный предел, то всю правовую систему придется признать неэффективной[9, с. 40]. Поэтому решающую роль в обеспечении международного правопорядка играет правомерная деятельность, соответствующая общепризнанным принципам международного права, его договорным и обычным нормам.

Что касается имеющих место нарушений международного права, то они отнюдь не означают отсутствия правового порядка. Как отмечает Э. А. Поздняков, «система функционирует нормально, то есть находится в состоянии относительной устойчивости, когда действия одних государств, направленные на нарушения равновесия, «гасятся» или компенсируются противоположно направленными действиями других государств» [9, с. 41]. Разумеется, это справедливо, когда нарушения носят либо локальный характер, либо, затрагивая интересы многих субъектов, не являются разрушительными для всей правовой системы. В противном случае принцип компенсации теряет всякий смысл. Таким образом, можно - сказать, что международный правопорядок обеспечивается качественным и количественным преобладанием правомерной деятельности субъектов международного сообщества. При этом необходимо отметить, что содержание правомерной деятельности субъектов на разных этапах развития международного права неодинаково, соответственно и правопорядок каждого этапа имеет свою специфику. Несмотря на то, что международное право является основой правопорядка, для последнего можно выделить такие стадии: международный правопорядок дооктябрьской эпохи, международный правопорядок от Декрета о мире до создания ООН, международный правопорядок эпохи ООН. Основой данной периодизации является следующее[9, с. 43].

Несмотря на различия в международном правопорядке рабовладельческого, феодального, буржуазного периодов, это был порядок, отвечающий интересам эксплуататорских классов.При всех прогрессивных изменениях в ходе развития международного права, особенно связанных с буржуазными революциями (нидерландской XVI в., английской XVII в. и Великой французской революцией XVIII в.), по ряду важнейших вопросов — мира, национального развития, сотрудничества,— эта было право наиболее сильных в экономическом и военном отношении государств. Ведение агрессивных войн - колониальное господство, неравноправные договоры наряду с такими принципами и институтами буржуазного права, как народный суверенитет, невмешательство вовнутренние дела, комбатанты, дипломатические привилегии и иммунитеты, постоянный нейтралитет и др., составляли часть правомерной деятельности[14, с. 72].

Выдвинутые Октябрьской социалистической революцией политические, моральные, правовые основы нового миропорядка опираются на многовековой опыт международной жизни и воплощают лучшее из достигнутого человеческим разумом. Послеоктябрьская эпоха развития международного правопорядка характеризуется существенными изменениями в содержании правомерной деятельности. Декларированные Декретом о мире идеи справедливого демократического мира, отказа от агрессивных войн, национального самоопределения были оформлены в нормативном порядке договорами Советского государства, получили одобрение на международных конференциях. Парижский пакт 1928 г. провозгласил отказ от войны в качестве орудия национальной политики. Правомерная деятельность получает мирную направленность на справедливых, равноправных, взаимовыгодных началах[14, с. 73].

Наконец, на третьем этапе ряд положений общедемократического характера закрепляется в Уставе ООН в качестве общепризнанных принципов международного права. Отказ от агрессии и мирное урегулирование международных проблем, а также предписания, касающиеся равноправия и независимости государств, защиты национальных интересов на справедливой основе, становятся императивами правомерной деятельности.

Следующий период развития международного правопорядка должен стать этапом прочных гарантий правомерной деятельности в жизненно важных сферах международного общения. Их необходимость объективирована существованием равной для всех государств ядерной опасности, а взаимозависимость всех членов международного сообщества и отсутствие шансов на приоритет в ядерном конфликте делают гарантии реальными. На этом этапе, как отмечается в советской международно-правовой литературе, «новое будет заключаться не в- преобразовании основного содержания международного права, а прежде всего в обеспечении его проведения в жизнь, в качественном совершенствовании механизма международно-правового регулирования» [9, с. 45].

Информация о работе Проблемы формирования мирового правопорядка