Проблемы формирования мирового правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности и проблемы формирования мирового правопорядка.
Целью данной работы является исследование проблем формирования современного мирового правопорядка.
В соответствии с целью в работе поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать понятие и структуры правопорядка;
2. Исследовать особенности, сущность и современное состояние мирового правопорядка;
3. Сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие и структура правопорядка в теории
государства и права 5
1.1. Понятие правопорядка 5
1.2. Структура правопорядка 6

ГЛАВА 2. Особенности, сущность и современное
состояние мирового правопорядка 11
2.1. Особенности и сущность международного правопорядка 11
2.2. Характеристика современного мирового правопорядка 19

Заключение 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП мировой правопорядок.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

Как видно, модель правомерной деятельности заложена в международном праве. Но она не ограничивается рамками нормативной системы. К правомерной деятельности можно отнести все, что не противоречит императивным нормам, хотя и не получило непосредствен-ло юридически обязательного закрепления. Универсальный характер общепризнанных принципов международного права обеспечивает широкую основу правомерной деятельности.

Таким образом, специфика международного правопорядка связана с целым рядом факторов. Это, во-первых, особая природа его основы — международного права, его историческое развитие; специфическая сущность международного права и соответствующее ей содержание правомерной деятельности; во-вторых, особенности реализации международно-правовых норм, восстановление нарушенного порядка и предупреждение нарушений; и, наконец, сфера установления и действия международного правопорядка, соотношение с международным и мировым порядком. Последнее имеет особое значение, поскольку ряд вопросов, связанных с укреплением и совершенствованием международного правопорядка, имеет выход на мировой порядок, о чем речь будет идти ниже.

 

2.2. Характеристика современного  мирового правопорядка

 

Мировой правопорядок – реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего, это Организация Объединенных Наций (ООН) – универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН, объединяющая по данным на 1 октября 1995 г. 185 государств. Ее уставные цели[6, с. 104]:

1) поддерживать международный мир  и безопасность и с этой  целью принимать эффективные  коллективные меры для предотвращения  и устранения угрозы миру, а  также подавления актов агрессии  или других нарушений мира  и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости  и международного права улаживание  или разрешение международных  споров или ситуаций, которые  могут привести к нарушению  мира;

2) развивать дружественные отношения  между нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принимать другие  соответствующие меры для укрепления  всеобщего мира;

3) осуществлять международное сотрудничество  в разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера и  в поощрении и развитии уважения  к правам человека и основным  свободам для всех, без различия  расы, пола, языка и религии;

4) быть центром для согласования  действий наций в достижении  этих общих целей.

Важное значение для установления мирового правопорядка имеют примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация гражданской авиации и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международно-правовых процедур. К рассмотрению Международным судом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спорящими сторонами (государствами), и дела, которые возникают по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека, Экономический суд СНГ [6, с. 105].

Мировой правопорядок – это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, международных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, возникает необходимость в совершенствовании международного и национального законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с организованной преступностью и СПИДом и др.) [4, с. 66].

Мировой правопорядок – это результат согласования интересов государств и народов. Каждое государство – член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс интересов различных государств, происходит взаимосогласование интересов, зафиксированных в международно-правовых и внутригосударственных нормативных актах [7, с. 84].

Мировой правопорядок – это условие и гарантия успешного международного сотрудничества в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколений имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 г., другие договоры и конвенции подчеркивают необходимость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств [6, с. 105].

Организацией международного экономического сотрудничества и содействием ему занимаются: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами.

Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и организациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г. и т.д [6, с. 106].

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Попытки координации действий государств по борьбе с отдельными видами преступлений известны с давних времен. Так, на Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт по борьбе с работорговлей, в 1910 г. – по борьбе с распространением порнографических изданий, в 1936 г. – по борьбе с распространением наркотических средств. Социальные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции – с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений международного характера: угон самолетов, международный терроризм, убийство дипломатических сотрудников, распространение наркотических и психотропных веществ и др. Многие «традиционные» международные преступления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернационализация организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового правопорядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе с ней.

Сотрудничество в области борьбы с преступностью ведется по нескольким направлениям [11, с. 88].

1. Признание опасности для мирового  сообщества определенных уголовных  деяний и необходимости применения  совместных мер их пресечения. Таковыми были признаны пиратство, рабство и работорговля, торговля  женщинами и детьми, подделка  денежных знаков и ценных бумаг, незаконная торговля наркотиками, распространение порнографических  изданий, пиратское радиовещание, разрыв  или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море  при столкновении морских судов, незаконный захват воздушных  судов.

Опасность именно этих деяний и необходимость борьбы с ними были зафиксированы в многосторонних межгосударственных соглашениях: в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

2. Оказание помощи в деле розыска  скрывающихся на чужой территории  правонарушителей и передачаих  заинтересованному государству. Здесь  возможны два пути: через дипломатические  каналы и путем непосредственных  связей между органами, ведущими  в своей стране розыск и  дознание (полиция, милиция). Так, в настоящее  время розыск ведется через  Международную организацию уголовной  полиции – Интерпол, которая имеет  контакты с национальными полицейскими  органами.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления, и лиц, осужденных за преступления, предусматриваются в многосторонних и двусторонних соглашениях. Так, в 1983 г. Советом Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, в 1993 г. между Российской Федерацией и Латвийской Республикой был подписан Договор о передаче осужденных для отбывания наказания.

3. Оказание помощи при получении  необходимых материалов по уголовному  делу. В случае совершения преступления  за границей, совершения его в  нескольких государствах свидетели  и вещественные доказательства  могут оказаться в другом государстве. Для получения материалов по  делу в отдельных случаях требуется  провести необходимые следственные  действия за границей, что осуществляется  путем направления соответствующего  поручения. Это может быть поручение  допросить свидетеля, произвести  осмотр места происшествия и  пр.

Поручения могут передаваться различными путями. Так, Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г. предусмотрела эту передачу как дипломатическим путем, так и непосредственно между судебными властями; Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. говорит о прямой связи между соответствующими юридическими органами; Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. устанавливает возможность связи между министрами юстиции, а в случае большой срочности судебные поручения могут направляться соответствующим органам непосредственно [9, с. 45].

4. Изучение проблем преступности  и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной  системы. С этой целью созываются  международные конгрессы, создаются  международные организации, научно-исследовательские  институты.

5. Оказание практической помощи  отдельным государствам в разрешении  проблем преступности, изучении  этих проблем. Такая помощь выражается  в направлении в отдельные  страны экспертов, призванных оказать  конкретную помощь (определить основные  направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации  пенитенциарной системы, методам  работы с молодежью и т.д.).

6. Обмен информацией по самым  различным вопросам борьбы с  преступностью.

Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка чрезвычайно важно наличие хорошо отлаженного процессуального (процедурного) механизма его действия. Международные организации и государства могут успешно взаимодействовать только в рамках четко обозначенной и взаимосогласованной процедуры.

Процессуальный механизм включает в себя [16, с. 147]:

1) международно-правовые процессуальные  нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие  вопросы деятельности международных  организаций, порядок рассмотрения  межгосударственных споров, обращений  по поводу нарушений прав человека  и т.п.;

2) международные организаций и  органы планетарного, регионального  и билатерального характера (международные  суды, трибуналы, арбитражные, экономические  суды и согласительные комиссии);

3) юридические конструкции, обеспечивающие  стабильность, последовательность, универсальность  процедур и процессуальных гарантий  функционирования мирового правопорядка.

Процессуальный механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства и мирового правопорядка. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Можно обозначить несколько направлений воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Это представляется возможным в тех случаях, когда [6, с. 107]:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права конституция (основной закон) признает частью правовой системы данного государства;

Информация о работе Проблемы формирования мирового правопорядка