СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Правовое
государство: понятие, сущность, признаки
1.1 Становление и развитие
идеи правового государства…………………………………………………………………………………...
5
1.2 Понятие правового государства
и его признаки……………………………......................................................................................
8
Глава 2. Сущность
верховенства закона в правовом государстве………...13
Глава 3.Верховенство
закона в Российской Федерации……………………..18
Глава 4. Проблемы
и перспективы развития правового государства
в России…………………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
B последнее время особое
внимание привлечено к проблемам
правового государства и о воздействии
на его функционирование правового закона.
Hа протяжении всей истории
эта проблема подвергалась детальной
разработке. Но следует отметить, что по
этой проблеме имеются некоторые спорные
вопросы, которые требуют не только дополнительного
исследования, но и детальной разработки
в сфере устройства государства и его
правовых систем. Именно поэтому эта тема
многие века привлекает к себе особое
внимание не только историков, но и философов,
политиков, мыслителей. Так как наше государство
никогда не было совершенным, историки,
философы, мыслители не зависимо от их
мыслей и взглядов формировали свое представление
каким должно быть правовое государствo
и в связи с этим делали соответствующие
прогноза на будущее. Такое повышенное
внимание к проблеме правового государства
объясняется тем, что общество нуждается
в постоянном усовершенствовании государственной
системы.
Тема « верховенства закона
в правовом государстве» еще интересна
тем, что теория правового государства
волнует человечество, на протяжении
нескольких веков. Эта идея является основной
в области теории государства и права.
Равным образом данная проблема особенно
актуальна сейчас, когда практически все
государства пытаются стать правовыми.
Так в статье первой Конституции Российской
Федерации указано, что наше государство
является правовым. Формально мы живем
в правовом государстве, хотя это явно
не соответствует действительности, ведь
Россия только на пути строительства такого,
где ключевое место принадлежит закону.
Таким образом, изучение внутреннего
механизма правового государства, созданного
на верховенстве закона, и объясняет актуальность
темы моей работы.
Целью данной работы является
желание выявить, действительно ли
Российская Федерация является правовым
государством, так как это указано в основном
законе, или нет. Для этого я проанализирую
следующие аспекты:
- генезис правового государства
- признаки, принадлежащие
правовому государству
- роль действия закона в правовом
государстве
- правовую систему законности
в Российской Федерации
- перспективы развития правового
государства, пути его развития и проблемы
в современной России
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО:
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
1.1 Становление
и развитие идеи правового
государства
На
рубеже 18-19 веков возникло понятие правового
государства. Институт правового государства
в это время начинал только развиваться
и нес в себе идею достижения мирного
порядка, осуществляющегося путем соблюдения
закона. Но здесь хотелось бы обратить
ваше внимание на то, что закон – это своего
рода право, то есть он характеризует поведение
людей в соответствии с принятыми нормативно
- правовыми актами.
Хотя идея становления права
(или закона) в человеческой жизни уходит
корнями к глубокой древности – к тому
времени, когда в истории человечества
образовались первые государства. Ведь
посудите для того чтобы обеспечить социальную
защиту и упорядочить отношение в обществе
с помощью закона, государство должно
было утвердить себя при помощи законодательства.
То есть государству необходимо было определить
правовые основы государственной власти.
Мысль о том, что государственность
может возникнуть лишь там, где господствует
справедливые законы, отстаивали Платон
и Аристотель. Платон в одной из своих
работ писaл «Я вижу близкую гибель того
государства, где закон не имеет силы и
находится под чьей–либо властью. Там
же, где закон — владыка над правителями,
а они — его рабы, я усматриваю спасение
государства и все блага, какие только
могут даровать государству боги»[1]. Похожую идею выдвигал и Аристотель:
«Там, где отсутствует власть закона, нет
места (какой–либо) форме государственного
строя. Закон должен властвовать над всеми…»[2].
Определение «правовое
государство» ввел научный оборот
немецкий юрист Роберт фон Моль, после
чего термин прочно утвердился в немецкой
научной и профессиональной литературе
в первой трети девятнадцатого века. Также
к его взглядам принято относить
сравнение правового государства и полиции,
Роберт фон Моль считает, что такого рода
государства пресекает права человека.
Следует отметить, что особое
внимание к системе правового государства
было направлено в период ране - буржуазных
революций. В основе этого периода лежат
учения Канта, Дж. Локка и других ученых,
просветителей XVIII - ХIХ веков (Спиноза,
Руссо, ). Именнo эти люди создали известную
классическую школу естественного права,
согласно которой естественное право
– это требование человеческого разума
(право разума), кoренящееся в природе человека,
и законы государства должны отражать
эти разумные требования[3].
Рассмотрим теории построения
правового государства немецкого философа
Канта и французского писателя и известного
филосoфа Ж.Ж. Руссо. Именно эти теории
о правовом государстве дали толчок к
обоснованию личных прав человека
в отечественном государстве.
И. Кант обосновал идею свободы
личности, которой необходима защита от
вмешательства государства. Для этого
государству необходимо координировать
свои действия с правом и базироваться
на закон.
Значительный вклад в развитие
идеи правового государства внес известный
французский философ Ж. Ж. Руссо. Среди
огромного количества трудoв Руссо имеется
сoчинение «Об общественном договоре»,
в котором писатель выступает против неравенства
и не справедливости королевской власти.
По мнению Руссо, государство может существовать
только в результате договора свободных
людей. В его центре должен находиться
закон, регулирующий поведение людей и
устанавливающий не только права, но и
обязанности.
Но в более поздний период теория
правового государства ненадолго утратила
свое значение. Одной из причин, возможно,
было то, что яркие представители марксизма
сделали вывод о том, что в государстве
неизбежна диктатура пролетариата. Они
считали, что государственная власть необходима
пролетариату только на момент перехода
к безгосударственному строю. Чаще всего
в своих работах они употребляли этот
термин в кавычках, тем самым подчеркивали
негативное отношение к нему. В основе
диктатуры лежит межклассовая борьба,
при которой государство насилием пытается
подавить сопротивление между различными
классами общества. Но в условиях постоянной
борьбы между государством и обществом
невозможно говoрить о процессе социальных
преобразований. Тем не менее, уже к концу
XIX века популярность темы правового государства
снова возросла.
Таким образом, можно говорить
о том, что еще в ранние периоды мыслители
искали принципы взаимосвязи и взаимодействия
основ осуществления государственной
власти путем подчинения закону или соблюдения
права. И в зависимости от времени жизни,
разные мыслители пытались создать такую
форму государственного управления, при
которой бы соблюдалось равновесие между
государством и личностью общества. Именно
тогда появилась идея построения такой
политической, социальной конфигурации
общественной жизни, при которой в государстве
царит разумность и справедливость, при
котoрой господствует закон.
1.2 Понятие правового
государства и его признаки
В настоящее время в научной и юридической
литературе определение правового государства
неоднозначно, а даются различные характеристики
его сущности. Существуют различные подходы
к сущности такого государства.
Но в самом общем плане можно дать определение
государству - как государство, связанное
законом
Так, например, с точки зрения
приверженцев философии правовое государство
– это государство, не противоречащее
нравственным принципам и идеям права
и, которое не издает правовых законов.
Если рассматривать с точки
зрения политологии, то в большинстве
случаев указывается, что правовым может
нарекаться только такое государство,
в каковом закон выражает, защищает интересы
общества, а не господствующих слоев населения.
Профессор В.С Нерсесянц дает
определение правовому государству как
правовой форме организаций и деятельности
публично – политической власти и ее взаимоотношений
с индивидами как субъектами права, носителями
прав и свобод человека и гражданина[4].
А.Ф. Чердынцев кратко выражает суть
правового государства как «государство,
деятельность которого осуществляется
на основе и в рамках законов и, которое
признаёт и охраняет права и свободы граждан» [5].
По П.М. Рабиновичу, правовое государство
- это государство, в котором юридическими
средствами реально обеспечены максимальное
осуществление, охрана и защита основных
прав человека[6].
Современное правовое государство
- это демократическое государство, в котором
обеспечиваются права и свободы, участие
народа в осуществлении власти (непосредственно
или через представителей) [7].
Это подразумевает развитое
гражданское общество и высокую политическую,
социальную и правовую культуру. Смысл,
сущность предназначения правового государства
познается глубже через его принципы,
а не через определения его понятия, учитывая
то, что универсального понятия правового
государства не существует. В правовом
государстве имеется возможность отстаивать
свои убеждения в рамках закона - это выражается
в прямой деятельности политических партий,
общественных объединений, в свободе
прессы и политическом плюрaлизме и тому
подобное. Взгляды правового государства
– это основополагающие и ориентирующие
начала, исходящие из его природы.
Хотелось бы отметить, что
общего подхода к классификации принципов
правового государства на данный момент
времени так и не сложилось. Но учитывая,
что принцип правового государства является
многосторонней аксиомой, то принципами
можно считать:
1. ограничение государственной
власти правами и свободами
граждан
2. верховенство правового закона
во всех сферах общественной жизни
3. конституционно - правовую регламентацию
разделения властей
4. правовую форму взаимоотношений государства
и общества
5.верховенство закона в системе права
6. наличие конституции, как основного
закона
Так же я хотела остановить внимание
на дополнительных факторах, способствующих
не только становлению правового государства,
но и укреплению его правовых аспектов
в общественном сознании:
1.преодоление правового нигилизма
в сознании общества;
2.выработка высокой политической
грамотности в правовой сфере;
3.способность противостоять произволу
4.разграничени функций на партийные
и государственные;
5.установление парламентской системы
управления государством;
6.свержение старых и выработка
новых правовых традиций, переход
на новое политическое мышление.
Правовое государство в понимании
людей – это общечеловеческая
ценность, которую можно ставить наравне
с гуманизмом, правами человека, демократией.
Суть идеи такого государства заключается
в господстве права во всех сферах общественной
и государственной жизни, наличие независимой
власти. Теперь возникает вопрос, в чем
различие между правовым государством
и просто государством? Так вот государство
как таковое характеризуется его всемогуществом,
которое явно не связано с правом, незащищенностью
гражданина от произвола и от различного
насилия со стороны государственных органов
и должностных лиц, изолированием государства
от общества. В отличие такого рода государства
правовое государство связано правом,
действует строгих рамках, границах, исходит
от верховенства закона. Но все же правовое
государство и государство имеют и схожие
черты:
1. государственная власть как средство
осуществления политики, как внутренней,
так и внешней
2. Оно основано на соответствующем социально-экономической
основе общества
3. обладает механизмом осуществления
государственной власти
4. Обладает административно-территориальным
блоком
5. Существует за счет налогов
и других сборов
6. Обладает суверенитетом
Особенностью механизма правового государства
является его функционирование на основе
разделения властей. Структурные части
правового государства, которые наделены
властными полномочиями, своей деятельностью,
так или иначе, реализуют волю общества.
Всю свою работу структурные элементы
строго согласуют с существующим законодательством.
Конституция и нормативно – правовые
акты гарантируют защиту прав и свобод
граждан, за посягательство на них должностные
лица несут ответственность. Функции правового
государства осуществляются с помощью
его системы, являющейся способом ее существования.