Tогда грубым нарушением принципа
социальной справедливости граждан будет
установление ничем не оправданных привилегий
для отдельных граждан. В пример можно
привести введение номенклатурных должностей,
на которые не распространяются общие
правила приема на работу и увольнения.
Для подобного рода взаимоотношений
необходимы, прежде всего, знание и понимание
гражданами не только своих прав, но и
знать обязанности, умение правильно
применять эти права и обязанности не
только в своих, но и в общественных интересах.
Жизнь и работа в правовом государстве
невозможны без знания законов, которые
определяют гарантии прав и свобод граждан.
Таким образом, в Конституции
современной России поставлена задача
построения правового закона, где закреплены
все основополагающие принципы правовой
государственности. Вместе с тем, разумеется,
гражданам России и государству придется
решать многочисленные проблемы. И важнейшей
из них является формирование зрелого
гражданского общества.
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Становление правовой
государственности в странах запада заняло
около двухсот лет и можно с уверенностью
утверждать, что правовая государственность
– это политическая власть, присущая развитому
гражданскому обществу, демократизму,
постиндустриальной ступени мировой культуры
Первые идеи
правовой государственности России
относятся к концу XIX и началу
XX века, принципы конституционности
пыталось установить в стране
Временное правительство после
Февральской революции. Октябрьское
вооруженное восстание, приход к власти
большевиков – эти события отвергли всякое
подобие правовой государственности,
а идея верховенства закона была
обозначена как контрреволюционная. Начавшееся
в середине 80-х годов преобразование страны,
получившее название перестройки, вновь
возродило признание идеи правовой государственности.
Для формирования правового
государства в России предприняты значительные
шаги. Но, к сожалению, уверенно говорить
о том, что на данный момент наша страна
в совершенной форме является правовым
государством ещё нельзя. Для этого нужны
определённые преобразования. К тому
же имеется противоречивый вопрос, возможно
ли в идеале достигнуть этого. Однако стремиться
к этому нужно.
Главным условием и предпосылкой
правового государства является создание
единого и непротиворечивого законодательства,
которому будут, непрекословно подчинятся
все и государство и общество, что не в
полной мере характерно для России на
сегодняшний день.
Губернаторы и президенты, сознание
которых осталось советским, восприняли
ликвидацию партийно - административной
иерархии как полную свободу действий,
как вседозволенность. Отсюда - издание
нормативных актов без оглядки на федеральное
законодательство; создание препятствий
для перемещения товаров, услуг, капиталов;
бесконтрольность в трате бюджетных средств;
стремление управлять всем и вся (в том
числе и частным сектором), вмешиваясь,
не всегда бескорыстно, в деятельность
экономических объектов; откровенные
политические спекуляции[15]].
К самым опасным явлениям
относится открытое противостояние регионов
единому правовому пространству ( центру)
и их стремление к полному государственно-правовому
обособлению. Также проблемой является
законодательная практика субъектов Российской
Федерации по вопросам обеспечения безопасности
государства.
На сегодняшний день
данная проблема решается путем
создания (решение Президента РФ в мае
2000 года.) семи федеральных округов, управление
которыми будет осуществлять, назначаемым
Президентом РФ, уполномоченный представитель.
Таким образом, это поспособствует тому,
что произойдет укрепление вертикали
исполнительной власти и налаживанию
правовой дисциплины.
В целом Президент Российской
Федерации В.В. Путин отмечал, что 25% всех
законодательных актов субъектов Федерации
находилось в противоречии с Конституцией
России и федеральным законодательством [16].
Ведь для развития правового
государства в качестве одной из важнейших
задач следует рассматривать не только
совершенствование, но и развитие законодательства
Российской Федерации, формирование по
существу новой правовой системы. В настоящее
время принято довольно большое количество
законодательных актов, которые и служат
началом для дальнейшего развития демократического,
правового государства. К этим законодательным
актам относятся: Конституция Российской
Федерации, Закон о гражданстве, Закон
о собственности, Декларация о государственном
суверенитете и многие другие. Но самое
главное заключается в создании действенного
механизма, контролирующего нормальное
функционирование уже принятых законов.
Но для формирования правового
государства в РФ требуются преобразования
не только в законодательной сфере, но
и в экономической, политической, правовой
и идеологической сферах.
В экономической сфере, например,
предстоит формирование наиболее развитой
рыночной экономики. Здесь сделаны значительные
шаги - признано равенство различных
форм собственности, большая часть государственной
собственности приватизирована, сформировалась
система субъектов рыночной экономики.
Однако это не привело к значительному
экономическому росту.
К основным причинам неустойчивости
нашего экономического развития относятся
все те же проблемы: медленно меняются
базовые принципы экономики. Это главным
образом обусловлено чрезмерным вмешательством
государства в те сферы, где его действие
не уместно, но там где вмешательство государства
действительно необходимо этого не происходит.
Сегодня участие государства излишни
в таких сферах: в собственности, предпринимательстве,
отчасти в потреблении. Государство остается
пассивным в создании единого экономического
пространства страны, обязательном исполнении
законов, защите прав собственности[17].
Также экономическими проблемами
РФ является сырьевая направленность
экономики, неграмотная налоговая политика,
высокий уровень криминальности и неорганизованность
деятельности чиновников, что обуславливает
доходную часть бюджета и низкую конкурентоспособность
на мировом рынке, и что возможно преобразовать
только на федеральном уровне
В политической сфере необходимо
дальнейшее развитие демократических,
федеративных начал, местного самоуправления,
создание определенного взаимодействия
всех трех ветвей власти, формирование
подлинного политического плюрализма,
повышение уровня участия народа в политических
процессах и тому подобное.
В идеологической сфере непременным
условием для правового государства являются
повышение уровня политической и правовой
культуры, и полное искоренение правового
нигилизма. Именно уничтожение в общественном
сознании идеи правового нигилизма, будет
одним из главных факторов на пути к построению
« идеального» правового государства.
Таким образом, несмотря на
то, что в Конституции Российской Федерации
объявлено о том, что наша страна является
правовым государством, в реальности согласиться
с этим очень сложно. Однако стоит отметить,
что предположительно эффективные и целесообразные
действия предпринимаются, но становление
такого рода государства происходит довольно
медленно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы
подвести итог проделанной работы. Итак,
в данной курсовой работе мы рассмотрели
историю становления правового государство
и одновременно развитием в нем закона.
Также доказали что государство не может развиваться
не учитывая интересы своего общества.
Если рассматривать
становление государственности, то
она сложилась еще в ранние века.
Многие учёные и мыслители на протяжении
нескольких сотен лет вырабатывали определённые
концепции, связанные с идеей правового
государства. К числу таких ученых, мыслителей,
философов, относились: Аристотель, Платон,
Баден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие.
В своих работах, научных трудах они говорили
о неком государстве, где закон стоит во
главе. Но так как понятия правового государства
еще не существовало – это были лишь
теории. Официальную свою историю правовое
государство начинает с работ немецких
учёных начала XIX века, где впервые и встречается.
А уже в 1832 году. Роберт фон Моль делает
первый юридический анализ данного термина
и вводит его в научный оборот.
Проанализировав весь использованный
материал можно говорить о том, что для
действия закона необходимо наличие правового
государства. А правовое государство -
это, государство, обеспечивающее режим
господства закона и создающее надежные
гарантии от административного вмешательства
в процессы жизнедеятельности общества,
защищающие интересы производителей и
потребителей определенных благ в
рамках общедоступной надлежащей правовой
процедуры разрешения споров. По всей
сути правовое государство - это система
юридических гарантий, которые обеспечивают
неприкосновенность и плюрализм собственности.
История становления идей правового
государства и закона очень важны в современном
мире, они помогают сделать прогноз о их
развитии в настоящем, на ранних этапах
зарождения установить проблемы, препятствующие
непрекословному исполнению законов в
государстве будь то должностные лица
или граждане.
Правовая картина мира на данный
момент времени складывается из множества
существующих и функционирующих национальных
правовых систем. Все они в той или иной
мере связаны между собой, кроме того взаимозависят
друг от друга, хотя и в разной степени,
но оказывают влияние друг на друга.
Если говорить о нашем государстве,
то в РФ сейчас происходят сложные, многоступенчатые
процессы в преобразовании, развитии государства
и права, которые будут учитывать все требования
современного гражданского общества.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 года;
2. Федеральный закон «Об органах федеральной
службы безопасности Российской Федерации»
от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 10.01.2003);
3. Баранов П.П., Соколов А.Н. «Теория
государства и права: Учебное
пособие», Ростов-на-Дону: РЮИ МВД
России, 2007.- с.241;
4. Баглай М. В. «Конституционное право
Российской Федерации. Учебник для юридических
вузов и факультетов». - 6-е изд., изм. и доп.,
Москва: Норма, 2007. — 784 с.;
6. Венгеров А.Б. «Теория государства
и права: Учебник для юридических
вузов»- 3-е изд., Москва: Юриспруденция,
2000. –с. 528;
5. Дмитриев М.Э. «Обзор и перспективы
реформ в РФ», Леонтьевские чтения,
выпуск 3 – 2005.;
7. Козлихин И.Ю. «Идея правового государства.
История и современность», Санкт-Петербург:
Издательство С.-Петербургского университета,
1993.- с. 152;
8. «Конституция, закон, подзаконный акт.»Под
редакцией Ю.А. Тихомирова, Москва: Юридическая
литература, 1994.- с.54.;
9. Нерсесянц В.С. «История
идей правовой государственности», Москва:
НОРМА - ИНФРА-М, 1993 г., с.5;
10. Нерсесянц В.С. «Правовое
государство, личность, законность», Москва:
Рос. правовая академия Минюста РФ, 1997.-
с.234;
11. «Общая
теория права. Учебник для юридических
вузов», под общ. ред. А.С. Пиголкина -
второе издание, исправленное и дополненное.
- Москва: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. - с.34;
12. Соколов
А.Н. «Правовое государство: от идеи
до её материализации», Калининград:
ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.- с343,344,360;
13. Спиридонов
Л.И. «Теория государства и права:
учебник», Москва: Проспектъ-Н ООО, 1995.-
с.298;
14. «Теория
государства и права. Курс лекций»/
Под ред. М.Н.Марченко, Москва: Зерцало,
1996.- 640 с.;
15. «Теория права и государства.
Под ред. проф Г.Н. Манова. Учебник для
вузов», Москва: Бек, 1995- с. 32;
16. Тихомиров Ю.А. «Публичное право:
учебник», Москва: БЕК, 1995. с.231;
17. Четверин В. А. «Демократическое правовое
государство: введение в Теорию». - Москва:
Институт государства и права РАН, 1993.
- с.142;
18. Эбзеев Б.С. «Конституция. Правовое
государство. Конституционный суд», Москва:
Закон и право, ЮНИТИ, 1997.- с.349.
19. Нерсесянц В.С «Общая теория
правовой государственности» М., 1999 с.
308
[1] Нерсесянц В.С. «История идей правовой государственности»,
Москва: НОРМА - ИНФРА-М, 1993 г., 108 с.5
[2] Нерсесянц В.С. «История идей правовой государственности»,
Москва: НОРМА - ИНФРА-М, 1993 г., 108 с.5
[3] Нерсесянц В.С. «Правовое
государство, личность, законность», Москва:
Рос. правовая академия Минюста РФ, 1997.
С.234.;
[4]
Нерсесянц В.С « Общая теория права и государства»
М., 1999. С.308
[5] «Общая теория права. Учебник для юридических
вузов», под общей редакцией А.С. Пиголкина - второе издание, исправленное
и дополненное. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана,
1996.- с.34;.
[6]
Баранов П.П., Соколов А.Н. «Теория государства
и права: Учебное пособие», Ростов-на-Дону:
РЮИ МВД России, 2007.- с.242;
[7] Спиридонов Л.И. «Теория государства
и права: учебник», Москва: Проспектъ -
Н ООО, 1995.- с.89
[8] Конституция Франции
[9] Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 года
[10] «Теория права и государства. Под ред.
проф Г.Н. Манова. Учебник для вузов», Москва:
Бек, 1995- с.32
[11] «Конституция, закон, подзаконный акт.»
Под редакцией Ю.А. Тихомирова, Москва:
Юридическая литература, 1994.-с. 54.;
[12] Эбзеев Б.С. «Конституция. Правовое государство.
Конституционный суд», Москва: Закон и
право, ЮНИТИ, 1997.- 349 с.
[13] Тихомиров Ю.А. «Публичное право: учебник»,
Москва: БЕК, 1995. С.231.;
[14]
Конституция РФ от 12 декабря 1993
[15] Соколов А.Н. «Правовое государство:
от идеи до её материализации», Калининград:
ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.- с.343.;
[16] Соколов А.Н. «Правовое государство: от
идеи до её материализации», Калининград:
ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.- с. 344.;
[17] Соколов А.Н. «Правовое государство: от
идеи до её материализации», Калининград:
ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.- с. 360.;