Получается что, механизм (система)
правового государства огражден от
бюрократизма и административно-командных
методов управления. Демократичный характер
определен, прежде всего, ответственностью
перед обществом. Правовое государство
есть совокупное выражение гражданского
общества. Именно наличие гражданского
общества помогает в определении механизма
государственного управления. Поэтому,
его этапы развития, в общем, совпадают
с этапами развития общества. Как известно,
государство обладает самостоятельностью
по отношению к обществу, поэтому этапам
развития правового государства присущи
определенные особенности, отражающие
его политический характер. К первому
развитие гражданского общества принято
относить становление рыночной экономики,
предпринимательства, гласности, свободы
средств массовой информации, социальной
защищенности граждан. Ко второму этапу
относится провозглашение действие различных
форм предпринимательства, обеспечение
социальной защищенности граждан, наличие
свободы слова и печати.
Таким образом, после того как
мы рассмотрели все основополагающие
принципы суждения правового государства,
можно сформулировать понятие правового
государства, итак, правовое государство
– это государство гражданского общества,
основанного на принципе разделения властей,
в котором верховенствует правовой закон
и которое признает высшей ценностью права
и свободы человека и гражданина.
Отсутствие единого подхода
к определению понятия и признаков правового
государства свидетельствует о том, что
непринужденный прогресс человеческой
жизни вносит, и будет еще вносить новые
структурные элементы не только в теорию,
но и в практику создания правового
государства. Теперь необходимо непосредственно
перейти к рассмотрению осуществления
государственной власти в правовом государстве,
а именно о роли верховенства закон.
Глава 2.СУЩНОСТЬ ВЕРХОВЕНСТВА
ЗАКОНА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Одним из основополагающих
признаков правового государства является
верховенство закона.
Верховенство закона обозначает,
прежде всего, верховенство права. Оно
выражается в том, что главные, коренные
человеческие отношения осуществляются
посредством законами. Тем самым обеспечиваются
реальность и незыблемость прав и свобод
граждан, юридическая защищенность. Подчинившись
правовым законам, государство становится
одним из субъектов права, при этом он
становится равноправным по отношению
к другим субъектами. Без формального
равенства государства и личности не может
существовать правовое государство, а,
следовательно, и право. Господство права
и верховенство правового закона предполагают
соответствующую организацию системы
государственной власти.
Верховенство закона в первую
очередь связано с рассмотрением его содержательной
стороны. То есть все что закрепляется
в законе, а закон в свою очередь может
быть справедливыми и несправедливыми.
Вся суть вопроса заключается в том, чтобы
закон соответствовал своей правовой
природе, то есть соответствовал идее
справедливости и ценил общечеловеческие
ценности. Как известно в правовом государстве
закон должен выражать волю большинства
людей, для этой цели есть механизм
– это наиболее глубокое отражение общественного
мнения, свобода слова и гласность. В государстве
используется две формы волеизъявления
– выборы и референдумы. Таким образом,
закон будет правовым, если в нем будет
закрепляться воля народа.
Государство непосредственно
связано с правом, поэтому оно не вправе
издавать законы, которые будут противоречить
свободе, равенству, правам человека и
гражданина, нравственности и гуманизму.
«Государственная власть не может издавать
никаких законов, которые наносят ущерб
или препятствуют осуществлению естественных
или гражданских прав»,- говорится в частности,
в Конституции Франции 1791 г. «Законодательная
власть связана конституциональным строем,
исполнительная и судебная власть - законом
и правом»,- гласит часть 3 ст. 20 Конституции
ФРГ[8].
Сущность рассматриваемого
признака состоит в том, что ни одно должностное
лицо, ни один государственный орган или
общественная организация не вправе посягать
на закон. Когда мы говорим о верховенстве
закона как о нормативно – правовом акте,
который обладает высшей юридической
силой, то мы подразумеваем, что все подзаконные
акты должны строго соответствовать закону,
а должностные лица не нарушать его. А
за нарушение они понесут строгую юридическую
ответственность. Но для того чтобы исполнять
закон не только должностные лица, но и
все граждане должны быть уведомлены
о его содержании. В России это положение
закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ,
она гласит: «Законы подлежат официальному
опубликованию. Неопубликованные законы
не признаются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие право, свободы и обязанности
человека не применяются, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения»[9].
Верховенство закона означает
также его всеобщность. То есть существенные
области жизни общества не должны оставаться
неурегулированными законом, туда не должны
проникать другие акты, оттесняя основные
законы.
Может возникнуть вопрос
- почему характеристика правового государства
отождествляется с верховенством именно
закона? Поскольку государство именуется
правовым, и, казалось бы, речь, должна
идти не о законе, а о праве - системе общеобязательных
норм, обеспечиваемых государством независимо
от того, в каких правовых актах они содержатся.
Без сомнения, в правовом государстве
должны соблюдаться все правовые нормы.
Однако важно, чтобы сами эти нормы в полной
мере соответствовали воле и интересам
народа. Добиться такого положения можно
путем уравнивания с нормативными актами,
принятыми законодательным органом Российской
Федерации.
Законодателю необходимо руководствоваться
определенными правилами, для осуществления
подробного подхода в разработке законодательных
актов, и при готовности внести в них необходимые
изменения, исправления, поправки.
С точки зрения профессора Г.Н.
Манова, процедура принятия и принципы
действия закона возвышают его над всеми
другими нормативными актами, определяют
его особое место в любой системе права.
Уважение к закону есть неотъемлемая черта
правового государства, атрибут сознания
и поведения всех граждан [10].
Любые законодательные
акты, даже те, которые касаются
существенных сторон государственной
и общественной жизни, обычно не отвечают
нормативным требованиям. В этих условиях
такие законодательные акты не могут стать
реальными регуляторами правовых отношений,
но они не приводят к каким-либо значительным
социальным изменениям, несмотря на то,
что некоторые призывают и даже борются
за соблюдение и применение таких нормативных
актов. Необходимо установить высокое
качество законодательства, а также установить
механизм самореализации правовых норм,
которые будут способствовать становлению
правового государства [11].
Верховенство закона, прежде
всего, предусматривает широкий спектр
прав и свобод, которые закреплены за членами
общества текущим законодательством.
В связи с этим принципиальное значение
приобретает проблема правового равенства
государства и общества. Для этого предусматривается
создание государством четких гарантий,
обеспечивающих это равенство.
Перечень прав и свобод человека
и гражданина правового государства можно
встретить в таких международных актах
как: Всеобщая декларация прав человека,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948г., Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятых на ХХI
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря
1966г.
Например, в «Парижской хартии
для новой Европы» выделен раздел «Права
человека, демократия и верховенство закона»,
в ней государства обязуются
строить демократию путем установления
верховенства закона как гарантии прав
и свобод человека.
Крайне поучителен опыт зарубежных
стран в обеспечении верховенства закона.
Во Франции это осуществляется строгим
определением круга объектов законодательной
деятельности парламента. В США акцент
делается на немного иные средства – общие
процедуры подготовки проектов, на проведение
предварительного и последующего контроля
в соответствии с законом Конституции.
Основной закон - Конституция
государства, имеет высшую юридическую
силу, он же устанавливает основные начала
конституционного строя страны, обеспечивает
порядок организации и функционирования
высших органов государственной власти,
устанавливает правовое положение личности.
В Конституции необходимо закрепить и
абстрагировать принципы верховенства
права и механизмы его функционирования,
все это необходимо для того, чтобы избежать
произвола в стране и поддерживать правопорядок.
Верховенство закона должно
быть не только в правоприменительной
деятельности, но и в законотворческой
деятельности государства. Органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица обязаны действовать
четко в рамках указаний законодательных
актов. Соблюдение принципа законности
- это гарантированность стабильности
и развития общества.
В качестве заключения к этой
главе хотелось представить высказывание
известного французского государственного
деятеля А. Эсмена, – «Индивидуальные
права представляют все одну общую черту:
они ограничивают права государства, но
не требуют от него никаких положительных
услуг, никаких жертв в пользу граждан.
Государство должно воздерживаться от
вмешательства в известные области, предоставляя
свободный простор личной деятельности,
но индивидуум больше ничего не может
требовать на этой почве»[12].
Другими словами, государство
как таковое, не несёт юридической ответственности
по отношению к народу, только за исключением
одной: оно обязано построить правовые
механизмы, которые бы защищали эти права
от посягательства со стороны государственных
органов и их должностных лиц, общественных
объединений, других граждан.
Глава 3. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
В РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В истории Российского государства
многовековое самодержавное правление
явно препятствовало развитию законодательной
власти. А существующие в то время Боярская
Дума, Земский собор, Государственный
совет больше напоминали «законосовещательные»
органы. В первые годы XX века Сперанский
попытался провести реформу управления.
Ее смысл заключался в том, чтобы « …посредством
законов учредить власть правительства
на началах постоянных и тем сообщить
действию этой власти более достоинства
и истинной силы».
В нашем обществе пренебрежительное
отношение к закону складывалось
очень долгие годы. У отдельных руководителей
вошло в привычку анализировать закон
как досадное препятствие на пути осуществления
своих личных или даже соображаемых общественных
интересов. Небрежное отношение к закону
плохо отражается на нравственном развитии
общественной среды.
В связи с этим особое внимание
заслуживает вопрос соотношения закона
и целесообразности. Вся сущность проблемы
заключается в том, что некоторые руководители,
исходя из своих соображений об интересах
страны или отдельной территории, присвоили
себе право решать вопросы об исполнении
какого-либо закона. Закон может отменить
или изменить только уполномоченный на
то государственный орган. В правовом государстве
ни один государственный орган, ни одно
должностное лицо, общественная организация,
ни один человек не вправе посягать и ставить
под сомнение исполнение законов. За его
нарушение они несут неизбежную юридическую
ответственность. Когда мы ведем речь
о верховенстве закона как нормативно-правового
акта, то имеем в виду, прежде всего то,
что все подзаконные акты должны строго
соответствовать этому закону.
Государственная Дума России
начала XX века была толчком вперед в развитии
законодательной власти, но прошедшие
революции отодвинули ее далеко назад.
Позже, с принятием Конституции СССР 1936
г. А закреплено было в Конституции
СССР 1977 года. В это время были проведены
правовые реформы, в результате которых
закон вытеснял подзаконные акты на
второй план и вводил новые регуляторы
государства и общества. Однако нужен
был толчок для воссоздания идеи верховенства
закона. И он наступил в условиях полного
обновления законодательства не только
Союза, но и республик с середины 80-х –
начала 90-х годов. Закон стал приобретать
значение первичного регулятора общественных
отношений, «переворачивая» тем самым
всю правовую систему [13].
Под словом «конституция» принято
понимать основной закон государства,
который имеет высшую юридическую силу,
который контролирует главные общественные
отношения между личностью, государством,
обществом. Также конституционный закон
определяет основу управления государством.
В данный период времени Конституция
Российской Федерации провозглашает Россию
в качестве правового государства (ч. 1
ст. 1).
Конституция РФ – юридическая
сила всего законодательства, в которой
входят начала экономической, социальной
и политической организации общества,
учреждается механизм государственной
власти, а также права и обязанности
граждан. На основе нее создается механизм
осуществления законности в правовом
государстве: «Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей
территории Российской Федерации. Законы
и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации» (ст. 15). Все правовые
акты, издаваемые в Российской Федерации,
не могут противоречить Конституции Российской
Федерации, федеральные законы не могут
противоречить федеральным конституционным
законам (ст.76, ч.3)[14].
Законы могут быть опубликованы
и в других государственных печатных изданиях,
а также обнародованы в средствах массовой
информации.
Согласно Конституции России
(ст. 19), в нашей стране все равны перед
законом и судом. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности. Мужчина
и женщина имеют равные права и свободы.
Другими словами, функционирование
правового государства исключает сохранение
всех выраженных конфигураций правового
неравенства и предполагает одновременное
внедрение в жизнь принципов социальной
справедливости.