Проблемы правотворчества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является исследование правотворчества.
Предмет исследования - сущность правотворчества.
Объект исследования - деятельность по осуществлению правотворчества.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования разработаны задачи курсовой работы:
- рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества;
- определить виды и принципы правотворчества;
- проанализировать понятие и основные стадии правотворческого процесса.

Содержание работы

Введение……...…………………………………………….………………….3
Глава I. Понятие правотворчества и его виды………….…………………...6
1.1.понятие правотворчества…………………………………………………6
1.2. виды правотворчества …………………………………………..………12
Глава II.Принципы правотворчества……………………………………..…14
2.1. Принцип законности …………………………………………….……...16
2.3.Принцип системности …………………………………………………..17
2.4.Принцип демократизма ………………………………………………….18
2.5.Принцип профессионализма …………………………………………...18
2.6.Принцип гуманизма ……………………………………………………..19
2.7.Принцип использования правового опыта …………………………….19
2.8.Принцип исполнимости …………………………………………………19
2.9.Принцип планирования. ………………………………………………...20
2.10.Принцип обеспеченности правотворческого процесса ………….…..21
2.11.Принцип научного характера ………………………………………….21
Заключение …………………………………..…………….……………….24
Список использованной литературы ……………….…….………..……27

Файлы: 1 файл

правотворчество.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 



 

Содержание:

Введение……...…………………………………………….………………….3

Глава I. Понятие правотворчества и его виды………….…………………...6

1.1.понятие  правотворчества…………………………………………………6

1.2. виды правотворчества …………………………………………..………12

Глава II.Принципы правотворчества……………………………………..…14

2.1. Принцип законности …………………………………………….……...16

2.3.Принцип системности  …………………………………………………..17

2.4.Принцип демократизма ………………………………………………….18

2.5.Принцип профессионализма  …………………………………………...18

2.6.Принцип гуманизма ……………………………………………………..19

2.7.Принцип использования правового  опыта …………………………….19

2.8.Принцип исполнимости …………………………………………………19

2.9.Принцип планирования. ………………………………………………...20

2.10.Принцип обеспеченности правотворческого  процесса ………….…..21

2.11.Принцип научного  характера ………………………………………….21

Заключение …………………………………..…………….……………….24

Список использованной литературы ……………….…….………..……27

 

                                                         Введение

В многообразной и  динамичной правовой среде общества правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет ею и открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Вполне объясняет по – этому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Ведущее место среди  источников современного российского права занимают нормативно – правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества.

Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно – обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение целенаправленная специальная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование  в формально определенные предписания общего характера, и является правотворчеством.

Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа  неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, с вязанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

На современном этапе  актуальным является вопрос повышения  качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с правотворчеством. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной  деятельности. В его понимании  сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке  и изданию определенных нормативных актов.

Правотворчество основывается на определенных принципах, к числу  которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный  характер; связь с правоприменительной  практикой.

Основными проблемами правотворчества в Российской Федерации являются: многообразии подходов к пониманию правотворчества, упорядочение и нормативное урегулирование правотворчества, эффективность правотворчества.

Целью представленной работы является исследование правотворчества.

Предмет исследования - сущность правотворчества.

Объект исследования - деятельность по осуществлению правотворчества.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования разработаны задачи курсовой работы:

- рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества;

- определить виды и  принципы правотворчества;

- проанализировать понятие  и основные стадии правотворческого  процесса.

Структурно работа состоит  из: содержания, введения, основной части (три раздела), заключения и списка литературы.

Следует сказать, что большой вклад в разработку рассмотренных проблем в своих исследованиях и трудах на различных этапах развития нашего государства внесли известные отечественные ученые как Марченко М.Н., Сырых В.М., Малько А.В.

Исходя из поставленной цели задачи курсовой работы следующие:

- исследовать основные положения правотворчества;

- роль правотворчества в деятельности государства;

- выявить характерные  черты правотворчества в России.

Следует отметить, что  во многом эта работа посвящена не только важности и актуальности вопросов нормативно-правовых актов в новых условиях развития Российского государства, но и существенным изменениям, происшедшим за последнее время.

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность правотворчества, его принципы и виды

1.1. Понятие   правотворчества.

 

Правотворчество – это  деятельность по изданию, переработке  и отмене нормативно – правовых актов.

Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением  государственной воли. Это положение  многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона1.

Государственные органы сами принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

В процессе правотворчества  реализуется следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание  новых нормативно – правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования законодательства.

Смысл ми значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения. Главная роль в определении времени принятия, содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке, которая обладает для этого необходимым научно – познавательным инструментарием.

Правотворчество - деятельность прежде всего государственных органов. Это связано с тем, что существует ряд государственных органов, которые  непосредственно участвуют в  правотворческой деятельности и  являются основными «поставщиками» законов и иных правовых актов. Это, прежде всего Президент, Государственная Дума, Совет Федерации и Правительство. Основными же причинами существования правотворчества как такового является (в развитом обществе) необходимость перевода правовыми предписаниями нужных общественных отношений в систему правоотношений.

Исходя из сущности правотворчества, принято выделять несколько его  элементов:

  1. опознание, изучение и анализ явлений и процессов, требующих правовой регламентации или побуждающих к ней;
  2. определение органа или субъекта, управомоченного принимать прогнозируемый нормативно-правовой акт;
  3. установление формы предполагаемого нормативно-правового акта;
  4. подготовка, принятие или изменение акта в рамках обязательных процедур;
  5. подписание нормативно-правового акта;
  6. порядок доведения акта до населения, введения его в действие2.

Все элементы правотворческой  деятельности взаимосвязаны. Значение этих взаимосвязей, предопределяющих целостность правотворческого процесса, связано с тем, что все элементы в единстве, и каждый в отдельности на основе своих функциональных задач позволяют:

1.     выявить неэффективные правовые акты;

2.     отказаться от ненужных нормативно-правовых актов;

3. приостановить локализовать нормативно-правовые акты, не учитывающие сложности экономических, политических, религиозных, национально этнических противоречий, нередко обостряющие кризисную ситуацию;

4. оперативно ввести, принять востребованный обществом, обусловленный социально-экономической ситуацией нормативно-правовой акт.

Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей.

Первая - включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми  действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующий  государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.).

Вторая - в своей основе опирается на правовые начала, а  точкой отсчета её функционирования служит решение о подготовке проекта  нормативного акта.3

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в  общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права - вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

Внутри этих стадий существуют различные процедурные операции формирования нормативных актов  в зависимости от их юридической  значимости в правотворческой иерархии. Система органов государственной власти и управления, составляющих её сердцевину, образует юридическую субординацию издаваемых актов, основанную на всеобщности и дифференцированности их властных полномочий. Такая специализация предопределила и нынешний субъектный состав правотворческого механизма в Российском государстве, начиная с высших представительных органов власти и управления Федерации и входящих в неё республик, вплоть до низших её звеньев.

В правотворческом процессе весьма важно обеспечить всесторонний учет всех факторов, влияющих на него, находить решения, учитывать особенности их проявления на каждой стадии, осуществлять правотворческую деятельность на основе строгого соблюдения принципов правотворчества.

По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Эти взгляды сохраняются в тех или иных вариантах и в настоящее время. В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества охватывает весь процесс создания правовой нормы - начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие.

Информация о работе Проблемы правотворчества в России