Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:03, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование правотворчества.
Предмет исследования - сущность правотворчества.
Объект исследования - деятельность по осуществлению правотворчества.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования разработаны задачи курсовой работы:
- рассмотреть содержание, цели и субъекты правотворчества;
- определить виды и принципы правотворчества;
- проанализировать понятие и основные стадии правотворческого процесса.
Введение……...…………………………………………….………………….3
Глава I. Понятие правотворчества и его виды………….…………………...6
1.1.понятие правотворчества…………………………………………………6
1.2. виды правотворчества …………………………………………..………12
Глава II.Принципы правотворчества……………………………………..…14
2.1. Принцип законности …………………………………………….……...16
2.3.Принцип системности …………………………………………………..17
2.4.Принцип демократизма ………………………………………………….18
2.5.Принцип профессионализма …………………………………………...18
2.6.Принцип гуманизма ……………………………………………………..19
2.7.Принцип использования правового опыта …………………………….19
2.8.Принцип исполнимости …………………………………………………19
2.9.Принцип планирования. ………………………………………………...20
2.10.Принцип обеспеченности правотворческого процесса ………….…..21
2.11.Принцип научного характера ………………………………………….21
Заключение …………………………………..…………….……………….24
Список использованной литературы ……………….…….………..……27
Принцип гуманизма предполагает направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Важное значение имеет то, чтобы издаваемая юридическая норма в равной степени отвечала интересам каждого человека, которого данный институт признает субъектом права и не предусматривала каких-либо дискриминационных мер в отношении той или иной части населения, порождающих произвол и бесправие личности
Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом10.
Принцип исполнимости. Этот принцип отражает необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно – правовому акту действовать, быть реализованным11.
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В кодексе появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии и другие).
Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий делетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям.
В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.
Принцип планирования. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия.12
Принцип обеспеченности правотворческого процесса. Специфика его проявляется в использовании в правотворческой практике системы специальных средств (организационных, технических, юридических и др.) организации правотворческой деятельности, призванных обеспечить выработку эффективных способов правотворческого воздействия на принятие обоснованных нормативных правовых актов. К средствам обеспечения правотворческой деятельности относятся: информационное обеспечение правотворчества; планирование и программирование правотворческой деятельности; использование правотворческого эксперимента, правотворческого экспертного заключения; организационно-юридическое обеспечение правотворчества; демократическая поддержка правотворчества.
Научный характер правотворческой деятельности выражается в требовании, которое сводится главным образом к тому, чтобы проект нормативного акта готовился на основе имеющихся достижений науки, в первую очередь юридической. Использование научных выводов позволяет правовую действительность значительно приблизить к фактическим отношениям и при регулировании этих отношений учитывать назревшие потребности общественного развития, его объективные закономерности.
Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает участие в нем ученых-юристов, представителей других наук, научных коллективов. Особенно важную роль ученые играют в обосновании целесообразности регламентирования соответствующих общественных отношений, разработке концепции проекта нормативного правового акта, экспертизе проекта на этапе его подготовки и принятия.
У Т.Д. Зражевской мы встречаем и другие принципы правотворчества, такие как: стабильность, конкретность, полнота, своевременное обновление, минимализация нормативных актов.
Автор считает, что в правотворчестве надо исходить из принципа: регулировать с помощью законодательства лишь вопросы, которые граждане и организации не могут урегулировать самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. «Неоправданная правовая заурегулированность общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, «гасит» энергию людей, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т.е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных актов» Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. 13
Важное место отводится принципу стабильности. При этом, по мнению Т.Д. Зражевской «стабильность отнюдь не означает неизменность законодательства, которая может сделать его косным, не соответствующим реалиям. Стабильность достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверхностный подход, неадекватное отражение действительности приводят к многочисленным поправкам и исправлениям в законодательстве»
Примером может послужить
Указ Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре
федеральных органов
Заключение
Таким образом, правотворчество в правовой сфере – государственная деятельность, завершающая процесс формулирования права.
Правотворчество, которое основано на определенных принципах – одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно – правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно – правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существует в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно – правовых актов.
В настоящей работе были исследованы основные положения правотворчества, а также выявлены характерные черты правотворчества. Так, правотворчество характеризуется следующими моментами, оказывающими на него существенное влияние:
резкий переход от одного государственного строя к другому, вызванный прежде всего, принятием конституции Российской Федерации в 1993 году;
Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах. К числу наиболее важных из них отнесены: законность правотворчества, научный характер, профессионализм, демократизм, гласность, гуманизм, использование правового опыта.
Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Задачей правотворчества является совершенствование правовой системы для достижения целей, которые ставит перед собой субъект правотворческого процесса. Результаты этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный характер (предписания об отмене правовых норм).
В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.
В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам
Названные объективные
факторы обусловили складывание
в российском государстве многоступенчатой,
взаимоконтролирующей и исключительно
усложненной процедуры
Список использованной литературы:
1См.: Теория государства и права//под ред. В.В. Лазерева. М., 1997. С. 131.
2 См.:Теория государства и права: Учебник /Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2009. С.296
3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: «Спарк», 2009. С.378
4 Сырых В.М. Теория государства и права, М., “Былина”, 1998, с.163
5 Лазарев В.В., Гранат Н.Л. Источникиправа / Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С.143-146
6 См.: Теория государства и права//под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С.150.
7 См.: Теория государства и права//под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 296.
8 См.: Теория государства и права//под ред. В.М. Сырых. М., 1998. С. 158.
9 Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
10 См.: Теория государства и права//под ред. Карельского В.М., Перевалова В.Д. М., 1997. С.296.
11 См.: Теория государства и права//под ред. А.Б. Венгерова. М., 1997. С. 33.
12 Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. - С. 49-50
13 Правотворчество области как субъекта Российской Федерации //Государство и право.- 2008.- №1..