Проблемы Российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В качестве самостоятельной теории федерализм зародился в Германии на рубеже XVI –XVII вв. Основоположником данной теории считается немецкий мыслитель Иоганнес Альтузиус (Альтхаус) (1563—1638), который представил федерализм в виде системы. Под федерализмом он понимал добровольный союз различных социальных структур, которые объединялись в рамках единого государства в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами.1 В науке принято считать, что именно Альтузиус впервые употребил термин «федерализм». Однако не все ученые согласны с этим утверждением. Некоторые из них считают это положение спорным, так как, по их мнению, термин «федерализм» встречается и у более ранних авторов, например у Ж. Кальвина (1509 – 1564).

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. История становления и развития российского федерализма 4
§ 1 Создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.) 4
§ 2 Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.). 7
§ 3 Реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 г. 9
Глава 2. Проблемы российского федерализма 12
§ 1 Политические и правовые проблемы российского федерализма 13
§ 2 Экономические проблемы российского федерализма 16
§ 3 Основные проблемы законодательной базы федеративных отношений в Российской Федерации 20
§ 4 Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

9 тема. Проблемы российского федерализма.docx

— 260.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Дзержинский филиал

Направление подготовки  «Юриспруденция»

Курсовая работа

по дисциплине Конституционное право

Проблемы Российского  федерализма

 

Выполнила: студентка 2 курса очной формы обучения (гр. 3-Б12 Ю/18)

Мелкозерова Дарья  Дмитриевна

_________________

Проверил:

асс. Котрикова Татьяна Юрьевна

__________________

 

 

Дзержинск

2013

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. История становления и развития российского федерализма 4

§ 1 Создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.) 4

§ 2 Утверждение  фактического унитаризма в государственном  устройстве России (1937-1985 гг.). 7

§ 3 Реформы  государственного устройства перед  принятием Конституции РФ 1993 г. 9

Глава 2. Проблемы российского федерализма 12

§ 1 Политические и правовые проблемы российского  федерализма 13

§ 2 Экономические  проблемы российского федерализма 16

§ 3 Основные проблемы законодательной базы федеративных отношений в Российской Федерации 20

§ 4 Проблема разграничения предметов ведения  и полномочий между РФ и ее субъектами 22

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Приложение 1 29

Приложение 2 30

Приложение 3 33

Приложение 4 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В качестве самостоятельной  теории федерализм зародился в Германии на рубеже XVI –XVII вв. Основоположником данной теории считается немецкий мыслитель Иоганнес Альтузиус (Альтхаус) (1563—1638), который представил федерализм в виде системы. Под федерализмом он понимал добровольный союз различных социальных структур, которые объединялись в рамках единого государства в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами.1 В науке принято считать, что именно Альтузиус впервые употребил термин «федерализм». Однако не все ученые согласны с этим утверждением. Некоторые из них считают это положение спорным, так как, по их мнению, термин «федерализм» встречается и у более ранних авторов, например у Ж. Кальвина (1509 – 1564).

Согласно юридическому словарю, федерализм - (фр. federalisme) - 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, 

децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение 

за федеративное устройство. 2

На современном этапе  развития российского государства  некоторые ученые, и даже политики считают спорным вопрос о том, существует ли на данный момент в России федерализм или нет? Так, например, на научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития российского федерализма" представители обеих палат Парламента, Правительства и Конституционного суда РФ вели дискуссию на тему «Федерализма в России еще нет, а проблемы - есть». В частности, спикер Совета Федерации Е. Строев в качестве основной причины отсутствия федерализма в России видит недостаточность развития законодательной базы, обеспечивающей правовые взаимоотношения между регионами и федеральным центром. По его мнению, такие отношения формируются произвольно, а договоры, заключаемые между центром и регионами, только фиксируют сложившуюся ситуацию.3 Исходя из этого, складывается следующая ситуация: слабые регионы попадают в зависимость от центра, а более сильные могут существовать с центром почти на равных. В связи с этим на вышеуказанной научно-практической конференции было предложено создать новый свод законов — Федеративный кодекс. Однако я считаю, что в создании такого кодекса нет необходимости. Мне кажется, что для решения всех возникающих вопросов и регулирования установленных отношений вполне достаточно федеративного договора и иных законов.

Для своей курсовой работы я выбрала тему «Проблемы российского  федерализма» потому что хочу попытаться разобраться во всех перипетиях того периода, когда советский союз распался, а Россия еще только «поднимала голову» из пепла. Кроме того, я считаю необходимым для себя понять систему и принципы российского федерализма.

На мой взгляд, тема данной курсовой работы очень актуальна  в свете непрекращающихся споров о наличии или отсутствии федерализма  в России.

Цели данной курсовой работы:

  1. дать развернутые ответы на поставленные ранее вопросы;
  2. выявить достоинства и недостатки федерализма;
  3. рассмотреть основные проблемы российского федерализма и возможные пути их решения.

В качестве источников моей курсовой работы я использовала учебные  пособия, Конституцию РФ Конституции СССР и РСФСР, авторефераты к диссертациям, научные статьи и монографии, статьи из научных журналов.

Глава 1. История становления и развития российского федерализма

§ 1 Создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.)

Одним из последствий победы Октябрьской революции стало то, что возникшая в ее результате Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Советская республика была провозглашена на территории дореволюционной, царской России. Но, к сожалению, многонациональность России и то, что советская власть провозгласила право наций на самоопределение, не только не защитило Россию от стремления к распаду, но и способствовало ему.

О том, что российское государство  обладает федеративным характером, впервые упоминалось и, более того, было закреплено в проекте Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Этот документ был подготовлен партийным руководством большевиков к открытию Учредительного собрания. Первоначальный проект Декларации был принят на заседании ВЦИК 3(16) января 1918 г. Позднее Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа стала одной из частей Конституции РСФСР 1918 г.

Согласно пункту 2 главы I Декларации, «Советская Российская  Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как  федерация советских национальных республик». 4 Это означало, что теперь Россия является федерацией с юридической точки зрения. Следовательно, тогда же и начался процесс формирования ее состава из отдельных частей.

Глава государства И. В. Сталин в своем заявлении, опубликованном в газете «Правда» 3 и 4 апреля 1918 г., выражал определенные мысли по поводу будущего советского федерализма. Сталин утверждал, что советская федерация не имеет ничего общего с буржуазной федерацией, например, американской или швейцарской, которые представляют собой союзы территорий, разделенных лишь географическими условиями и исторической случайностью и являющихся переходной ступенью «от независимости к империалистическому унитаризму». Советская федерация представляет собой переход, который будет достигнут «с течением времени» от «принудительного царистского унитаризма к «добровольному и братскому объединению трудовых масс всех наций и племен России», конечная цель которого в переходе к «будущему социалистическому унитаризму».5

Различные объединения между Россией и будущими ее союзными республиками возникали как во время Гражданской войны (1917 – 1922/1923), так и в последующий период. Таким образом, формирование СССР шло вполне закономерно. В 1920-1921 годах были подписаны союзные договоры, отвечающие требованиям международного права. Данные договоры подписали РСФСР и остальные советские республики - Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили, Грузия, Азербайджан, Армения). В этих договорах были прописаны взаимные интересы сторон и сформировано основание для создания будущего союза. Несмотря на то, что суверенитет сторон был закреплен официально, в действительности же в государстве складывался унитарный порядок. Наконец, 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов утвердил образование союзного государства - Союза Советских Социалистических Республик.

Уже в первой половине 1923 г. шла подготовка проекта первой Конституции СССР. 26 – 27 июня 1923 года проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля 1923 года ЦИК СССР одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.

Конституция СССР 1924 года определила систему федеральных органов 

власти. Законодательным органом стал Съезд Советов СССР. Открытым

голосованием Съезд Советов избирал Центральный исполнительный комитет СССР. В свою очередь, комитет состоял из Союзного совета в составе 414 человек и Совета национальностей.

Данная Конституция впервые  в мире закрепила за союзными республиками право на самоопределение («Вне пределов действия настоящей Конституции каждая союзная республика осуществляет свою государственную    власть самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза») (ст. 3, 4 Конституции СССР 1924 г.). 6

В 1920-1930 гг. территория СССР стала заметно расширяться. Согласно Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, в состав Союза входило уже 11 союзных республик. За каждой союзной республикой по-прежнему сохраняется право свободного выхода из СССР. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом СССР, состоящим из двух палат: Совета Союза (изначально состоял из 490 человек) и Совета Национальностей (изначально состоял из 683 человек) (ст. 17, 32, 35 Конституции 1936 г.)7

На XII съезде РКП(б) (в апреле 1923 г.) республики выдвинули требование на создание союза равных государственных единиц, призванного обеспечить свободное развитие национальных республик. На съезде была выработана структура органов власти, определено количество представителей от каждой республики в обеих палатах ВЦИК.

На XII съезде РКП(б) и II съезде Советов СССР были заложены основы нового государства. Все последующие  конституции Союза только развивали  и дополняли то, что было решено этими съездами.8

§ 2 Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.).

5 декабря 1936 г. – Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР была утверждена Конституция СССР.

21 января 1937 г. – Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов принята Конституция РСФСР.

К моменту принятия вышеуказанных  Конституций Россия представляла собой  унитарное государство. В Конституции  РСФСР 1937 г. было перечислено 17 автономных республик и 6 автономных областей. Вдобавок, Конституция указала на наличие национальных округов. Автономные республики перестали рассматриваться в качестве суверенных государств. Они могли иметь свои Конституции, но теперь их утверждение подлежало ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов государственного управления (п. б ст. 19 Конституции РСФСР 1937 г.).Однако в отношении автономных республик имеет значение и то, что в Конституции было определено право таких республик на непосредственное представительство в одной из палат – Совете национальностей Верховного Совета СССР.

К сожалению, гарантии прав, закрепленные Конституцией, не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая тогда осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 40-е гг. было депортировано множество народов, в том числе немцы Поволжья, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы. 10 В 50-х – начале 60-х гг. происходило постепенное восстановление прав репрессированных народов, возрождение их

государственности.

Опыт государственного устройства советского периода указывает, что

тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления "национального  гнета" и утверждения "национальной государственности" служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной  демократии и правового государства. Интернационализм и "дружба народов", которыми так гордились коммунистические лидеры, держались на страхе и насилии, федерализм являл собой только прикрытие  для жестко централизованного государства. 11

Я полностью согласна с доктором политических наук  Столяровым М. В. в видении федерализма того периода. Столяров пишет: «В советский период федерализм в большей степени освещался через призму национальных отношений и этнических проблем». 12 Я считаю, что это происходило в силу того, что, как уже писалось выше, многие народы сначала были депортированы, и лишены прав, а затем вновь обрели свою государственность. Сталинские репрессии тоже никоим образом не способствовали установлению доброжелательных отношений в стране. Все эти действия априори не могли положительно сказаться на развитии федеративных отношений. РСФСР в этот период представляла собой унитарное государство, обладающее чертами тоталитарного режима.

Согласно Конституции  РСФСР 1978 г., РСФСР обладала суверенитетом и правом свободного выхода из состава СССР (ст. 68, 69 Конституции РСФСР.). Автономные республики по-прежнему не рассматривались как суверенные государства. Они могли иметь свои Конституции, но в отличие от Конституции РСФСР 1937 г., высшие органы государственной власти и управления РСФСР уже не утверждали Основной закон автономных республик, а только осуществляли контроль за соблюдением Конституции и обеспечением соответствия конституций автономных республик Конституции РСФСР. 13

§ 3 Реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 г.

Период с конца 80-х до начала 90-х гг. XX века сильно изменил Россию. К сожалению, эти изменения не всегда оказывались положительными. В марте 1985 года началась «перестройка» - большие и неоднозначные перемены в экономической и политической структуре СССР, инициированные генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым. Фактическим началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС 

Информация о работе Проблемы Российского федерализма