Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы являются нормы права, регулирующие государственные отношения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного аппарата РФ, как единой системы органов власти.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрим понятие и структуру государственного аппарата;
- исследуем органы государственного аппарата РФ;
- разберем принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации;
- рассмотрим правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица;

Содержание работы

Введение
3
1
Понятие и структура государственного аппарата
5
2
Виды органов государства
16
3
Принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации
19
4
Правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица
21
5
Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата
30
Заключение
36
Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Госаппарат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

3

1

Понятие и структура государственного аппарата

5

2

Виды органов государства

16

3

Принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации

19

4

Правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица

21

5

Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата

30

Заключение

36

Список литературы

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется в том, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата РФ в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Объектом исследования является изучение государственного аппарата РФ, как системы органов и учреждений, посредствам которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляющих собой живой, постоянно развивающийся организм.

Предметом исследования курсовой работы являются нормы права, регулирующие государственные отношения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного аппарата РФ, как единой системы органов власти.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотрим понятие и структуру государственного аппарата;

- исследуем органы государственного аппарата РФ;

- разберем принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации;

- рассмотрим правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица;

- проанализируем проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата.

Научность исследования состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование теоретико-правовых аспектов системы государственного аппарата РФ в процессе ее организации и деятельности как основы в построении эффективной современной системы госаппарата РФ.

В работе проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся государственного аппарата и государственной службы России, Конституция Российской Федерации,  работы ученых, политических и государственных деятелей, посвященные проблемам реформирования государственного аппарата, юридическая литература, интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

 

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы1 .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства2.

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Тесная взаимосвязь функций и механизма государства обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ аппарата современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного аппарата РФ и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих аппарат современного Российского государства.

1. Согласно Конституции РФ, Президент  РФ является гарантом федеральной  Конституции, прав и свобод человека  и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти 3.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России 4.

Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

 Федеральное Собрание  состоит из двух палат - Совета  Федерации и Государственной  Думы.

 В соответствии с законом5 в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть государственного аппарата Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров6.

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой7.

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.

Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.

Структура этих государственных органов включает в себя:

1) федеральные министерства (Министерство по атомной энергии, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство финансов, Министерство экономики и др.);

2) государственные комитеты Российской  Федерации (Государственный Комитет  по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических структур, государственный Комитет по высшему образованию, Государственный Комитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Комитет по управлению государственным имуществом и др.);

3) комитеты Российской Федерации (Высший аттестационный комитет, Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по кинематографии, Комитет по машиностроению, Комитет по печати и др.);

Информация о работе Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата