Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы являются нормы права, регулирующие государственные отношения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия государственного аппарата РФ, как единой системы органов власти.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрим понятие и структуру государственного аппарата;
- исследуем органы государственного аппарата РФ;
- разберем принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации;
- рассмотрим правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица;

Содержание работы

Введение
3
1
Понятие и структура государственного аппарата
5
2
Виды органов государства
16
3
Принципы формирования и деятельности государственных органов Российской Федерации
19
4
Правовой статус и компетенции государственного служащего и должностного лица
21
5
Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата
30
Заключение
36
Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Госаппарат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

- принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

- принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

- принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

- учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

- принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

- принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

- принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих)12.

Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4 ПРАВОВОЙ СТАТУС И  КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО  И ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

 

 

  Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.13

Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 14

Согласно положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.15

Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы16. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Понятие государственного служащего можно определить характерными признаками.

Государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается служебный контракт, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.17

Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, то есть положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы. Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.18 Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Государственный служащий — это лицо, занимающее должность за вознаграждение и осуществляющее различные должностные функции: управленческие (руководитель органа), правоохранительные, социально-культурные, обслуживающие и т.п. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

Для государственной должности характерен установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Лицу, занимающему государственную должность, определяется денежное содержание, а также на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей в соответствии с Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности, государственные служащие:

  1. Реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства, следовательно, государственная служба – это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность в государственных органах и их структурных подразделениях;
  2. Реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам;
  3. Осуществляют юридические властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и др.);
  4. Осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан;
  5. Совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и др.).19

Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, можно сделать вывод, что она имеет важные правовые последствия.    

В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.   

В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).   

В зависимости от групп должностей различают: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.    

В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.    

В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.   

Элементы административно-правового статуса государственного служащего: права; обязанности; ограничения, связанные с государственной службой.

Основные факторы, которые отрицательно влияют на деятельность государственных служащих следующие:

- политическая  и организационная нестабильность  в органах государственной власти  и местного самоуправления;

- отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих;

- неопределенность  правового статуса муниципальных  служащих;

- отсутствие  единой кадровой политики, как  на уровне регионов, так и на  уровне органов местного самоуправления;

- низкий  профессионализм значительной части  государственных и муниципальных  служащих, особенно в юридических, финансово-экономических и социально-культурных  вопросах;

- отсутствие  должного внимания, уделяемого при  повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.

Каждый государственный служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Как верно отмечается в литературе, госслужащий является центральным элементом правового института государственной службы, поскольку все остальные элементы призваны «обслуживать» функционирование государственной службы и служащих (кадрового персонала)20. Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и основные обязанности; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению гражданского служащего; порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе; необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.21

Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются: поступление на гражданскую службу; заключение служебного контракта;  испытание при поступлении на гражданскую службу; изменение существенных условий служебного контракта; отстранение от занимаемой должности гражданской службы;  основания и последствия прекращения служебного контракта;  персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела; служебное время и время отдыха; прохождение гражданской службы; аттестация гражданских служащих; квалификационный экзамен; оплата труда гражданского служащего; государственные гарантии на гражданской службе; поощрения и награждения гражданского служащего; служебная дисциплина; дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания; формирование кадрового состава гражданской службы; рассмотрение индивидуального служебного спора.22

Специфика выполняемых задач и реализуемых государственными служащими государственных функций и полномочий обусловливает и особенности правового статуса различных категорий государственных служащих. Иными словами, для некоторых видов государственных служащих могут быть законодателем установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, специфический порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной и административной ответственности, возможность применения уголовного наказания, несения материальной ответственности. Особенности правового статуса различных категорий государственных служащих определяются в большей мере возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, особыми чертами различных видов государственной службы, например: военная и гражданская служба, налоговая служба, дипломатическая служба, деятельность администрации области. Особый правовой статус государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами.

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего23. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего в научной литературе принято разделять на три группы24:

1) права, обеспечивающие уяснение  служащим своего правового статуса и его правовую защиту:

- ознакомление с документами, определяющими  его права и обязанности по  занимаемой должности;

- ознакомление с должностным  регламентом и иными документами, определяющими его права и  обязанности;

- защита сведений о государственном служащем;

- государственная защита своих  жизни и здоровья, жизни и здоровья  своей семьи, а также принадлежащего  государственному служащему имущества;

2) права, способствующие непосредственному  выполнению служебных обязанностей:

- обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- посещение в установленном  порядке для исполнения должностных  обязанностей предприятий, учреждений  и организаций независимо от  форм собственности;

- принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

Информация о работе Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата