Проблемы совершенствования правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие правового регулирования, его предмет и механизм…………..........5
1.1 Правовое воздействие и правовое регулирование……………………..........5
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Понятие механизма правового регулирования……………........................ 10
2 Структура правового регулирования………………………............................13
2.1 Методы правового регулирования……………….........................................13
2.2 Способы правового регулирования……………............................................14
3 Проблемы совершенствования правового регулирования………………….22
3.1 Пределы правового регулирования ………………………………...............22
3.2 Эффективность механизма правового регулирования…………………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………...…………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

1 Понятие правового регулирования,  его предмет и механизм…………..........5

1.1 Правовое воздействие и правовое  регулирование……………………..........5

1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7

1.3 Понятие механизма правового  регулирования……………........................ 10

2 Структура правового регулирования………………………............................13

2.1 Методы правового регулирования……………….........................................13

2.2 Способы правового регулирования……………............................................14

3 Проблемы совершенствования правового регулирования………………….22

3.1 Пределы правового регулирования ………………………………...............22

3.2 Эффективность механизма правового регулирования…………………….24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………...…………………………………27

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные   отношения, государственные   и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.

Одним из основных предметов  исследования является правовое регулирование, рассмотрению которого и посвящена  данная работа.

 В своей курсовой  работе я бы хотела разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно на сегодняшний день. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически  правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым  и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения. Я считаю нужным отметить то, что благодаря механизму правового регулирования мы живем в нашей стране с такой политической системой. Но и она у нас не идеальная, но благодаря механизму правового регулирования в государстве защищаются интересы граждан, утверждаются права и свободы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие правового  регулирования, его предмет и  механизм

 

1.1 Правовое воздействие  и правовое регулирование

 

Правовое регулирование  – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний  и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя.

Определяя правовое регулирование  через понятие правового воздействия, нужно учитывать, что последнее – широкое понятие, которое характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. И хотя эта сторона функционирования права и правовое регулирование взаимопроникают, надо видеть, что влияние права как идеологического, воспитательного фактора по своей основе не является для него специфическим. В принципе рассматриваемая сторона юридического воздействия, основанная на особенностях права как формы общественного сознания, не отличается от влияния на общественную жизнь других идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания и т.д.).

Правовое же регулирование  – специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым социально-классовым институционным нормативным регулятором.1

Своеобразие правового  регулирования заключается в  том, что оно:

во-первых, в соответствии со своей классовой природой является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регулирование общественных отношений, их государственно-властное, ценностное нормирование;

во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы  средств, обеспечивающих достижение необходимых  целей (результатов). Иными словами, для правового регулирования  в отличие от общего идеологического  воздействия права характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого, свойственного только праву механизма, призванного в плоскостях статического или динамического опосредствования общественных отношений гарантировать с юридической стороны достижение целей, результатов, которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.2

В системе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит  правовому регулированию, под которым  в узком смысле понимается воздействие  норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств  на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения  всех правовых явлений, в том числе  правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо, прежде всего, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими  его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой  государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих  юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее  определение. Правовое регулирование  — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие  на сознание и поведение людей  через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Выделение правового  регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.3

 

1.2 Предмет правового  регулирования

 

Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового  регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право  и определенным образом меняет их.

На первый взгляд, предметом  правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении  действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант  поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

Тем не менее, поведение  человека не является предметом правового  регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

Основным средством  согласования противоречивых интересов  граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений  на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее  время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие  сферы: экономическую, политическую и  социальную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В основе этих отношений  лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения  охватывают всю сложную и многообразную  систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

1. Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;

2. Отношения государства и его органов на международной арене;

3. Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;

4. Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;

5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и  экономических отношений. Это, в  частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Информация о работе Проблемы совершенствования правового регулирования