Проблемы взаимосвязи государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы взаимосвязи права и государства заключается в том, что на современном этапе становления государственности в России, как и в любой другой стране, представляет собой отношение потребностей государства и фактически существующих возможностей права для их удовлетворения. Данная взаимозависимость широко рассматривается в трудах всех юристов прошлого и современности, но видимо, окончательный вариант решения проблематики труднодостижим и, если он вообще возникнет, будет весьма спорным. Можно сказать, что данная тема стоит во главе угла и имеет основополагающее значение в системе науки теории государства и права, раскрывая их значимость.

Файлы: 1 файл

ГиП проблемы взаимосвязи Тургенев Окончательный вариант.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  проблемы  взаимосвязи права и государства заключается в том,  что на  современном этапе становления государственности в  России,  как  и  в  любой  другой  стране,  представляет  собой  отношение  потребностей  государства  и  фактически  существующих  возможностей  права  для  их  удовлетворения. Данная  взаимозависимость  широко  рассматривается  в  трудах  всех  юристов прошлого и современности,  но  видимо,  окончательный  вариант  решения проблематики  труднодостижим  и, если  он  вообще возникнет, будет весьма спорным.  Можно  сказать,  что  данная  тема  стоит  во  главе  угла  и  имеет  основополагающее  значение  в системе науки теории  государства и  права,  раскрывая их  значимость.

Объектом  исследования  является  зависимость  правового  положения  гражданского  общества  от  развития  государства,  исторически  значимых  событий  происходящих  в  нем,  а  так же, как утверждает Н.А. Власенко,  от  экономических  интересов слоев общества,  которые могут  радикально повлиять на содержание гражданско-правовых норм, земельного, водного, налогового права и нормы других отраслей права.

Предметом  исследования  являются  сложности  влияния  друг на друга  права и государства,  которые возникают  при  их непосредственном  соприкосновении  или  при  столкновении  различных  правопониманий  разных социальных  групп.

Целью  настоящей  работы  является  возможность  рассмотрения  возникновения,  развития,  изменения и устранения  проблем взаимодействия  государства и права  для наиболее  полного их  изучения.  В  связи  с  тем,  что  государство  возникает  только  на  основе  права,  а  оно, в свою очередь,  формируется,  издается   и  охраняется  органами  государственной власти,  то  возможно предположить,  что  друг  без  друга  они существовать  не  могут.  Получается  как  бы  замкнутый  круг,  но  скорее, это  череда  событий,  которые  возникают  одно  посредством  развития  или  перехода  в  иное  состояние  другого.  Например,  при  смене  государственного  режима  некоторые  представления  о  праве могут  измениться  кардинальным  образом вплоть  до  исчезновения.  Или наоборот  изменение по  сути  правовых  ценностей могут сильно  изменить  направленность  политики  всей  страны в  целом.

Таким  образом,  в  соответствии  с  целью  работы,  стало  возможным определить  задачи,  состоящие в следующем:

-  рассмотреть  сущность  некоторых глобальных  проблем;

-  получить  представление  о  взаимосвязи   права  и  государства;

- изучить  различные  концепции  понимания  соотношения  права  и  государства;

- предложить  варианты  решения  проблем  взаимосвязи  государства  и  права.

При  производстве  данной  работы  для  раскрытия  связи права и государства при возникновении проблем  их  влияния  друг  на  друга, применялись  формально – юридический и  сравнительно – правовой методы,  а  также  анализ,  синтез  и  системный подход.  Отдельно  можно отметить  использование  функционального  подхода,  так как  он  дает  наиболее  всестороннюю  оценку  выяснению  форм  воздействия одних социальных  явлений на  другие.

В  ходе  работы  использовались  научные  труды таких мыслителей-правоведов как Аристотель, Дж.  Локк,  И.  Кант, С. С.  Алексеев, В. М.  Корельский,  А. В. Малько  и  других  известных авторов.

 

 

 

 

 

 

Глава  1  Представление о причинах возникновения правовых проблем

 

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых  состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Такие проблемы, как защита прав и свобод человека является актуальной, как для России, так и для мирового сообщества, особенно выражающихся в ходе военных конфликтов. Большинство  нарушений  настолько  противоречат  самой  сути  человеческого существования,  что  размера  наказания  за  них  вряд ли можно придумать. Примеров тому не счесть: рабство, торговля людьми и человеческими органами, пытки  военнопленных. Но более всего в этой ситуации раздражает безнаказанность лиц совершающих данные преступления, происходящие в основном из-за корыстных побуждений.

Весьма распространенными  явлениями нарушения государством интересов общества путем ущемления  прав и свобод своих граждан с помощью издания актов, содержащих признаки внедрения превосходства одной группы над другой по какому-либо признаку. Такими признаками всегда являлись религия, национальность, пол и многое другое. Хотя при ближайшем рассмотрении, например, религия представляет собой лишь метод разделения истины существования всевышнего на правду и ложь, которые у каждого, как известно, свои. А значит, любые притязания государства к гражданам по этому поводу не имеют под собой оснований и являются антиправовыми, и именно это ведет к конфликту.

Еще  одной  общей  проблемой  являются военные конфликты, из-за трудности их прекращения. Разовое столкновение интересов, вмешательства одной стороны в дела другой порождает жертвы, что ведет, в большинстве случаев к попыткам мести, далее к ненависти и в завершении к войне, которая порождает всё новые жертвы. Недавнее последовательное вторжение американских военных сил во внутренние дела некоторых стран, наглядно показало, насколько может быть пассивно мировое сообщество, что даже кажется, одобряет такие действия. На фоне этого осуществить, как таковую, защиту реальных прав фактически не представляется возможным, так как, хотя бы даже, статус международных миротворцев определен слабо и враждующими силами почти всегда признается как интервенция.

Последние десять лет пестрят разнообразными видами кризисов.  Например, демографический кризис и старение населения уже привели к изданию нормативных актов, в частности, в России о введении материнского капитала и увеличению пенсионного возраста, для их преодоления. Перепись населения России 2010 года явно указывает на катастрофическое положение дел: население страны каждый год сокращается тысячами. Сырьевой и энергетический кризис тоже сильно влияют на, хоть и второстепенные, но все-таки правовые аспекты жизни, в смысле достойного существования человека. Нарастающий правовой нигилизм, принцип невмешательства общества в реализацию свобод гражданами при недостаточном их правовом воспитании, долгий бюрократический путь сильно затрудняют действия государства по сглаживанию последствий кризисов.

Отсутствие всеобщей информационной системы1 оказывает влияние на недостаточную осведомленность, малознание своих прав и свобод, что ведет к низкому уровню правосознания и как следствие к пассивности общества в целом. Таким образом, гражданская сознательность ослабевает в связи с тем, что человек не получает достаточное количество знаний о том как реализовывать свои права от политических партий, общественных объединений, государства. С точки зрения развития, на данный момент, средств массовой связи, получить знания не составит труда, но все дело в том, что они преподносятся не в порционной форме и не тезисами, а в форме трудночитаемых официальных документов.

Значимость  рассмотрения взаимодействия государства и права для мирового сообщества заключается, прежде всего, в правопонимании. В большинстве случаев подавляющее число государств используют право в смысле властного распоряжения или закона. Это сводится к представлению человека как подчиненного объекта власти, а не свободное существо. У истоков такого подхода к праву стоит Томас Гоббс с его концепцией всемогущего государства и трактовкой права как приказа власти. «Правовая сила закона, − подчеркивал он, − состоит только в том, что он является приказанием суверена»2. Под «законом» здесь имеется в виду все действующее (позитивное) право.

В дальнейшем такое  понимание права было взято на вооружение представителями различных  направлений легизма.

Вместе с  тем в программе социального  развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств3.

Возникновение глобальных правовых проблем похоже на дерево, корни которого из глубины  веков, развиваясь в мыслях и поступках  властьимущих людей, и рождает плоды удовлетворения своей собственной потребности за счет подчиненного им общества. Примеров паразитизма верхушки власти над простыми гражданами разнообразное множество: кризисы, уклонение от исполнения своих обязательств, дача не  полной информации или не достаточном контексте, халатность и так далее. Вышеперечисленные примеры обусловливают неисчезающие проблемы, которые решить должно каждое государство совместно с мировым сообществом и более того, сделать это в рамках истины понятия права.

Глава 2 Роль государства в обеспечении права

 

В философии  права проблема соотношения его  с государством является одной из ключевых. Право и государство невозможно рассматривать раздельно, – они находятся в двустороннем взаимозависимом взаимодействии. Такую сложную связь обуславливает принцип: чем сильнее правосознание общества, тем слабее государство влияет на него, и наоборот.

Приоритет между  данными силовыми полями, между которыми оказывается человек, зависит от многих факторов. Проблема взаимодействия государства и права не только сложна, но и глубоко противоречива. По мнению С.С. Алексеева, власть – антипод права. Власть политическая, государственная, которая и делает право осуществимым, одновременно – явление не совсем совместимое, и иногда выступает по отношению к нему в виде враждебного фактора. Многие явления зависят от людей, стоящих у власти, ее внутренних закономерностях, их противоречивой логике. Это связано с тем, что власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет социальную мощь и прогрессивность. Но при слишком большом государственном аппарате власть оказывает самодавление и она становится силой, отличающейся приданием своему статусу свойства императивности, неприкосновенности, и незаменимости. Обладание властью вызывает стремление любой ценой ее удержать, еще более усилить – это один из самых могущественных земных источников переломов в жизни и судьбе человека, страны или цивилизации.

Создавая прогрессивный  общественный строй, при развитой правовой культуре власть благодаря приверженности к демократическим ценностям «сдерживает свои властные порывы и во имя общественной пользы вводит властно-императивную государственную деятельность в строгие рамки»1..

Соответственно, общечеловеческие ценности и идеалы составляют содержание права. И в конкретном случае можно говорить о приоритете права перед государством. Государство связано идейным содержанием права но, далеко не все законы, принятые государством, имеют правовую основу. Именно приобретая приоритет перед государством, право возводит фундамент равенства и далее к построению правового государства.

Если исходить из законодательного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении «право – государство» главная роль принадлежит государству. Это естественно. Правовые нормы могут реализоваться государством, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к государству, творцу законов. Если исходить из социального правопонимания, где оно представляют собой сложившиеся отношения, то право и государство оказываются на равном уровне. При этом право формируется и государством через законы, и в складывающихся отношениях людей между собой или с обществом в целом.

В общем, сложились  и существуют следующие концепции  соотношения государства и права, которые присутствуют в приложении А:

1. Этатически-тоталитарная – исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики.

2. Либеральная – базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

3. Прагматическая – понимает государство и право как различные явления, взаимодействующие друг с другом; и вопрос о первичности одного из явлений по отношению к другому не корректен4.

Государство и  право являются продуктом  развития общества. Именно этим объясняется  их взаимосвязь и взаимозависимость. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его использование в разумных пределах с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих  перед государством задач нельзя успешно решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.

 Для решения проблем взаимосвязи государства и права необходимо придать формированию гражданского общества цивилизованный характер, которые должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

1. Обеспечение  прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.

2. Обеспечение  добровольной гражданской кооперации  посредством свободы ассоциаций.

3. Обеспечение  полноценного общественного диалога,  идейного плюрализма и терпимости  к различным взглядам.

4.   Правовая защищенность гражданского общества и его структур.

Информация о работе Проблемы взаимосвязи государства и права