Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 21:42, курсовая работа
Актуальность проблемы взаимосвязи права и государства заключается в том, что на современном этапе становления государственности в России, как и в любой другой стране, представляет собой отношение потребностей государства и фактически существующих возможностей права для их удовлетворения. Данная взаимозависимость широко рассматривается в трудах всех юристов прошлого и современности, но видимо, окончательный вариант решения проблематики труднодостижим и, если он вообще возникнет, будет весьма спорным. Можно сказать, что данная тема стоит во главе угла и имеет основополагающее значение в системе науки теории государства и права, раскрывая их значимость.
5. Ответственность
государства перед гражданином;
Государство и право различаются также по нескольким характеристикам:
1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством;
2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов;
3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение;
4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения1.
Данные принципы описывают лишь в общих чертах направление решения проблем, но полностью ответить на вопрос: «как и каким образом?» – они не могут, а как раз это является главным. Формирование гражданского общества – это еще не пройденный этап и, в связи, с этим трудности будут появляться вновь и вновь.
____________________
1. Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2000. С. 12.
Глава 3 Методологические концепции соотношения права и государства
Для наилучшего осознания степени влияния права на государство необходимо рассмотреть существующие концепции:
1. Этатически-тоталитарная.
Такого типа понимания права придерживались китайские легисты (от лат. legis – закон) и представители всех направлений юридического позитивизма и нормативизма. Сторонники данной концепции утверждают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в саму его суть.
Наиболее ощутимое воздействие
государства на право проявляется
в сфере правотворчества и
реализации права. Государство не образует
право, а завершает
Из этого следует, что сторонники такого типа концепции понимали право и закон как тождественные. Если следовать данной логике, государство «дарует», гражданам «права», причем за «хорошее поведение» оно может их «дать», а за «плохое» – «отнять». Такой тип правопонимания (по крайней мере, исторически), безусловно связан с патернализмом и жесткой опекой, принудительным верховенством государства-отца над подданными-детьми1.
Сторонники этатистской концепции принимали, право как не что иное, как неуклонное соблюдение действующих законов. На первый взгляд, в этом нет ничего предосудительного. И, однако «этатисты» вопрос о том, каковы эти законы, правовые они или нет, обходят стороной, так как у них право и закон – одно и то же. Придерживаясь тоталитарной ориентации, ни в коем случае не нужно интересоваться моральными, политическими, социальными принципами права, из-за того что они всего лишь замкнутая система норм, установленных государством. Конечно не все «позитивисты» отвергают моральные принципы права. Представители французского юридического позитивизма, к примеру, уделяют значительное внимание моральным аспектам правоведения.
Анализ этатистского понимания права дает возможность утверждать, что свобода выбора и обязанности являются синонимами. Так, например, в советские времена право на труд представляло собой скорее обязанность трудится и, тунеядство преследовалось по закону. В таком подходе были и положительные моменты – у каждого была работа, нравственно-моральная устойчивость большинства людей и уверенность в завтрашнем дне.
Верховенство государства над правом приводит к режиму, основанному на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной линии поведения и организовать политическую систему так, чтобы она могла ошибки представить как достижения. При этом появляется основная идея с символикой, «библией», партией и диктатором.
Идеология режима отражается и в том, что политический лидер определяет идеологию. Монопольный контроль устанавливается за производством и экономикой, а также за другими сферами жизни, включая образование и средства массовой информации.
Положения этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к индивидуальному, связаны с марксистским учением: главная движущая сила общества – борьба классов; демократия – явление классовое; права и свободы относятся только к победившему классу – пролетариату.
В самый канун октябрьского переворота идеолог революционного права П. И. Стучка сделал неоднозначное заявление: «…мы вслед за Марксом заявляем, что мы должны стоять не на почве законности, а стать на почву революции»1.
Классовые интересы первоочередны по отношению к личным интересам. Именно поэтому личность, самостоятельность решений, гражданственность при тоталитарном режиме не приветствуются. Личность в марксизме – «родовая личность», или не индивидуальность, а что-то призрачное, включенное в классовые отношения.
Историческим подтверждением
служат страницы истории нашей Родины
и государственного строя, установленного
партией большевиков и
С.С. Алексеев определял прогрессивную силу права так: «Увы, потребовались кровавые уроки, преподанные человечеству тоталитарными режимами (фашистской Германии, советским), когда люди всей земли были поставлены на грань тотальной деградации, мракобесия и самоистребления, чтобы в послевоенное время, в 1950 – 1960-е годы, произошла вторая «революция в праве», обозначившая коренные, качественные изменения в праве, которые в полной мере и раскрыли его историческое предназначение»1.
Считается, что этатический тип можно подразделить на две теоретические модели правопонимания. Первая модель, в которой государство доминирует над правом, не связывает себя никакими правовыми нормами, ибо оно само их создает. Вторая модель – государство творит право в форме закона, но при этом оно связывает себя, свою деятельность этим самым законом. Такой тип толкования соотношения права и государства правоведы называют «прагматическим», а такое государство – «государством ограниченной законами бюрократии». Тем не менее в форме законов, которые создает государство и ими же намеревается себя ограничить, оно может творить любой произвол (не случайно позитивистские концепции правового самоограничения государства воспринимаются тоталитарными режимами).
2. Либеральная концепция
Взаимоотношения
государства и права при
«Право – мера свободы» – главная аксиома либеральной концепции, согласно которой мера свободы устанавливается в процессе согласования интересов индивидов и человеческих групп, иногда противостоящих друг другу. Задача государства состоит в том, чтобы зафиксировать меру свободы, зародившуюся непосредственно в самой общественной жизни, придать ей официальный демократический характер.
В основе правоспособности лежит понятие о том, что права не дарованы человеку, а принадлежат ему от рождения, неотчуждаемы. Основные права человека – высшая ценность. Важнейшим положением этого типа правопонимания является принципиальное различие права и закона, который также должен иметь правовой характер. Государство существует для гарантирования и охраны неотъемлемых прав, а гражданское общество предъявляет и диктует ему свои требования. Кант, стоявший у истоков теории гражданской свободы, право нужно вытащить из грязи окружающего его бесправия1. Свобода – первый важнейший принцип права, суть которого в том, чтобы уважать свободу других индивидуумов. Именно эта корреляция прав и обязанностей скрепляет саморегулирование отношений в обществе. Право на свободу и есть принцип прав человека. Государство по воззрению немецкого философа Г.Ф.Гегеля, – это тоже право, под которым подразумевается вся система, включая права личности, семьи и общества. Тем самым государство выступает как наиболее полное выражение идеи свободы, поскольку «система права есть царство осуществленной свободы»2.
Правовая свобода имеет историческую природу. В древнем Риме свобода распространялась только на полноправных граждан и ни в коем случае не на рабов. В средние века правовая свобода имела выражено сословный неравный характер и распространялась лишь на представителей определенного сословия.
Второй принцип права – равенство, то есть в формальном смысле, право нуждается в общей для всех одинаковой мере реализации отношений. Третий принцип – справедливость, но как принцип права он выделялся далеко не всеми мыслителями прежних эпох и современными исследователями. «Око за око, зуб за зуб» – древнейшее понятие о справедливости и равенстве, о соразмерности преступления и наказания на протяжении многих веков.
Возникнув из естественно-правовых воззрений, в последующем либеральная доктрина постепенно была воспринята и представителями юридического позитивизма. В частности это, выражается в том, что определенный приоритет индивидуальной свободы перед интересами страны, воплотились в юридических документах – Всеобщей декларации прав человека, например. Свобода является и средой обитания человека, и жизненно-важной ценностью для него, избирая направленность своей жизни в общем смысле и реализуя свои интересы и пристрастия. Если раньше человек считал себя по отношению к государству его подданным, то признание свободы теперь предполагает разрыв такого рода отношений. Дж.Локк утверждал, что индивид – не безвольный подданный государства, а его добровольный член – гражданин, который равноправен с государством.
В этом состоит договорная концепция государства. В трактовке Д.Локка она предусматривает взаимные права и обязанности договаривающихся сторона, а не абсолютное право государства и безусловную обязанность подданных1. Свобода и равенство есть необходимые условия обладания всеми людьми неотчуждаемыми правами. Система благ и условий жизнедеятельности, развитие индивидуальности и самоопределение представляют собой права человека.
Государство теперь объявляется как инструмент для обеспечения «общего блага», защитником прав и свобод человека от любых посягательств с любой стороны, в том числе и государства.
Т. Гоббс из договора «всех со всеми» выделяет принцип, что люди передают государству свои права, несут перед ним определенные обязанности, и оно же в своем лице представляет интересы всех граждан данной страны, действуя от их имени. Между тем остро ставится вопрос об ограничении власти государства, способного превысить свои полномочия при обеспечении защиты прав и свобод, а тем самым вмешиваться по своему усмотрению в эту область, то есть речь идет о верховенстве права.
Наиболее полно верховенство права представляется при демократическом типе государства и состоит в том, что государственные решения легитимны и проходят через структуры и процедуры, разработанные для эффективного и только необходимого контроля, защиты фундаментальных прав и свобод.
Большинство философов и мыслителей главенствующую роль управления государством передавали в руки не определенному числу представителей или некоторому сословию, а его народу. Аристотель, например, говорил: «…при демократии – народ является верховным правителем…»1, а Джон Локк заявлял: «Там где кончается закон, начинается тирания…»2. Ш. Монтескье, первоочередным условием для обеспечения политической свободы людей во взаимоотношениях с государством предполагал реализацию разделения властей. Основная цель такого разделения – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь эту возможность, «…необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»3. Структура правительства должна быть основана на принципе разделения и взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной властью, чтобы хоть как-то устранить правительственную тиранию. Объединение же вышеуказанных сил в руках одного человека или организации, может привести к законам умоляющим свободы населения страны, неправильной интерпретации прав или необоснованному наказанию. Аналогичным образом происходит при всеобъемлющем контроле унитарной партии над всеми органами власти.
Неоценимый вклад в разработку идей демократического переустройства общества, прав и свобод человека и гражданина был внесен в эпоху Просвещения. Выражаясь в сути человеческого бытия именно они очертили предназначение человечества и дали толчок к развитию гражданского свободного цивилизованного общества.
Информация о работе Проблемы взаимосвязи государства и права