Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:42, дипломная работа
В настоящей дипломной работе автор рассматривает отдельные аспекты соотношения законодательства РФ и международных договоров, конвенций, сосредотачивая, в основном внимание на вопросах процедурного характера заключения международных договоров в международной правовой практике и, в частности, в РФ. Такая направленность работы позволит глубже уяснить смысл отдельных положений Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 годов, касающихся непосредственно вопросов процедуры заключения международных договоров, и, одновременно, отследить место и роль отечественного законодательства, в частности ФЗ «О международных договорах РФ», в системе глобального правового регулирования международных отношений.
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы заключения международных договоров. 5
§1. Стадии заключения международных договоров. 5
§2. Полномочия и уполномоченные сторон в международных договорах. 6
Глава 2. Работа над текстами международных договоров. 11
§1. Согласование текста международного договора путём переговоров. 11
§2. Принятие текста международного договора и его формы. 14
§3. Установление аутентичности текста международного договора и его формы. 15
Глава 3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора. 17
§1. Способы выражения согласия. 17
§2. Подписание международного договора. Формы и способы. 17
§3. Ратификация международных договоров. 20
§4. Присоединение к международному договору. Подтверждение участия в международном договоре. 32
§5. Принятие, утверждение международных договоров. 36
§6. Обмен документами и их депонирование. 40
Глава 4. Оговорки в международном праве. 43
§1. Понятие оговорки. 43
§2. Венские конвенции об оговорках. 47
§3. Основные юридические проблемы, возникающие в связи с оговорками. 50
Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров. 59
§1. Депозитарий многосторонних договоров. 59
§2. Регистрация международных договоров. 62
§3. Опубликование международных договоров. 67
Заключение 71
Библиография. 72
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
Дипломная работа на тему:
Процедура заключения международных
договоров
Студента 5 курса заочной(сокращенной) формы обучения
Атрушкевич А.А
Научный руководитель
старший преподаватель
Конюк М.А
Работа сдана
«____»__________2012 г.
К защите допущена
«____»__________2012 г.
Рецензент
______________________
2012 г.
Содержание.
Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений. С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи – колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по новому объединяют элементы системы.
Вместе с тем на
современном этапе научно-техни
Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международных договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров.
Венская конвенция ООН
о праве международных
В РФ в соответствии с п.4. ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В Конституции 1993 г. закреплён порядок заключения и осуществления РФ международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности РФ детально регламентированы в ФЗ «О международных договорах РФ». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования.
Все это говорит об
огромной важности исследования международной
договорной практики, а также договорной
практики РФ. Научная разработка проблем
теории международного договора, внутригосударственного
правового регулирования
В настоящей дипломной
работе автор рассматривает отдельные
аспекты соотношения
Глава 1. Общие вопросы заключения международных договоров.
§1. Стадии заключения международных договоров.
Заключение международных
договоров государствами
Заключение международного договора — это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состоит, как отмечает Г. И. Тункин, в согласовании «воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора»1.
Юристы нередко замалчивают существо процесса заключения международных договоров, сводя его к чисто техническим моментам безотносительно к формированию соглашения. Такую попытку сделал, например, Дж.Фицморис в Комиссии международного права ООН при обсуждении проекта статей по праву договоров2.
Французский юрист П.Ретер, отмечая многозначность термина «заключение», считает, что для начала лучше всего взять самое ограниченное определение: «Международный договор «заключен», когда государства определенно выразили свою волю быть им связанными». Поскольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более широком смысле «заключение» означает «совокупность процедур с применением «различных документов», посредством которых обосновывается существование международных договоров»3.
По мнению проф.Талалаева, заключение международных договоров является подчас долгим процессом вследствие сложности объектов договоров, природы и числа их участников. Он включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Среди них такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор. В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных грамот. Не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные этапы. Это зависит от формы договора и предварительной договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора. Это две основные стадии заключения международного договора, которые со своей стороны подразделяются на более мелкие этапы, или подстадий4.
Венская конвенция о праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия – принятие текста. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего договора — большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия – установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение составляет случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Прецедентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 гг. Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН относительно расистского режима в Южной Родезии.
Таким образом, заключение
международных договоров –
Закон «О международных договорах Республики Беларусь» в ст.2 определяет заключение международного договора как выражение согласия Республи Беларусь на обязательность для неё международного договора. То есть в целом под заключением обычно понимается процесс принятия международного обязательства, но в законе даётся юридически более точное понятие, означающее окончательное принятие договора, т. е. завершающую стадию его заключения.
Необходимо добавить,
что государства заключают
§2. Полномочия и уполномоченные сторон в международных договорах.
Рассмотрение процедуры заключения международных договоров в литературе обычно начинается с вопроса о выдаче полномочий сторон в международных договорах. И.Синклер и П.Ретер, например, выдачу полномочий относят к первой стадии процесса заключения договоров6. Полномочия должны предъявляться в начале переговоров.
В полномочиях указываются: фамилия, имя и отчество уполномоченного, а также его должность или ранг в тех случаях, когда это необходимо. Далее указывается тот круг вопросов, в отношении которых соответствующее лицо или делегация правомочны осуществлять те или иные действия (например, вести только переговоры или подписать также договор, участвовать в работе конференций и т.д.). Отдельных полномочий на парафирование не выдается. Оно охватывается полномочиями на ведение переговоров.
Наименование соглашения или договора в полномочиях должно строго соответствовать тем названиям актов, которые уже согласованы между сторонами.
В случае, когда делегация уполномочена вести переговоры, а соглашение предстоит выработать в ходе переговоров, в полномочиях указывается: «... На ведение переговоров и подписание соответствующего соглашения, которое будет выработано в результате этих переговоров».
В случаях когда подписание соглашения сопровождается оговоркой, она должна быть включена в текст полномочий. Если соответствующая оговорка была сделана представителем страны при подписании того или иного международного договора и он продлевается, то при подписании документов о последующем продлении действия данного международного договора в полномочие представителя вписывается та же оговорка, которая была сделана при подписании самого договора.
Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство ex officio:
Следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.
Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ «О международных договорах РБ» полностью соответствуют сложившейся международной практике: «Президент Республики Беларусь как глава государства представляет Республику Беларусь в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Беларусь без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Республики Беларусь как глава Правительства и министр иностранных дел Республики Беларусь в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Республики Беларусь и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий. »
Информация о работе Процедура заключения международных договоров