Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Понятие безнадзорности и беспризорности……………………………………9
Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу прав ребёнка в РФ…………………………………………………………………………………10
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………….13
2.2. Семья как причина детской безнадзорности и безнадзорности…………………19
2.3. Социальный портрет беспризорника………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………30
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20
Шифр 030912
Специальность
Право и организация
социального
обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
Студент: Жукова Александра Витальевна Группа: 3ПСО5
Работа выполнена «__»______2014 г. Подпись студента: _______
Дата защиты «__»__________2014 г. Оценка: ________________
Руководитель курсовой работы: ___________ Н.В. Прокудина
СОГЛАСОВАНО
Протокол ПЦК № 3 от 15.01.2014 г.
Председатель ПЦК специальности Право и организация социального обеспечения
_____________________ Н.В. Прокудина
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………….13
2.2. Семья как причина детской безнадзорности и безнадзорности…………………19
2.3. Социальный портрет беспризорника……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным данным их количество в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. В основном дети становятся безнадзорными из-за отсутствия необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны членов своей семьи.
Значительную часть этих детей составляют подростки, отличающиеся от своих сверстников жестоким поведением, употреблением алкоголя и наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности. Подростковая безнадзорность стала одной из самых серьезных социальных проблем семьи и общества в Российской Федерации.
Истоки причин роста безнадзорности среди детей и подростков лежат, прежде всего, в семье (в которой царят: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.
Учитывая важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми. Безнадзорность и беспризорность в семье современным российским обществом оцениваются как факторы, создающие общенациональную угрозу.
По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.
Источником хотя и далеко неполной информации по численности беспризорников, являются органы МВД1, которые формируют свои данные по тому, сколько ловят подростков за совершённые ими правонарушения. По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более, чем каждый 50-й ребёнок в России – беспризорник».
Ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно! Уполномоченный по правам ребёнка, «главный омбудсмен» России Павел Астахов2 в том же году на одной из пресс-конференций заявил, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.
В России сейчас больше беспризорников, чем после Гражданской и Великой Отечественной войн вместе взятых. Эксперты называют цифру в 5 миллионов беспризорников на Россию: это значит, что в подъезде каждого дома ночует как минимум по три беспризорника.
Важно отметить, что беспризорников часто путают с безнадзорными детьми, с детдомовцами и с сиротами. В то время как под «безнадзорным» понимается обычный трудный подросток, «беспризорный» — это тот самый маленький бомж, который живёт на вокзале и питается объедками. Политики и общественные деятели, в массе своей, совершенно не разбираются в предмете, из-за чего регулярно выдают в своих речах шокирующие своей нелепостью цифры.
К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России практически отсутствует — во многом из-за того, что выловленных беспризорников не отпускают обратно на волю, а передают родителям либо в детские дома.
Доклад «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2012 года сообщает, что в 2012 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13.500 беспризорных и безнадзорных детей. Если предположить, что ведущие асоциальный образ жизни беспризорники попадаются никак не реже одного раза в год, и если вспомнить, что среди трудных подростков (безнадзорных) тоже есть хулиганы, следует констатировать факт — общее число беспризорников в России никак не может превышать несколько тысяч человек3.
На съезде детских омбудсменов4 (вот уже и съезды проводятся), прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. И это официальные цифры, которые сообщил тот же Павел Астахов. Конечно с его немалым «омбудсменовским» чиновничьим аппаратом можно выступать под фанфары наших СМИ, защищая права конкретного, отдельно взятого ребёнка, например отобранного у русской матери финским отцом или возмущаться действиями американских усыновителей детей из России. Но если Астахов – «главный защитник детей» в нашей стране, то почему бы ему не обратить такое же пристальное внимание и распространить свою активность на защиту обездоленного детства – беспризорных. Каждый пятый российский ребенок – детдомовец.
После выхода из детдома 30 % ребят становятся бомжами, 20 % – преступниками. По некоторым данным в Москве насчитывается около 60 тысяч беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов, от 10 до 50 койкомест каждый.
По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10 % - заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно.
Подводя итог этой нерадостной статистике, скажем, что из множества других источников вырисовывается ужасная цифра: в России сегодня до 5 -7 миллионов беспризорных детей. Из них так называемые «социальные сироты» - 90%, не ходят в школу 3 млн. детей, около 5 млн. живут на улице. В 48 раз увеличилась детская смертность от наркотиков.
Одной из главных причин бегства детей из дома, беспризорности при живых родителях – распад семей. Ведь ежедневно в Российской Федерации регистрируются более 1500 разводов, а в результате распада таких семей ежедневно без одного родителя остаются более 1 200 детей, в дома ребенка передаются около 30, «отбираются» у нерадивых родителей – 30-35 ребятишек. Помножьте эти цифры на 365 дней в году, и получите ужасные цифры потерь только за один год! Это не считая сожительства, при котором дети уже рождаются «вне закона».
Таким образом, количество детей-беспризорников и детдомовцев в России фактически уже превысило уровень лет непосредственно после Гражданской войны. А возвращение страны к состоянию общества практически 100-летней давности – верный признак того, что Россия, крупнейший мировой экспортер газа и один из крупнейших экспортеров нефти и углеводородов, всё ниже опускается по многим прогрессивным показателям, но постоянно выдвигается в «передовые» по уровню коррупции и детской безнадзорности, по росту нищеты «низшего класса», и безмерного богатства «высшего класса» олигархов и чиновничества. Растущее количество беспризорных детей — это крик самой России о беспризорности, страны, где власть в первую очередь решает финансовые проблемы власть имущих, позабыв о делах первейшей государственной важности.
По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным МВД РФ, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.
Однако до сих пор многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуют неэффективно.
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
Объектом настоящей курсовой работы является общественные отношения в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности в семье.
Предметом данного исследования является функционирование и реализация нормативной базы РФ, регулирующей порядок профилактики безнадзорности и беспризорности в семье.
Структура курсовой работы включает в себя вступление, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на подрастающем поколении.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)5 дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.
Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности