Профилактика детской безнадзорности и беспризорности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Понятие безнадзорности и беспризорности……………………………………9
Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу прав ребёнка в РФ…………………………………………………………………………………10
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………….13
2.2. Семья как причина детской безнадзорности и безнадзорности…………………19
2.3. Социальный портрет беспризорника………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 107.33 Кб (Скачать файл)

Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.

Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.

 

 

 

    1. Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу защиты прав ребёнка в РФ

При анализе нормативной базы будут рассмотрены следующие документы:

Международные документы

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Федеральные законы РФ

    1. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Устанавливается порядок формирования и использования Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью их государственного учета и содействия в передаче таких детей на воспитание в семьи граждан. Определяются государственный статус указанного банка данных, основные принципы государственного регулирования его деятельности, а также задачи уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ. Устанавливается механизм обеспечения прав граждан на информацию о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.

    1. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ

«Об опеке и попечительстве»

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

 

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством). Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.00 (кроме платных каналов).

Кодексы:

 Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ГПК РФ.

Постановления Правительства РФ:

  • от 01.05.96 г. № 542 об утверждении перечня заболеваний,
  • от 19.03.2001 № 195 о детском доме семейного типа, от 19.05.2009 № 432 о временной передаче детей.

 

ИТОГИ 1 ГЛАВЫ

Были рассмотрены такие понятия, как безнадзорность и беспризорность. И проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу защиты прав ребёнка в РФ.

 

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И БЕСПРИЗОРНОСТИ

2.1. Причины детской беспризорности  и безнадзорности

Первого июня празднуется Международный день защиты детей. Сегодня в России, по некоторым данным, около пяти миллионов беспризорников. Больше, чем после гражданской и Великой Отечественной войны. А если точнее – безнадзорников. Потому как большинство (порядка 70–80%) кочующих по стране детей стали бродягами при живых родителях. Основной «поток» течет, что неудивительно, в сторону Москвы.

Происходящий в последние годы очевидный рост детской беспризорности, так называемого социального сиротства, ставит перед исследователями и разработчиками социальной политики непростые вопросы. С чем связана наблюдаемая социальная патология, при которой происходят сбои системы социализации подрастающего поколения, и дети начинают проходить «школу жизни» в условиях физического насилия, «дарвинской борьбы» за биологическое выживание, поодиночке или в организованных детских группировках? Какую систему социальной защиты надо создать для того, чтобы избавить детей от жестокого обращения и бесприютности?

Хотя пока еще нет достоверных данных о точном числе беспризорных детей по России часто называется цифра 220 тыс. человек, анализ имеющейся информации показывает, что о единовременном замере на улицах города, в подвалах и подъездах Москвы, можно обнаружить не менее 70-80 тысяч детей, как часто утверждается в средствах массовой информации, а на порядок меньше. Тем не менее. В ЦВИНП6 за год доставляется около 6 тысяч преимущественно не москвичей. Кроме того, примерно такое число детей - москвичей, ведущих уличный образ жизни направляются органами МВД РФ обратно домой. Из всех детей, поступивших в Московский ЦВРШП 84% - это дети, самовольно ушедшие из семей, 34% детей не имеют одного из родителей, 5% не имеют родителей вообще. В приютах Москвы находятся одновременно 500 детей7.

Последние социологические опросы беспризорных детей проводились в нашей стране в 20-30 годы. В связи с отсутствием такой информации возникает много ошибочных или вполне правомерных суждений, объясняющих причины детской беспризорности. Среди таких интерпретаций, выделяю три:

  1. Бедность как ключевой фактор, провоцирующий бедность, необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи.
  2. Склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями.
  3. Отсутствие контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, полиции и др.

Хотя все три названных фактора, безусловно, присутствуют в каждой этиологии явления, они должны рассматриваться, как правило, в связи с одним ключевым фактором. Этим фактором является насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная, физическая, медицинская, пищевая и т.д.). Именно она, как показывают исследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот, выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом должен быть не ребенок, а, прежде всего, семья.

Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, беспризорности детей.

Проблема беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофические размеры. Ежегодно ими совершается более 200 тысяч преступлений. За последние годы более чем в два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рост венерических заболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления - попадали в разряд безнадзорных.

По данным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них8:

- Падение уровня жизни  в процессе перехода к новым  экономическим отношениям;

- Ухудшение условий содержания  детей;

- Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;

- Усиление жестокого обращения  с детьми в семьях.

Основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье.9 Об этом говорят цифры.

В три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.

«Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях:

1. Здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями.

2. Стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами,

3. Родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения.

В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.

А если к этому прибавить отношения детей в школе, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте.10

Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.11

Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.

Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органов опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка. Дополнительным фактором риска в последнее время становится безработица родителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие детей инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.

Тяжелое материальное положение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2012 году стало больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах.

Мощным фактором детской беспризорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становиться нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В 2011/2012 учебном году ввиду ограничения приема учащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-технические училища около 500 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет были лишены возможности продолжать обучение. Из 670 тыс. детей и подростков, состоявших на учете внутренних органов, около 100 тыс. нигде не учатся и не работают, 127 тыс. живут в неполных семьях. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга, эти беспризорные дети стали питательной средой для преступного мира12.

Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности