Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Понятие безнадзорности и беспризорности……………………………………9
Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу прав ребёнка в РФ…………………………………………………………………………………10
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………….13
2.2. Семья как причина детской безнадзорности и безнадзорности…………………19
2.3. Социальный портрет беспризорника………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………30
Большинство безнадзорных детей (почти 70%) - горожане, селяне составляют чуть более 30%. Очевидно, сельские жители менее разобщены, там, в большей мере, чем в городе, развита взаимопомощь. В дело неблагополучной семьи могут включаться соседи, способные помочь ребенку в решении его проблем и не допустить того, чтобы единственным выходом из создавшегося положения стало бегство.
Убежавший из дома беспризорник, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие, около 8% - сексуальное.
Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.
Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.
Безнадзорные дети обычно плохо учатся. Они плохо читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных при обследовании детей ответили, что учиться им не интересно.
Здоровье беспризорников расшатано. Среди наиболее частых заболеваний - энурез, невротическое развитие или задержки нервно-психологического развития (вплоть до олигофрении в стадии дебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы, у многих большой стаж курения, наркомании; аномалии развития и заболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двигательного аппарата; аллергические заболевания (астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты). Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Часть безнадзорных детей - носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерические заболевания - обычное для них явление.
Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.
Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.
ИТОГИ 2 ГЛАВЫ
Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы: нет такого общества, в котором не существовала бы детская безнадзорность и жестокое обращение с детьми, а стало быть, и безнадзорные дети. Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управлением их нравственным, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят:
1. Особая структура семьи (неполные семьи, с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.
2. Представление о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумение воспринимать его как личность со своими особенностями и потребностями.
3. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для соседского контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты или правопорядка.
4. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества; не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
1. Рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних.
2. Массовые нарушения прав детей.
3. Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков. Необходимо усовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.
В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.
Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако, поставленная во вступлении цель была достигнута. Полностью и всесторонне были раскрыты поставленные вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и представлены предложения по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.
Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в семье, данная тема будет оставаться актуальной в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Международные акты. Конвенции. О правах ребенка [Текст]: [принят резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Нью-Йорк.] – Режим доступа: http://www. un.org/ru.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой от 30 ноября 1994 г.: по состоянию на 12 марта 2014 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
3. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 1995 г.: по состоянию на 25 ноября 2013 г.] Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Российская Федерация. Законы. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 16 апреля 2001 г.: одобр. Советом Федерации 4 апреля 2001 г.: по состоянию на 2 июля 2013 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
5. Российская Федерация. Законы. Об опеке и попечительстве [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 апреля 2008 г.: одобр. Советом Федерации 16 апреля 2008 г.: по состоянию на 2 июля 2013 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
6. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: одобр. Советом Федерации 9 июня 1999 г.: по состоянию на 2 апреля 2014 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
7. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.: по состоянию на 2 декабря 2013 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
8. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2010 г.: одобр. Советом Федерации 24 декабря 2010 г.: по состоянию на 2 июля 2013 г.]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
Научная методическая литература
9. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов – Свердловск: Урал. ун-т, 2011.– 21-22с.
10. Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей [Текст] / В.Г. Деев – Тбилиси: Либерия, 2010. – 29-32с.
11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 2011. – 60с.
12. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков./ Под ред. Г.М. Иващенко, [Текст]. – М.: НИИ семьи, 2012.– 342с.
13. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдмиллер. – СПб.: Юстицкис, 2012. – 90-95с.
Интернет-ресурсы
14. Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
15. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://mkdn.mos.ru, свободный.
16. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://mvd.ru, свободный.
17. Радио ЭХО Москвы [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.echo.msk.ru, свободный.
18. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.rfdeti.ru, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По мнению большинства россиян, сегодня люди, заведя семью, стараются отложить рождение детей на более позднее время, и это характерно не только для мужчин. Считают, что при незапланированной беременности жена имеет право без учета мнения мужа решить, рожать или не рожать ребенка, 29% россиян (среди женщин – 37%); 65% опрошенных убеждены, что такое решение может быть только совместным. Оставляют за мужем право в подобной ситуации настаивать на своем решении 10%, 83% считают это недопустимым.
1 Министерство Внутренних Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://mvd.ru, свободный.
2Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.rfdeti.ru, свободный.
3Радио ЭХО Москвы [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.echo.msk.ru, свободный.
4Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.rfdeti.ru, свободный.
Информация о работе Профилактика детской безнадзорности и беспризорности