Уральский социально-экономический
институт (филиал)
Образовательного учреждения
профсоюзов
Высшего профессионального
образования
«Академия труда и социальных
отношений»
Кафедра профсоюзного движения
Реферат
на тему: Профсоюзный контроль
соблюдения законодательства о труде
Форма обучения: очная
Группа: МД-102фм
Выполнила: Хасанова Л.Р.
Проверила: Егошина Н.П.
Подпись преподавателя:
Допуск к экзамену:
Челябинск
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
- ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………5
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА:……………………6
2.1. Федеральная инспекция труда………………………………………….7
2.2. Трудовой кодекс РФ…………………………………………………….10
3. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………………13
4. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ
ПРАВ…………..............................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда в широком смысле
слова - это система сохранения жизни
и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в
себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового
права - это совокупность норм, направленных
на обеспечение условий труда, безопасных
для жизни и здоровья работников.
Как правовой институт охрана труда включает
в себя нормы, устанавливающие права и
обязанности работников и работодателей
по вопросам безопасности и гигиены труда,
а также конкретизирующие их с помощью
правил и инструкций по охране труда; специальные
нормы о компенсациях для лиц, работающих
в тяжелых, вредных или опасных условиях;
нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних
работников, лиц с пониженной трудоспособностью;
нормы, регулирующие организацию работы
по охране труда; правила расследования
и учета несчастных случаев на производстве.
Охрана труда имеет социальное,
экономическое и правовое значения.
Социальное значение охраны труда состоит
в том, что охрана труда способствует
укреплению (сохранению) здоровья работников
от вредных и опасных производственных
факторов. Экономическое значение охраны
труда реализуется в росте
производительности труда, подъеме
экономики, увеличении производства. Правовое
значение охраны труда состоит в
правовом регулировании работы по способностям
с учетом тяжестей условий труда,
физиологических особенностей женского
организма, организма подростков и
трудоспособности инвалидов. Кроме
того, вопросы охраны труда являются
объектом организационно-управленческих
отношений трудового коллектива
(соответствующего профсоюзного органа)
с работодателем, а также социально-партнерских
отношений на федеральном, отраслевом,
региональном уровнях.
В правовом регулировании охраны труда
широко сочетаются централизованные нормы
трудового законодательства, которые
устанавливают минимум правовых
мер по охране труда, с договорным
методом, повышающим, конкретизирующим
этот минимум на основании соглашений,
коллективных договоров, а также
трудовых договоров.
- ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ.
Практическая реализация
предусмотренных трудовым законодательством
прав самой слабозащищенной стороны
трудовых отношений – работника – невозможна
без механизмов его защиты от произвола
работодателя.
Защита трудовых прав работников
– это обеспечения трудовых прав,
защита от их нарушения, восстановление
и установление реальной ответственности
работодателей и их представителей за
нарушение трудового законодательства.
В Трудовом кодексе, во многом
перенявшем традиции КЗоТ по защите трудовых
прав работников, выделен специальный
раздел XIII «Защита трудовых прав работников.
Разрешение трудовых споров. Ответственность
за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового
права».
В статье 352 ТК РФ указаны
три основных способа защиты трудовых
прав работников и их законных интересов:
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
судебная
защита.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА.
Одним из активных
и наиболее действенных способов
защиты трудовых прав работников и
профилактики трудовых правонарушений
является государственный надзор и
контроль соблюдения трудового законодательства,
охраны труда. Различаются предварительный,
текущий и последующий надзор
и контроль.
Текущий государственный
надзор и контроль соблюдения трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, всеми работодателями на территории
Российской Федерации осуществляет
федеральная инспекция труда
– структурное подразделение
Федеральной службы по труду и
занятости.
Государственный
надзор за соблюдением правил по безопасному
ведению работ в отдельных
отраслях и на некоторых объектах
промышленности наряду с федеральной
инспекцией труда осуществляют федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
функции контроля и надзора в
установленной сфере деятельности.
ТК РФ устанавливает следующие виды
такого надзора:
государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности;
государственный энергетический надзор;
государственный санитарно - эпидемиологический надзор;
государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
Внутриведомственный
государственный контроль соблюдения
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в подведомственных
организациях осуществляют федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ,
а также органы местного самоуправления.
Государственный
надзор за точным и единообразным
исполнением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, осуществляют Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные
ему прокуроры (ст. 253 ТК РФ)
Федеральная инспекция труда
Среди государственных
органов, осуществляющих государственный
надзор и контроль соблюдения трудового
законодательства, главное место
принадлежит Федеральной инспекции
труда. Федеральная инспекция труда
и ее органы – единая централизованная
система. Они осуществляют государственный
надзор и контроль соблюдения трудового
законодательства и правил охраны труда,
а также нормативных актов
о занятости, банкротстве и приватизации
производства (в части трудовых и
связанных с ними правоотношений),
коллективных договоров и соглашений.
Они анализируют причины нарушений
и охраны труда и готовят предложения
по совершенствованию указанных актов,
а также обобщают данные о состоянии и
причинах производственного травматизма
и разрабатывают меры по их профилактике,
дают заключения по проектам Строительных
норм и правил (СНиП), участвуют в разработке
государственных стандартов безопасности
труда.
Федеральной инспекцией
труда руководит государственный
инспектор – руководитель Федеральной
службы по труду и занятости РФ,
назначаемый и освобождаемый
от должности Правительством РФ. Он
назначает и освобождает от должности
руководителей государственных
инспекций труда.
Основными задачами
федеральной инспекции труда
являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 ТК РФ).
В статье 356 ТК РФ
законодательно закреплены основные полномочия
органов Федеральной инспекции
труда, осуществляемые посредством
проверок, обследований, выдачи обязательных
для исполнения предписаний об устранении
нарушений, привлечении виновных к
ответственности в соответствии
с федеральным законом. Они анализируют
обстоятельства и причины выявленных
трудовых правонарушений, принимают меры
по их устранению и восстановлению нарушений
трудовых прав , занимаются рассмотрением
дел об административных нарушениях в
сфере труда, проводят предупредительный
надзор за строительством новых и реконструкцией
действующих объектов производственного
назначения, вводом их в эксплуатацию,
осуществляют надзор и контроль порядка
расследования и учета несчастных случаев
на производстве, анализируют состояние
и причины производственного травматизма,
участвуют в разработке норм и правил,
а также государственных стандартов безопасности
труда и т.п.
Государственные
инспекторы труда вправе инспектировать
работодателей, относящихся к любым
коммерческим и некоммерческим организациям,
к государственным органам и
органам местного самоуправления, а
также работодателей – физических
лиц (в том числе и индивидуальных
предпринимателей). При этом они
должны учитывать специфику деятельности
Министерства обороны, ФСБ, МВД, ФСНП и
др. (в соответствии с законодательством
об этих государственных органах). Государственные
инспекторы труда вправе предъявлять
работодателям и их представителям обязательные
для исполнения предписания об устранении
очевидных нарушений трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о восстановлении
нарушенных прав работников, привлечении
виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их
от должности в установленном порядке
(в спорной ситуации – рекомендовать обратиться
в органы по рассмотрению индивидуальных
трудовых споров).
Решения государственных
инспекторов могут быть обжалованы
руководителю соответствующей государственной
инспекции, главному государственному
инспектору труда РФ или в судебном
порядке. Штрафы могут быть оспорены
в суде.
Все указанные
государственные инспекции в
пределах их компетенции могут издавать
правила и инструкции в своей
сфере надзора, обязательные для всех
производств.
Следует отметить,
что внесенные в ТК РФ в 2006 году
поправки в определенной степени
сократили функции инспекции
труда. Традиционно интересы работников
защищают органы государственной инспекции
труда и суд. Случаи нарушения
трудового законодательства органы
инспекции труда рассматривают,
естественно, более оперативно, чем
суды; к тому же у них есть возможность
разобраться с имеющимися нарушениями
на месте, то есть у конкретного работодателя.
Более того, проводя проверку по
конкретной жалобе работника на нарушение
трудового законодательства, инспектор
может проверить соблюдение организацией
трудового законодательства вообще.
Обращение же в суд, учитывая его
загруженность, не столь помогает разрешить
спор. Внесенные в ТК РФ поправки
лишили органы инспекции труда права
признавать трудовые договоры, заключенные
на определенный срок при отсутствии
достаточных к тому оснований, заключенными
на неопределенный срок. Такое право
есть только у суда.
Следует отметить,
что существующая судебная система
не в полной мере справляется с
тем потоком споров, которые она
должна разрешить, и наметившиеся положительные
изменения в данной области пока незначительны.
Существенное же ограничение полномочий
государственной инспекции труда может
привести к увеличению нагрузки на суды
и, в конечном счете, к ухудшению ситуации
с восстановлением нарушенных трудовых
прав работников. Становится все более
очевидной необходимость поэтапного введения
в Российской Федерации трудовой юстиции
с формированием специализированных трудовых
судов в системе судов общей юрисдикции.