Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА:……………………6
2.1. Федеральная инспекция труда………………………………………….7
2.2. Трудовой кодекс РФ…………………………………………………….10
3. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………………13
4. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ…………..............................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….25

Файлы: 1 файл

Академия труда и социальных отношений.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

Уральский социально-экономический  институт (филиал)

Образовательного учреждения профсоюзов

Высшего профессионального  образования

«Академия труда и социальных отношений»

 

Кафедра профсоюзного движения

 

 

 

Реферат

на тему: Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде

 

 

 

                                                                           

                                                                                      Форма обучения: очная

                                                                            Группа: МД-102фм

                                                                                  Выполнила: Хасанова Л.Р.

 

                                                                           Проверила: Егошина Н.П.

                                                                                      Подпись преподавателя:

                                                                              Допуск к экзамену:

 

Челябинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

  1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………5
  2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ                  ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА:……………………6

2.1. Федеральная инспекция труда………………………………………….7

2.2. Трудовой кодекс РФ…………………………………………………….10

3.  ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ  ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………………13

4.  САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ…………..............................................................................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в  себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда как институт трудового  права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит  в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте  производительности труда, подъеме  экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в  правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и  трудоспособности инвалидов. Кроме  того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских  отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании охраны труда  широко сочетаются централизованные нормы  трудового законодательства, которые  устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также  трудовых договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ.

Практическая реализация предусмотренных трудовым законодательством  прав самой слабозащищенной стороны трудовых отношений – работника – невозможна без механизмов его защиты от произвола работодателя.

Защита трудовых прав работников – это обеспечения трудовых прав, защита от их нарушения, восстановление и установление реальной ответственности работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства.

В Трудовом кодексе, во многом перенявшем традиции КЗоТ по защите трудовых прав работников, выделен специальный  раздел XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

В статье 352 ТК РФ указаны  три основных способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов:

  • самозащита работниками;

  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

  • государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

     судебная  защита.

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА.

Одним из активных и наиболее действенных способов защиты трудовых прав работников и  профилактики трудовых правонарушений является государственный надзор и  контроль соблюдения трудового законодательства, охраны труда. Различаются предварительный, текущий и последующий надзор и контроль.

Текущий государственный  надзор и контроль соблюдения трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда  – структурное подразделение  Федеральной службы по труду и  занятости.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной  инспекцией труда осуществляют федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в  установленной сфере деятельности. ТК РФ устанавливает следующие виды такого надзора:

  • государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности;

  • государственный энергетический надзор;

  • государственный санитарно - эпидемиологический надзор;

  • государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Внутриведомственный государственный контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры (ст. 253 ТК РФ)

    1. Федеральная инспекция труда

Среди государственных  органов, осуществляющих государственный  надзор и контроль соблюдения трудового  законодательства, главное место  принадлежит Федеральной инспекции  труда. Федеральная инспекция труда  и ее органы – единая централизованная система. Они осуществляют государственный  надзор и контроль соблюдения трудового  законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов  о занятости, банкротстве и приватизации производства (в части трудовых и  связанных с ними правоотношений), коллективных договоров и соглашений. Они анализируют причины нарушений  и охраны труда и готовят предложения по совершенствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма и разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строительных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке государственных стандартов безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный  инспектор – руководитель Федеральной  службы по труду и занятости РФ, назначаемый и освобождаемый  от должности Правительством РФ. Он назначает и освобождает от должности  руководителей государственных  инспекций труда.

Основными задачами федеральной инспекции труда  являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия;

  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 ТК РФ).

В статье 356 ТК РФ законодательно закреплены основные полномочия органов Федеральной инспекции  труда, осуществляемые посредством  проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к  ответственности в соответствии с федеральным законом. Они анализируют  обстоятельства и причины выявленных трудовых правонарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушений трудовых прав , занимаются рассмотрением дел об административных нарушениях в сфере труда, проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию, осуществляют надзор и контроль порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализируют состояние и причины производственного травматизма, участвуют в разработке норм и правил, а также государственных стандартов безопасности труда и т.п.

Государственные инспекторы труда вправе инспектировать работодателей, относящихся к любым  коммерческим и некоммерческим организациям, к государственным органам и  органам местного самоуправления, а  также работодателей – физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей). При этом они  должны учитывать специфику деятельности Министерства обороны, ФСБ, МВД, ФСНП и  др. (в соответствии с законодательством  об этих государственных органах). Государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении очевидных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (в спорной ситуации – рекомендовать обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров).

Решения государственных  инспекторов могут быть обжалованы руководителю соответствующей государственной  инспекции, главному государственному инспектору труда РФ или в судебном порядке. Штрафы могут быть оспорены в суде.

Все указанные  государственные инспекции в  пределах их компетенции могут издавать правила и инструкции в своей  сфере надзора, обязательные для всех производств.

Следует отметить, что внесенные в ТК РФ в 2006 году поправки в определенной степени  сократили функции инспекции  труда. Традиционно интересы работников защищают органы государственной инспекции  труда и суд. Случаи нарушения  трудового законодательства органы инспекции труда рассматривают, естественно, более оперативно, чем  суды; к тому же у них есть возможность  разобраться с имеющимися нарушениями  на месте, то есть у конкретного работодателя. Более того, проводя проверку по конкретной жалобе работника на нарушение  трудового законодательства, инспектор  может проверить соблюдение организацией трудового законодательства вообще. Обращение же в суд, учитывая его  загруженность, не столь помогает разрешить  спор. Внесенные в ТК РФ поправки лишили органы инспекции труда права  признавать трудовые договоры, заключенные  на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, заключенными на неопределенный срок. Такое право  есть только у суда.

Следует отметить, что существующая судебная система  не в полной мере справляется с  тем потоком споров, которые она  должна  разрешить, и наметившиеся положительные изменения в данной области пока незначительны. Существенное же ограничение полномочий государственной инспекции труда может привести к увеличению нагрузки на суды и, в конечном счете, к ухудшению ситуации с восстановлением нарушенных трудовых прав работников. Становится все более очевидной необходимость поэтапного введения в Российской Федерации трудовой юстиции с формированием специализированных трудовых судов в системе судов общей юрисдикции.

Информация о работе Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде